Цели:
- расширить представления учащихся о технологических и изобразительных возможностях пластилина; учить приемам работы в технике «Миллифиори»,
- развивать пространственные представления;
- воспитывать художественный вкус, интерес к предмету;
Оборудование:
Пластилин, стеклянная посуда, образец изделия, предметно-технологическая карта по изготовлению вазы в технике «миллифиори».
Словарь:
- дизайн;
- дизайнер
- техника «миллифиори»
Ход урока
I. Организация урока
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока
- Перед вами кроссворд, давайте попробуем его отгадать.
- Молодцы.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять творческую работу – каждый из вас попробует себя в роли дизайнера. Мы займемся дизайном вазы для цветов.
III. Изучение нового материала
Дизайн (от англ – проектировать) художественное конструирование предметов. Художественное конструирование стало активно развиваться с начала 30-х годов XX века. Появилась новая профессия – дизайнер, в задачу которой входила разработка новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых.
До этого инженеры-конструкторы с пренебрежением относились к внешнему виду станков, машин и т.д. Заботились главным образом лишь о том, чтобы они лучше работали. А для того, чтобы привлечь покупателя, на машинах делали украшения в виде орнамента, которые никаким образом не связаны с заботой об удобстве человека в работе с этой машиной.
Художественное конструирование – это не просто декоративное оформление изделия, не изящное рисование, а совершенно новый способ проектирования любого изделия. Художник конструктор должен создавать удобные и красивые вещи. Дизайнер является создателем проектируемой им вещи с самого начала и до ее завершения (например мебель, одежда, предметы обихода). При художественном конструировании любого предмета учитывается его польза и красота, т.е. функциональность и эстетичность. Эти два качества должны быть слиты воедино в любом предмете дизайнерского искусства.
IV. Актулизация знаний учащихся
Мы с вами сегодня на уроке будем дизайнерами и спроектируем вазу для цветов. Выполним ее в необычной технике «миллифиори». Давайте познакомимся с этой техникой.
«Миллифиори» в переводе и итальянского означает «тысяча цветов». Название интригует, особенно когда понимаешь, что речь идет о декоративном приеме. Эта техника довольно сложная и требует особенно тщательного исполнения. Но ее возможности поистине безграничны – все зависит от собственной фантазии.
Техника «миллифиори» - не изобретение современных дизайнеров. Это декоративный прием, придуманный древними римлянами, впоследствии широко использовался венецианскими мастерам. Технология осталась практически неизменной: сначала изготавливаются разноцветные стеклянные «стволики». Для этого несколько ярко окрашенных стеклянных палочек соединяют в пучок, сваривают и растягивают – до тех пор, пока не получится тонкий пестрый «стволик», состоящий из разноцветных «жилок». Затем его рассекают на небольшие отрезки, которые в расплавленном виде прессуют в различные формы.
V. Вводный инструктаж
1. Возьмите небольшие равные части выбранного пластилина и скатайте из них «колбаски».
2. Раскатайте небольшой кусок пластилина. Положите на него «колбаску» и срежьте ножом неровный край.
3. Прокатайте полученный «рулет» по столу. Сделайте такие же «рулеты» из другого пластилина. Разрежьте «рулеты» ножом пополам и сложите в «пучок».
4. Прокатайте «пучок», чтобы убрать пустоты внутри. Разрежьте его на четыре равные части.
5. Сложите части в «пучок», обожмите пальцами и прокатайте.
6. Нарежьте получившийся «рулет» пластинками толщиной 1,5-2 мм.
7. Наклейте пластинки на вазу, прижимая к стеклу. Выровняйте стыки пальцами – так чтобы стекло было равномерно покрыто пластилином.
8.Покройте вазу клеем ПВА.
VI. Физкультминутка
VII. Практическая работа
Задание. Изготовить вазу технике «миллифиори».
Целевые обходы учителя:
1. Контроль за организацией рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытавшим трудности.
4. Контроль качества и объема выполненной работы.
VIII. Выставка работ учащихся
IX. Итог урока
По вашим работам, ребята, видно, что профессия дизайнера вам понравилась. Каждая работа оригинальна. Молодцы!
X. Релаксация
- Кому понравился сегодняшний урок?
- Кто испытывал трудности при выполнении работы?