"Зависят ли взгляды на жизнь от возраста" (фрагмент коррекционно-профилактического занятия)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: повышение интереса к научной психологии у учащихся и поощрение их к дальнейшему изучению психологии в высших учебных заведениях.

ЖИЗНЬ – это огромный эксперимент. Вы постоянно учитесь жить. Разные « уроки» или открытия могут представляться более или менее важными в зависимости от возраста или какого – либо этапа жизни. Этот эксперимент поможет вам увидеть, как меняется наш взгляд на разные вещи и обстоятельства по мере того, как мы учимся на одном большом опыте, который называется «жизнью».

Участники:  любое число людей разного возраста (чем больше разница между самым молодым и самым старым из них, тем лучше)

Вам  потребуется:

  1. Копия текста «Сколько лет?», по одной для каждого.
  2. Бумага и карандаши для записи наблюдений.

От вас потребуется:

  1. Выдать участникам тест «Сколько лет?» и сообщить, что приведенные в нем фразы принадлежат людям разного возраста, от 6 до 81 года.
  2. Пусть участники выполнят тест до конца.
  3. Проверьте их ответы. Исправьте неправильные ответы и скажите правильные.

Тест «Сколько лет?»

Семь приведенных в тесте фраз принадлежат самым разным людям. Вот сколько им лет:

6    7    7    19    51    66    81

Читая  эти фразы, определите возраст говорящего:

  1. «Я узнал, что,если бы не было проблем, не было бы и возможностей».
  2. «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком».
  3. «Я узнал, что каждый может чему – нибудь научиться».
  4. «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут            улыбаться».
  5. «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом».
  6. «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение».
  7. «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что уже много съел».        

Ответы:

1. 19

2. 7

3. 51

4. 81

5. 7

6. 66

7. 6

Выводы:

Скорее всего, участники смогли определить, какие фразы принадлежат шести -и семилетним детям.

- В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше?

- Всегда ли по взглядам более молодых определить проще, чем боле старых?

- Что общего в ответах пожилых людей?

Дополнительные исследования

Придумайте свой вопросник для того, чтобы узнать, чему люди разного возраста научились от жизни. Или задайте людям разных возрастных групп, разного пола и разног рода занятий один и тот же вопрос и сравните их ответы. Например:  «Как вы относитесь к дням рождения?»

Дети часто в играх изображают занятия взрослых. Попробуйте уговорить кого-нибудь из взрослых заняться чем-нибудь таким, чем не занимался с детства,- покачаться на качелях, сыграть в классы или попрыгать со скакалкой. Спросите потом: «Как вы себя при этом чувствовали? Оличаются

ли ваши ощущения от тех, что вы испытывали в детстве?»

Учащиеся могут исследовать вопрос насколько их прежнее восприятие каникул отличалось от того, каким оно становилось у них в более старшем возрасте. Они могут также сравнить свое восприятие каникул с восприятием родителей и ли продавцов, у которых в эту пору прибавляется забот.

Какое значение это имеет?

Подумайте об уроках, которые успела преподать вам жизнь. Какие из них наиболее важны?

Жизненные ситуации, плохие или хорошие, надо воспринимать как      очередной урок. Тогда будет меньше вероятность повторить ошибки и больше - повторить достигнутые успехи. Скверные или неприятные ситуации пережить легче, когда в ваших страданиях есть хоть какой – то смысл, чем когда они вовсе бессмысленны.

Знаете ли вы?

Переживаемые вами чувства играют большую роль в том, как вы смотрите на то, что видите. Чужаки – все на одно лицо, а друзья – каждый неповторим. Пятиклассники выглядят большими, когда вы в третьем классе, и кажутся гораздо меньше, когда вы учась в институте, навещаете в школе своего бывшего учителя. Яйцо за завтраком – это неплохо, пока ваш младший брат не начнет рассуждать о том, откуда вообще берутся яйца.