Современные педагогические технологии в образовательном процессе

Разделы: Информатика


Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение - есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная ( деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.

Повышение эффективности урока - одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин - определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев - задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие - деятельностным подходом в обучении.

Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.

"Всё новое - это хорошо забытое старое" - утверждение, не лишённое максимализма. Оно "затёрлось" от времени и частого употребления, но от того не перестало быть верным в особенности для педагогики.

Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии.

  • Существуют разные определения педагогической технологии. Одно из наиболее удачных определений принадлежит Беспалько, т. к. нацелено на формирование личности ученика, что очень важно в эпоху перемен.
  • На мой взгляд, наиболее удачно отражают сущность педагогических технологий следующие определения:

"Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).

"Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.Монахов).

  • Педагогическая технология - это определенная система, реализуемая на практике. Системно -деятельностный подход является методологической основой изучения, конструирования и применения педагогической технологии.
  • Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.

Отсюда вытекает, что для формирования определенных знаний необходимо знание не только определенного содержания, в нашем случае курса школьной информатики, но и знание методологических и методических основ преподавания. Благодаря которым можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.

В своей практической деятельности я использую следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие, формирование ОУУН, игровые, групповые методы обучения, развивающего обучения, взаимообучения, тестовые технологии и другие. Последние два года я обратилась к образовательным технологиям и опыту М. Монтессори и С.Френе, работавших с апликациями и конструктивными элементами, только я включаю работу с фрагментами текста и объектами (блок-схем, графические объекты).

Выработанная система даёт хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, т.к. ум, хорошо устроенный лучше, чем ум, хорошо наполненный.

В кабинете информатики, где я работаю, один компьютер на два ученика. Поэтому группу делю ещё на две подгруппы, которые по очереди работают за компьютером. Та подгруппа, которая сидит за партами выполняет работу с конструктивными элементами.

Например, изучая графический редактор Paint в 5 классе на уроке "Построения с помощью клавиши Shift" ( учебник М.В.Макаровой) одна подгруппа рисует кубик в среде ГР "Paint", а другая его клеит по готовой развёртке и отвечает на вопросы по карточке: сколько граней имеет куб, сколько рёбер, вершин и т.д. Затем склеенные кубики, использую когда изучаем конструирование из кубиков.

При выполнении творческой работы в 6 классе Средневековый город, одра подгруппа выполняет на компьютере свою работу, а другая- занимается конструированием за столом. Для работы за компьютером создаю меню готовых форм (приложение 1). В книжном магазине мне попалась книга игра- коструктор Сергея Долгова, которая развивает аккуратность, абстрактное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, любовь к труду и творчеству. Разъединяю листы, каждому ученику даю по детали, они их вырезают и склеивают эти детали, к концу учебного дня получаем дворец или замок, крепость или собор.

При изучении темы "Классификация объектов" делю группу на три подгруппы, каждая подгруппа занимается классификацией предложенных объектов либо по указанному признаку, либо по признаку выбранным самостоятельно ( заготовки объектов лежат в конверте на столе, в конверте имеются и лишние образцы). Схему оформляют на бумаге формата А3 с помощью клея- карандаша. Затем каждая группа защищает своё творение. Даёт общее название классу объектов, называет признак классификации, выделенные подклассы объектов, объясняет почему выделены такие подклассы, называет экземпляры подклассов и т.д.

Изучая программирование, моим ученикам нравится работа "Восстанови порядок". Раздаю набор программных строк (в наборе обязательно есть 2-3 строки лишние) учащиеся восстанавливают программу. Можно дать задание по собранной программе сформулировать условие задачи. Конечно, работа по созданию заданий требует много времени, но изучая текстовый редактор, графический редактор даю задания ученикам напечатать необходимый текст или нарисовать объект. Это экономит время учителя.

Приведу приём " шесть мониторов мышления". Форма организации групповая или индивидуальная. Предварительно готовлю шесть мониторов разной окраски: белый, чёрный, жёлтый, синий, красный, зелёный. Каждой группе предлагаю выбрать цвет монитора и соответственно цвету своё задание. Такой приём чаще всего использую на обобщающих уроках. Белый цвет- нейтральная позиция: группа излагает название темы, говорит о ведущих идеях, даёт основные определения, свойства, приводит примеры согласно теоретических знаний, приводит дополнительные знания из вспомогательного материала.

Чёрный цвет- позиция против группа или представитель группы говорит об ошибках и противоречиях, о своём несогласии с тем, что изложила первая группа.

Жёлтый цвет- позиция "за", говорит о том, что нового они узнали из выступления группы "белый монитор" и добавляют свои новые факты, которые не звучали раньше.

Синий цвет- позиция размышления, группа приводит пример или факт, который требует размышления, остальные группы принимают участие в диалоге.

Красный- позиция "отношения", эмоций. Высказывают своё отношение к рассказанному, увиденному, прочитанному.

Зелёный- позиция творческая, как можно развить идею, как можно использовать то, о чём услышали, что можно изменить, улучшить.

Затем организую выступление ребят в следующей последовательности: белый, синий, красный, жёлтый, чёрный, зелёный. В результате реализации этого приёма у школьников появляется ответственность за выполнение взятого на себя задания, за организацию работы группы, формируется терпимость к окружающим. Кроме того ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, вырабатывается навык внимательного отношения к точке зрения товарища, к источнику информации. Такой приём сохраняет психическое и интеллектуальное здоровье школьников.

