Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов.
Аннотация: В настоящее время Интернет предоставляет своим пользователям огромные возможности получения всевозможной информации, в том числе и общение с другими людьми. Одним из элементов повышения внутренней мотивации к изучению английского языка, является переписка с англоговорящими пользователями Интернета. Благодаря этому, мы имеем возможность «в живую» пообщаться с представителями иных культур, получить от них дополнительную интересную информацию, которую трудно или вообще невозможно найти в учебниках, библиотеках, СМИ.
Ввиду того, что английский язык является международным и большинство пользователей Интернета в той или иной степени владеют им, мы имеем замечательную возможность общаться с представителями иных культур.
Электронная почта email в отличие от традиционной (конвертной) snail mail более предпочтительна, поскольку скорость доставки очень высока. Часто можно получить ответ уже через несколько часов после отправки, также маловероятна возможность «затеряться»
Учителю необходимо заинтересовать учащихся, найти им будущих друзей по переписке, помочь детям сделать первый шаг.
Основными препятствиями, как правило, являются:
- Внутренний страх (меня не поймут, не смогу перевести письмо, правильно ответить);
- Будущие трудности (не умею писать письма, не знаю о чем писать, как отправить и получить письмо);
- Небольшой лексический запас, недостаточные знания.
Учителю необходимо помочь всем желающим преодолеть трудности первого этапа и устранить все имеющиеся препятствия.
На этом этапе нет большой необходимости создавать электронные почтовые ящики для каждого ученика. Достаточно создать один ящик на весь класс. Например ucheniki@mail.ru. Учитель должен взять на себя отправку и получение, набор и распечатку писем. Время на уроке затрачивается на рассмотрение очередной темы будущего письма, употребление грамматических конструкций, выбор необходимой лексики.
Материал курса «Переписка по электронной почте» рассчитан на 15 часов и условно может быть поделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного усвоения последующего материала. Вторая часть является практической поскольку направлена на активизацию речевой деятельности, интереса к изучаемому предмету, углублению знаний по страноведческому материалу, расширению лексико-грамматического кругозора, навыков общения.
Место и роль данного курса: данный курс является сочетанием изучения страноведческого материала, проблемы вопросов и заданий учебно-исследовательского характера. При изучении данного курса учащиеся знакомятся в ходе переписки со страной изучаемого языка и ее культурой.
Цель курса: разрабатывая данный курс, была поставлена конкретная цель: повысить достигнутый учащимися уровень знаний о стране изучаемого языка, предоставляя ученикам возможность расширить свой кругозор.
Задачи курса: познакомить учащихся с образом жизни, традициями, обычаями, историей, географией, искусством - тем, что составляет культуру народа, а также с такими уникальными явлениями как язык и речь.
Цели и задачи
Обучающая
- Углубление знаний учащихся;
- Расширение кругозора учащихся в лексическом, грамматическом и страноведческом плане;
- Знакомство с иноязычной культурой;
Развивающая
- Развитие умений устной и письменной речи;
- Развитие умений практического применения знаний;
- Формирование внутренней мотивации к изучению иностранного языка;
- Развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сфер личности;
- Развитие умений самостоятельно осуществлять поиск информации;
- Развитие интереса к межкультурному общению;
Воспитательная
- Воспитание культуры общения;
- Воспитание уважения к другим культурам, толерантности, нравственных качеств личности
Сроки реализации программы: обучение по данному курсу рассчитано на 12 часов.
Основные принципы отбора и структурирования материала: обучение по данному курсу основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенных в программу с целью познания и изучения.
Методы обучения: работа с книгами, энциклопедиями, страноведческими журналами и пособиями, современными информационными технологиями.
Форма обучения: форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, разучивание стихов, песен, пословиц, поговорок на иностранном языке, использование аудио- и видеоматериалов, Интернета. Планируются уроки следующих типов: уроки-конференции, уроки-семинары, уроки-экскурсии глобальную компьютерную сеть - ИНТЕРНЕТ.
Предполагаемые результаты: Все вышепоставленые цели и задачи реализуются в процессе переписки. Учащиеся приобретают навыки письменной речи, развивают умения межкультурной коммуникации, формируют в себе интерес к иноязычной культуре, практически применяют полученные знания.
