Цели урока:
- Систематизация и контроль качества знаний обучающихся по изученному материалу.
- Продолжить формирование умений сравнения, обобщения, анализа у учащихся.
План игры
1. Деление класса на команды учителем, объяснение правил игры.
2. Этапы игры
- "Разминка"
- "Географический"
- "Расшифровка"
- "Грамотеи"
- "Четвертый - лишний"
- " Кто это?"
- "Хронологический"
- "Века и события"
3. Подведение итогов, выставление оценок.
Правила игры.
- Игра проводится в каждом 6 классе, участвуют 3 команды.
- На подготовку отводится определенное время.
- Каждой команде задается свой вопрос. Если команда не ответила, опрашиваются другие команды. Если команды не могут ответить, ответ дает учитель.
- В случае нарушения дисциплины членами команды с неё снимаются 2 балла.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
I этап "Разминка"
Дайте определения следующим терминам
- Икона.
- Шедевр.
- Бюргерство.
- Реконкиста
- Инквизиция.
- Цех.
II этап "Географический"
- Назовите родину арабов. (Аравийский полуостров)
- На каком полуострове расположена Португалия? (Пиренейском)
- Как по-другому в Средние века назывался Стамбул? (Константинополь, до завоевания турками- османами)
- Назовите родину братьев-монахов, создавших славянскую письменность? (Болгария)
- Какой полуостров заселили в Средние века южные славяне болгары, сербы, хорваты? (Балканский полуостров)
- Какое море стало внутренним морем Византии во времена её расцвета? (Средиземное море)
- Какой полуостров в Европе завоевали арабы в Средние века? (Пиренейский полуостров).
- Откуда родом норманны? (Скандинавский и Ютландский полуострова).
- Где находилась цель крестоносцев - Святая земля? (Палестина)
III этап "Расшифровка"
- Команды получают карточки со следующим заданием.
- "Назовите слово, широко распространенное в Средневековье. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты.
- Т. Возникновение парламента в Англии.
- Е. Захват крестоносцами Константинополя.
- Е. Раздел христианской церкви на западную и восточную.
- Р. Первый крестовый поход.
- К. Гибель Византийской империи.
- И. Начало Столетней войны."
(Е - 1054г.- 3
Р - 1096-1099гг. - 4
Е - 1204г. - 2
Т - 1265г. - 1
И - 1337г - 6
К - 1453г. - 5)
IV этап "Грамотеи"
К доске от каждой команды выходит один участник, под диктовку они пишут следующие слова: Пиренеи, пергамент, мозаика, баллада, сеньор, вассал, коммуна.
За каждое правильное слово - 1 балл.
V этап "Четвертый - лишний"
Команды должны назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.
VI этап "Кто это?"
По описанию должна назвать имя.
- Кто в истории средних веков был прозван 'бичом божьим"? (Аттила, вождь гуннов)
- При этом императоре в Византии был построен храм Святой Софии. (Юстиниан)
- Назовите имя правителя, латинская форма которого дала слово "король". (Карл Великий)
- Именно он изобрел печатный станок для книг. (Иоганн Гутенберг)
- Этот король короновался в г. Реймсе, за время своего правления созывал собрание сословных представителей всего один раз, известен в истории Средних веков под прозвищем " всемирный паук". (Людовик XI)
- Этот багдадский халиф был современником Карла Великого, героем знаменитых сказок " Тысяча и одна ночь". Его имя: (Харун ар-Рашид )
- Эти правители завершили объединение своей страны, изгнав завоевателей- мусульман. Они называли себя " католическими королями". (Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский)
- Профессор Пражского университета возмущался торговлей индульгенциями, называл папу римского мошенником, разработал грамматику чешского языка. За свои взгляды и проповеди был сожжен на костре. (Ян Гус).
- Итальянский поэт, первый гуманист. Его письма и книги читала вся образованная Европа. В знак своих заслуг он был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов. (Франческо Петрарка)
VII этап " Хронологический"
Перед вами даты событий средневековья. Восстановите правильный хронологический порядок.
VIII этап " Века и события"
Перед вами таблица. Соотнесите правильно событие и век, в котором оно произошло.