Приведу сценарий урока информатики в 7 классе, на котором использовала конструктивные и здоровьесберегающие технологии.

Тема урока "Составление линейных программ"

Цель урока: совершенствование навыков составления линейных программ в среде Qbasic.

Задачи:

  • Учебные: развитие навыков составления линейных программ и блок- схем при решении геометрических задач.
  • Развивающие: развитие вычислительных навыков, культуры речи, логического мышления, внимания, информационной культуры, умения пользоваться справочными материалами.
  • Воспитательные: развивать культуру и навыки работы за компьютером, воспитание толерантности, умения работать в команде.

Использованные технологии: формирование ОУУН, работа с конструктивными элементами, игровая. Развивающая, тестовый контроль, ИКТ, здоровьесберегаюшие.

Методы: наглядный, практический, групповой, под руководством учителя, познавательная игра, деятельностный.

Межпредметные связи: информатика- математика (геометрия).

Ход урока

Задание на внимание (приложение 1)

Вниманию учащихся представляется картинка чёткая, красочная (слайд 1).

Затем рисунок убираю и задаю вопросы классу: (слайд2)

  • Сколько блоков изображено на чертеже?
  • Какой из них расположен по середине?
  • Назовите переменную, записанную в нём.
  • Каким цветом изображён блок ввода данных?
  • В каком блоке записано число ? ?
  • Какой блок нарисован слева от блока расположенного по середине?
  • Каков цвет блока нарисованного справа от блока действия?
  • Составьте формулы из величин, записанных в блоках.

Учащиеся, используя справочные материалы составляют формулы площади круга и длины окружности. Вывешиваю формулы на доске, а ученики записывают их в тетрадь.

Устная работа: вычислить: (слайд 3-7)

1) S, если R=2см. (12,56см)

2) R, если S=25? (5)

3) C, если D=20 (62,8)

Логическая задача (слайд4)

 

III Решение задач

На магнитной доске крепится плакат, соответствующий стихотворению:

После позднего гулянья
Пете Гурину случайно
Ночью сумрачной, ненастной
Сон привиделся ужасный:
Будто в завтрашней контрольной
Он нашел легко довольно
Для заданья своего
Три возможности решений.
Записал все по порядку
Ровным почерком в тетрадку
И хотел уже сдавать,
Только вдруг в окошко - глядь!

А к нему со всех сторон
Стаи движутся ворон:
Изорвали всю тетрадку,
Положив конец порядку,
Растащили все решенья,
Перепутав, без сомненья,
Угрожает Пете двойка, дома ждет головомойка.

Мы же очень просим вас
Петин сон прервать тотчас,
Всех ворон переловив
И решенья возвратив
На места в его тетрадке,
Чтобы было все в порядке.

Задача: составить программу вычисления площади круга и длины окружности, вписанной в квадрат со стороной а.

Анализируем задачу, ищем три возможности решения ( блок- схема, через радиус, через диаметр). На каждой парте лежит конверт с блоками для составления блок- схемы ( чтобы учащиеся думали блоков следует сделать больше) и с программными строками для составления программы. Составив блок- схему и программу дети располагают их на магнитной доске, затем идёт обсуждение решений. Программы записываем в тетрадь.

IV Практическая работа: запустить и отладить программы (ученики выполняют ПР по вариантам), полученные результаты записывают в тетрадь.

V Проверка знаний. Тест в 2 варианта.

Вариант 1

1) Формула вычисления площади круга имеет вид:

а) r2 б) 2r в) r2/4

2) Составьте алгоритм написания сочинения:

Составить план.

Выбрать тему сочинения.

Переписать сочинение на чистовик.

Проверить черновик.

Написать сочинение на черновике.

а) 2,1,5,4,3;

б) 1,2,5,3,4;

в) 2,5,4,1,3.

3) Укажите правильный порядок написания программы для вычисления времени движения по скорости и пути:

END

CLS

а) 5,3,2,4,1;

б) 5,4,2,3,1;

в) 1,4,2,3,5.

4) Найдите длину окружности, если её диаметр равен 40

а) 12,56

б) 125,6

в) 1256.

Вариант2

1) Формула вычисления длины окружности имеет вид

а) r б) D в) r2/4

2) Составьте алгоритм написания сочинения:

Составить план.

Выбрать тему сочинения.

Переписать сочинение на чистовик.

Проверить черновик.

Написать сочинение на черновике.

а) 2,1,5,4,3;

б) 1,2,5,3,4;

в) 2,5,4,1,3.

3) Укажите правильный порядок написания программы для вычисления времени движения по скорости и пути:

END

CLS

а) 5,3,2,4,1;

б) 5,4,2,3,1;

в) 1,4,2,3,5.

4) Найдите площадь круга, если её радиус равен 10

а) 314

б) 31,4

в)3,14

Решив тест, учащиеся обмениваются вариантами и проверяют его по готовым ответам (ответы проецируются на экране), выставляют оценки:

  • всё верно - 5,
  • одна ошибка - 4,
  • две ошибки - 3.

VI Рефлексия урока.

Что на уроке повторили, что узнали нового, что понравилось, что не понравилось и т.д.