Blind assessment leads to poor results and troubled classroom experience
В перечне качеств, присущих идеальному учителю, одно из первых мест, несомненно, занимает справедливость и компетентность педагога. Но даже самый справедливый педагог не застрахован от конфликта с учениками, возникающего из-за некорректно выставленной оценки. Данные исследования свидетельствуют: из 380 конфликтов, зарегистрированных между учителями и учениками, 206 возникли потому, что учитель несправедливо оценил работу школьника. В связи с этим вполне понятно, почему, например, в японских школах в обязательном порядке принято менять воспитателя класса каждые три года, а в школах США педагоги ведут свой предмет только 1-2 семестра.
Вхождение России в единое Европейское образовательное пространство и введение новой формы итоговой аттестации выпускников основной школы в форме ЕГЭ предъявляет новые требования к объективности оценки сформированности основных ключевых компетенций обучающихся в области английского языка.
Что же мы вкладываем в понятие “оценка”? Творческой группе учителей английского языка нашего лицея было предложено сделать мнемоническую расшифровку понятия “Оценка” по аналогии с трактовкой английского слова “assessment”, сделанной американскими коллегами. Мы получили следующее:
Вариант толкования английского слова “assessment” | Вариант толкования русского слова “Оценивание” | ||||
A | actually | accepting | О | объективность | ответственность |
S | seeing | some | Ц | целостность | целесообразность |
S | students | setbacks | Е | единство требований | единство критериев |
E | equipped | even | Н | необходимость | неординарность |
S | to surpass | success | И | индивидуальность | инновационный подход |
S | suspecting | step forward | В | вариативность | важность |
M | my | may | А | анализ | актуальность |
E | expectations | evolve into | Н | наличие прогресса | не наказание |
N | now & | new | И | информированность | индивидуальный подход |
T | then | thinking | Е | ещё 1 шаг к успеху |
Как видим, педагоги разных стран вкладывают в понятие “оценка” примерно один и тот же смысл. Среди основных принципов оценивания результатов работы обучающихся нами выделены:
- компетентность учителя;
- системность оценивания;
- объективность и оправданность оценивания;
- уважение к личности ученика и дифференцированный подход;
- разнообразие форм и приёмов оценивания.
Оценка деятельности ученика может выставляться не только по итогам какой-то конкретной работы, но и в ходе её выполнения. Типы оценок так же могут варьироваться в соответствии с видом выполняемых работ.
- Демонстрационная (show how…);
- Экспозиционная (display);
- Графическая (webs, Venn diagrams);
- Журналы и дневники (writing, stems);
- Игровая (role-play);
- Проблемная (focus on processing rather than content);
- Предметная (making objects);
- Проектная работа (long- term).
В условиях личностно-ориентированного обучения оценка приобретает мотивационное значение, давая возможность обучающемуся сравнить свои знания с эталонным образцом, проанализировав уровень сформированности своих ключевых компетенций и наметить индивидуальную образовательную траекторию. Для этого в арсенале учителя сегодня имеется богатый инструментарий оценивания. Это:
|
|
Мотивационная оценка имеет 3 разновидности:
- Оценка, основанная на действии
Во время посещения школ США в рамках программы “Учителя – учителям” мы познакомились с методикой оценки достижений учащихся при помощи рубрик, и наши зарубежные коллеги охотно поделились с нами своими наработками в области составления и применения рубрик в оценивании творческих работ старшеклассников. На наш взгляд, данная методика выставления оценки гарантирует её объективность для всех учащихся, поскольку четко определяет критерии и параметры оценивания каждого вида работ.
На протяжении двух лет я и мои коллеги успешно применяем данную методику в своей практике, часто используем матрицы рубрик для самооценки и оценки работы одноклассников самими учащимися. Предварительное ознакомление старшеклассников с критериями рубрик повышает осознанность и качество подготовки к уроку, ибо обучающиеся заранее знают. по каким критериям будет оценена их работа.
В приложении к данной статье предлагаются варианты рубрик, по аналогии с которыми учителя смогут сами разработать свои матрицы оценивания различных видов ученических работ.
Вместо послесловия.
I have come to a frightening conclusion that
I am the decisive element in the classroom.
It’s my personal approach that creates the climate,
It is my daily mood that makes the weather.
As a teacher I possess tremendous power
To make a child’s life miserable or joyous.
I can be a tool of torture or an instrument of inspiration.
I can humiliate or humor, hurt or heal.
In all situations it is my response that decides
Whether a crisis will be escalated or de- escalated.
A child humanized or de- humanized.
Dr.Chaim Cinor. (“Between Parent and Child”)