С психологической точки зрения, виртуальное общение с другими людьми посредством компьютера позволяет избавиться от комплексов, связанных с общением, поверить свои силы, усилить интерес к предмету. У учащихся формируется познавательная мотивация, расширение кругозора в лексическом, грамматическом и страноведческом плане. Они должны научиться находить нужную им информацию в различных источниках – книгах, периодике, Интернете.
Процесс составления письма всегда требует определенного набора лексики, грамматических конструкций, сосредоточенности учащегося, что ведет к углублению знаний по предмету. Умение излагать свои мысли, да еще на иностранном языке – это едва ли не самая главная трудность современных школьников. На мой взгляд, переписка поможет решить многие проблемы обучения английскому языку в школе.
Инструментарий для оценивания результатов: оценка знаний проводиться в целях установления глубины полученных страноведческих навыков путем проведения зачетных работ и написания рефератов, докладов на родном и иностранном языках, создании презентаций.
Требования к уровню подготовки учащихся:
После прохождения курса учащиеся должны:
знать:
- жизнь и быт современной молодежи за рубежом.
- отношение своих сверстников к здоровому образу жизни и спорту;
- культурную жизнь и виды отдыха своих сверстников;
- основное времяпрепровождение, увлечения и хобби современной молодежи за рубежом;
- школьную жизнь современных школьников за рубежом;
- особенности образовательной системы англоговорящих стран, типы школ, главные университеты;
- основные праздники и их традиции в англоговорящих странах;
- главные достопримечательности англоговорящих стран;
- о роли и значении английского языка как языка международного общения; творчества английских писателей и поэтов;
уметь:
- рассказать о стране изучаемого языка;
- рассказать об образе жизни современной молодежи за рубежом.
- рассказать об основных достопримечательностях страны изучаемого языка;
- правильно, с учетом всех требований, оформить письмо в англоговорящие страны;
- письменно рассказать о себе, образе своей жизни, родном крае;
- понимать иноязычную речь в письменной форме, различая при этом основную и второстепенную информацию;
- овладеть на соответствующем уровне правилами работы на компьютере;
- овладеть принципами работы в ИНТЕРНЕТ.
Содержание курса
Введение
Знакомство учащихся с целями и задачами курса, его основными темами, методами работы и видом контроля в конце курса.
Правила оформления письма
Размещение адреса, даты написания. Виды обращений. Составление текста письма. Правила завершения текста письма. Виды прощания.
Личная информация
Рассказ о себе. Описание внешности. Увлечения и хобби. Распорядок дня. Моя семьи.
Описание помещений
Дом. Квартира. Комната. Помещения. Мебель и обстановка.
Школьная жизнь
Образовательная система в России. Описание школы. Изучаемые предметы. Отношение к учебе. Планы на будущее.
Молодежная жизнь
Проблемы молодежи. Образ жизни молодежи. Отношения с окружающими. Увлечения и хобби. Времяпрепровождение.
Праздники и даты
Праздники и традиции в нашей стране. Семейные праздники. Мой любимый праздник. Праздники в жизни людей.
Здоровый образ жизни
Спорт в России. Мое отношение к спорту. Значение спорта. Здоровый образ жизни.
Край, в котором я живу
Мое село. История села. Достопримечательности. Знаменитые земляки. Описание природы. Интересные места.
Кулинария
Национальная кухня. Праздничные блюда. Мое любимое блюдо. Традиции русской кухни.
