Современные подходы к оцениванию сформированности языковых компетенций учащихся

Разделы: Иностранные языки


Blind assessment leads to poor results and troubled classroom experience

В перечне качеств, присущих идеальному учителю, одно из первых мест, несомненно, занимает справедливость и компетентность педагога. Но даже самый справедливый педагог не застрахован от конфликта с учениками, возникающего из-за некорректно выставленной оценки. Данные исследования свидетельствуют: из 380 конфликтов, зарегистрированных между учителями и учениками, 206 возникли потому, что учитель несправедливо оценил работу школьника. В связи с этим вполне понятно, почему, например, в японских школах в обязательном порядке принято менять воспитателя класса каждые три года, а в школах США педагоги ведут свой предмет только 1-2 семестра.

Вхождение России в единое Европейское образовательное пространство и введение новой формы итоговой аттестации выпускников основной школы в форме ЕГЭ предъявляет новые требования к объективности оценки сформированности основных ключевых компетенций обучающихся в области английского языка.

Что же мы вкладываем в понятие “оценка”? Творческой группе учителей английского языка нашего лицея было предложено сделать мнемоническую расшифровку понятия “Оценка” по аналогии с трактовкой английского слова “assessment”, сделанной американскими коллегами. Мы получили следующее:

Вариант толкования английского слова “assessment” Вариант толкования русского слова “Оценивание”
A actually accepting О объективность ответственность
S seeing some Ц целостность целесообразность
S students setbacks Е единство требований единство критериев
E equipped even Н необходимость неординарность
S to surpass success И индивидуальность инновационный подход
S suspecting step forward В вариативность важность
M my may А анализ актуальность
E expectations evolve into Н наличие прогресса не наказание
N now & new И информированность индивидуальный подход
T then thinking Е ещё 1 шаг к успеху  

Как видим, педагоги разных стран вкладывают в понятие “оценка” примерно один и тот же смысл. Среди основных принципов оценивания результатов работы обучающихся нами выделены:

  • компетентность учителя;
  • системность оценивания;
  • объективность и оправданность оценивания;
  • уважение к личности ученика и дифференцированный подход;
  • разнообразие форм и приёмов оценивания.

Оценка деятельности ученика может выставляться не только по итогам какой-то конкретной работы, но и в ходе её выполнения. Типы оценок так же могут варьироваться в соответствии с видом выполняемых работ.

  • Демонстрационная (show how…);
  • Экспозиционная (display);
  • Графическая (webs, Venn diagrams);
  • Журналы и дневники (writing, stems);
  • Игровая (role-play);
  • Проблемная (focus on processing rather than content);
  • Предметная (making objects);
  • Проектная работа (long- term).

В условиях личностно-ориентированного обучения оценка приобретает мотивационное значение, давая возможность обучающемуся сравнить свои знания с эталонным образцом, проанализировав уровень сформированности своих ключевых компетенций и наметить индивидуальную образовательную траекторию. Для этого в арсенале учителя сегодня имеется богатый инструментарий оценивания. Это:

  • Checklists
  • Guided Responses
  • Likert Scales
  • Note Card Observation
  • Double-entry Responses
  • Open- ended Response
  • PMI Charts (plus, minus, implications)
  • Partner Exchange & Reports
  • Tests & Quizzes
  • Rubrics
  • Листок контроля
  • Ответ по алгоритму
  • Шкала мнений
  • Оценочный лист наблюдения
  • Ответ двойного выбора
  • Ответ без вариантов выбора
  • ПМП таблицы (плюс, минус, применение)
  • Обмен партнерами и сообщения об итогах работы
  • Тесты и вопросники
  • Рубрики

Мотивационная оценка имеет 3 разновидности:

  • Оценка, основанная на действии количественная и объективная, не берёт во внимание особенности личности ученика (примеры заданий для оценивания - множественный выбор; верно - неверно; заполнить пропуски; найти соответствия).
  • Оценка достижений измеряет личные успехи ученика, что позволяет учителю отмечать прогресс каждого ученика и класса в целом, поддерживать и воодушевлять ребят (Портфолио достижений ученика; самооценка личных достижений; наблюдение за “ростом” ученика в виде записок-стикеров; авторское кресло для прочтения вслух лучших письменных работ ).
  • Аутентичная (подлинная) оценка качественная и субъективная, оценивает каждого ученика за качество выполнения задания, основанного на личном жизненном опыте (составление туристического буклета; письмо другу/ дедушке; умение читать знаки и объявления англоязычных стран; составить/ прочитать рецепт блюд)

Во время посещения школ США в рамках программы “Учителя – учителям” мы познакомились с методикой оценки достижений учащихся при помощи рубрик, и наши зарубежные коллеги охотно поделились с нами своими наработками в области составления и применения рубрик в оценивании творческих работ старшеклассников. На наш взгляд, данная методика выставления оценки гарантирует её объективность для всех учащихся, поскольку четко определяет критерии и параметры оценивания каждого вида работ.

На протяжении двух лет я и мои коллеги успешно применяем данную методику в своей практике, часто используем матрицы рубрик для самооценки и оценки работы одноклассников самими учащимися. Предварительное ознакомление старшеклассников с критериями рубрик повышает осознанность и качество подготовки к уроку, ибо обучающиеся заранее знают. по каким критериям будет оценена их работа.

В приложении к данной статье предлагаются варианты рубрик, по аналогии с которыми учителя смогут сами разработать свои матрицы оценивания различных видов ученических работ.

Вместо послесловия.

I have come to a frightening conclusion that
I am the decisive element in the classroom.
It’s my personal approach that creates the climate,
It is my daily mood that makes the weather.
As a teacher I possess tremendous power
To make a child’s life miserable or joyous.
I can be a tool of torture or an instrument of inspiration.
I can humiliate or humor, hurt or heal.
In all situations it is my response that decides
Whether a crisis will be escalated or de- escalated.
A child humanized or de- humanized.
Dr.Chaim Cinor. (“Between Parent and Child”)

Приложение

Презентация