Цель: познакомить детей с особыми птицами-журавлями; расширить знания детей о них; учить видеть красоту природы; воспитывать заботливое отношение к птицам и стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.
Оборудование. Плакаты «Берегите птиц!», «Птицы - наши друзья»; экологические правила, рисунки детей к сказкам о журавле, ПК, экран, видео проектор, презентация (Приложение 1).
Ход мероприятия
Праздник начинается с песни «Песенка защитников природы».
Если бы только-только-только,
Если бы только на планете,
Если бы только все земляне
Все живое берегли,
То возможно-можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте,
горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Если на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев.
(Переделанная песня о Красной Шапочке на музыку А. Рыбникова)
Учитель: Сегодня мы хотим рассказать об удивительных птицах-журавлях. Ведь эти птицы находятся на грани исчезновения. Многие виды уже занесены в Красную книгу. Мы решили внести свой вклад в защиту этих птиц, прививая интерес, сочувствие и любовь к ним.
Ученик 1:
Жура-жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Стихи П. Воронько)
Ученик 2: Всего в мире 14 видов журавлей. А в нашей стране обитают 7 видов журавлей. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, элегантны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Журавли питаются насекомыми, семенами, зернами, моллюсками, мелкими грызунами, корнями растений, молодыми побегами.
Учитель: Сейчас мы продемонстрируем тех журавлей, которые обитают у нас. А вы обратите внимание на их окраску, форму, величину, как они грациозно держат себя и какие они удивительно красивые. Когда журавль кричит, говорят, что он курлычет или клекочет.
Ученик 3: Канадский журавль.
Голос-курлыканье. Определяется легко, поскольку в местах обитания канадского журавля других журавлей не встречается.
Ученик 4: Серый журавль.
Голос звонкий, трубный, курлыкающий крик. Обратите внимание на хорошо заметный цвет на темени и затылке.
Учитель: А вот эти журавли находятся под угрозой исчезновения. Они занесены в Красную книгу. Пока не поздно этих журавлей надо спасать!
Ученик 5: Даурский журавль.
Голос - звонкое курлыканье. Он отличается белыми головой и шеей, красным цветом щек.
Ученик 6: Черный журавль.
Голос – громкое курлыканье. Посмотрите, у этой птицы очень темная окраска, белая голова и шея, красное темя.
Ученик 7: Стерх или белый журавль.
Голос – звонкий, курлыкающий крик. У него белое оперение, красные клюв и ноги.
Ученик 8: Японский журавль.
Голос – звонкий, курлыкающий крик. Легко различается по черным маховым перьям, черной передней части шеи.
Ученик 9: Красавка.
Голос – звонкое курлыканье. От всех других журавлей отличается меньшей величиной и издалека заметными белыми пучками перьев на голове.
[5]
Ученик 1:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро в гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(стихи И. Никитина)
Ученик 2: В 2-3 года журавли образуют пары на всю жизнь. Они никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца. Самец и самка по очереди насиживают в течение месяца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие пробежки.
Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и желтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
Ученик 3:
Ручейки бегут с холма-
До свидания, зима!
Слышишь чей-то клич вдали?
К нам вернулись журавли!
(стихи М. Буруян)
Учитель: Журавли учатся держаться на лету правильным строем-треугольником или по-другому «косяком». Первым в треугольнике летит самый сильный старый журавль. Ему сложнее всего рассекать воздух. Когда он устанет, он переходит в хвост отряда, а его место занимает другой, со свежими силами. Кто сильнее - впереди. Послабее – сзади. Молодые журавли машут крыльями в такт и летят за более опытными. Волны воздуха бегут от угла треугольника, точно лодка носом режет воду. Они могут летать на высоте до 4,500м. В полете этих птиц очень легко узнать: у них длинная шея, длинные ноги, вытянутые вдоль туловища.
Ученик 4:
Пролетали в небе журавли,
И печальным криком с высоты,
Выражая боль души своей,
Все прощались, кланяясь земле.
Журавли живут своей судьбой-
Прилетят к нам в дом родной весной.
Пусть в судьбе написано хоть что-
Я не брошу дом свой ни за что.
(стихи Ш. Зигангировой).
Ученик 5: Два раза в год – осенью и весной – для Америки и Канады наступают журавлиные дни.
Много лет тому назад один летчик, пролетая над лесами Канады, заметил на поляне каких-то больших белых птиц. Летчик сообщил о своей находке ученым. Последние же, прибыв на место, пересчитали журавлей. Их было 33.
И две страны - США и Канада – заключили договор дружбы, чтоб сберечь своих последних журавлей-кликунов.
Когда начинается осенний и весенний перелет, летящих журавлей показывают по телевидению. Об их маршруте пишут в газетах, напоминая охотникам, что стрелять этих редких птиц запрещено.
[3]
Ученик 6: Когда журавли пролетают в небе, все – и взрослые и дети - наблюдают за ними. Их звучное курлыканье и красивые, изящные тела ни с чем не перепутаешь. Люди любуются журавлями до тех пор, пока они не исчезнут с поля зрения.
Учитель: День журавля проводится и в России. Он организуется общественной организацией Союза охраны птиц. Праздник идет по всей стране - от Якутии до Московской области. Организаторы встречаются с обычными людьми, собирают информацию о журавлях и ведут учет птиц, показывают презентации, распространяют листовки, литературу о птицах-символах мудрости.
Учитель: Говорят, что эти птицы - великие танцоры. Писатель Виталий Бианки в своем произведении вот как описывает их танец:
Ученик 7: Хотя эти птицы очень осторожны, весной можно наблюдать танцы этих птиц. Соберутся в кружок, и вот один или двое выходят на середку и начинают приплясывать. Сперва ничего – только подпрыгивают долгими ногами. Дальше больше: пускаются в широкий пляс, и такие коленца выкидывают – помрешь со смеху! И кружатся, и прыгают, и вприсядку – ну точь-в-точь трепака откалывают на ходулях! А те, что кругом стоят, равномерно, в такт, хлопают крыльями.
[1]
Учитель. Журавля можно повстречать в народном фольклоре, чаще в сказках.
Викторина со зрителями
Учитель. Какие художественные произведенпия с участием журавля вы знаете и кто их написал?
(К. Ушинский «Гусь и журавль», русская народная сказка «Лиса и журавль», русская народная сказка «Журавль и цапля», басня И.А. Крылова «Волк и журавль», Т. Маврина «Гуси, лебеди да журавли…», русская народная сказка «Хитрый журавль»).
Учитель: К каким сказкам относятся слова:
- «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все да плохо» (К. Ушинский «Гусь и журавль»)
- «Как аукнулось, так и откликнулось» (русская народная сказка «Лиса и журавль»)
- «У меня в голове сто, сто, сто думушек!» (русская народная сказка «Хитрый журавль»)
- « Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно» (русская народная сказка «Журавль и цапля»)
- «Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает.»
(басня И.А. Крылова «Волк и журавль»)
Инсценировка сказки «Лиса и журавль»
Ученик 1: Журавль – птица, почитаемая японцами. Бумажный журавлик - талисман, приносящий счастья. Его изображают на открытках с пожеланием здоровья. Он стал символом мира. Об этом можно узнать, прочитав рассказ Юрия Яковлева «Белые журавлики».
Учитель: 6 августа 1945 года на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. Взрыв был похож на гриб. Он превратил Хиросиму в мертвый город.
После атомного взрыва маленькая девочка Сасаки Садако заболела лучевой болезнью. Она долго боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить. Однажды ей приснился сон. Если она сделает 1000 журавликов, она выздоровит. И маленькая Сасаки начала делать журавликов. Она сделала более 500 журавликов, но смерть не отступала. Желая помочь девочке, японские и московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…
Сегодня нам бы хотелось подарить бумажных журавликов, которых мы сделали своими руками. Пусть они являются символом здоровья и веры в жизнь.
(Праздник заканчивается прослушиванием песни “Журавли” и просмотров памятников погибшим в атомной войне)
Песня «Журавли»
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Музыка я. Френкеля, слова Р. Гамзатова в переводе Н. Гребнева.
Использованная литература
Бианки В. Лесная газета. М.: Детская литература, 1990 г.2. Кто это? Что это? М.: Педагогика, 1975 г.
3. Надеждина. Н. Каждой былинке брат. Издательство Детская литература, 1973 г.
4. Рогожкин. А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М. Издательство «Педагогика», 1981 г.
5. Храбрый. В. М. Атлас – определитель птиц. М. Издательство «Просвещение», 1988 г.
6. Целоусова. Т. Ю. Поурочные разработки. Окружающий мир. 3 класс. М., 2004 г.
7. Яковлев Ю. Белые журавлики. Живое слово. М.: Просвещение, 1995 г.