Тематическое планирование
Теоретическая часть
№ |
Тема |
Форма обучения |
Методы обучения |
Кол-во часов |
---|---|---|---|---|
1. |
Введение. |
Постановка целей и задач курса |
Словесный |
1 час |
2. |
Правила оформления письма |
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
3. |
Личная информация. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
4. |
Описание помещений. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
5. |
Школьная жизнь. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
6. |
Молодежная жизнь. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
7. |
Праздники и даты. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
8. |
Здоровый образ жизни. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
9 |
Край, в котором я живу. |
Урок экскурсия. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
10 |
Кулинария. |
Урок развития речемыслительных навыков, расширения лексического запаса. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
Практическая часть
№ |
Тема занятия |
Форма обучения |
Методы обучения |
Кол-во часов |
---|---|---|---|---|
1 |
Защита рефератов. |
Урок обобщения знаний и умений учащихся. |
Словесно-наглядно-практический |
2 часа |
2 |
Создание презентаций |
Урок обобщения знаний и умений учащихся. |
Словесно-наглядно-практический |
2 часа |
3 |
Итоговый зачет. |
Урок контроля знаний и умений учащихся. |
Словесно-наглядно-практический |
1 час |
Ход занятия
Занятия проводятся в учебном классе, где могут заниматься одновременно 10-15 человек. Например, урок по теме «Праздники». К этому занятию учащиеся получают задание подготовить рассказ о праздниках в нашей стране. Задание можно дифференцировать по темам:
- Праздники в нашей стране
- Семейные праздники
- Мой любимый праздник
- Праздники в жизни людей
- Праздничные блюда
- Традиции в нашей стране
Учащийся выполняет материал по своей теме и письменно готовит текст письма на русском, его английский вариант, список новых слов относящихся к этой теме и по по возможности приносит фотографию для создания WEB-презентации о ходе работы кружка.
Коллективная работа всегда интересна для учащихся и обеспечивает более высокую мотивацию по сравнению с индивидуальной работой. Ввиду того, что переписка осуществляется индивидуально, объединение работ учащихся позволяет отправить более объемное письмо от лица каждого ученика. Рассказав таким образом о праздниках в нашей стране, ученик попросит своего друга по переписке написать ему о праздниках в его стране, о ходе их проведения, о другой информации, связанной с этой темой.
Полученные из-за границы письма, после перевода их учащимися, на следующем занятии обобщаются и анализируются. Тексты отправленных и полученных писем служат материалом для создания презентации или альбома о ходе работы занятий.
На следующем уроке учащиеся должны будут рассказать на английском языке, о чем им написали из-за границы, ответить на вопросы других учащихся и учителя.
(см. план-конспект занятия, Приложение 1)
(см. презентацию к уроку, Приложение 2)
Темы рефератов по элективному курсу
- Жизнь молодежи в англоговорящих странах
- Школьная жизнь за рубежом
- Праздники и даты.
- Здоровый образ жизни.
- Страна изучаемого языка
- Национальная кухня в странах изучаемого языка
- Выдающиеся люди страны изучаемого языка.
Темы презентаций по элективному курсу
- Жизнь молодежи в англоговорящих странах
- Школьная жизнь за рубежом
- Праздники и даты.
- Здоровый образ жизни.
- Страна изучаемого языка
- Национальная кухня в странах изучаемого языка
- Выдающиеся люди страны изучаемого языка.
Вопросы к зачеты по элективному курсу
(учащиеся должны отвечать на английском языке)
- Каковы правила оформления письма за границу.
- Какое географическое положение Великобритании и США?
- Расскажите о стране изучаемого языка;
- Расскажите об основных достопримечательностях страны изучаемого языка.
- Расскажите о своем друге по переписке.
- Расскажите о школьной жизни своего друга по переписке.
- Расскажите об образе жизни современной молодежи за рубежом.
- Какие праздники имеются за рубежом?
- Спорт в стране изучаемого языка.
- Выдающиеся люди в стане изучаемого языка.
- Национальная кухня в стране изучаемого языка.
- Что нового вы узнали из переписке с иностранцами?
Литература
- Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей.
Том 13. Страны. Народы. Цивилизации. - М.: Аванта+, 1999.
- Андерсон З. Великобритания. - М.: Аванта+, 1998.
- Бурлакова В. В. О Великобритании. - М.: Высшая школа, 1965.
- Голицынский Ю. Б. Великобритания. - С.- Петербург: Каро, 2002.
- Островская В. С. По земному шару. - М.: Просвещение, 2000.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. Пособие. - М.: Слово, 2000.
- Томахин Г. Д. Язык и культура Великобритании. - М.: Просвещение, 1999-2002.
Материалы Интернета
- www.countries.ru
- http://www.educentral.ru
- www.uk.ru
- http://uk.gov
- www.fixedreference.org
- http://culturalcorrespondence.com
- http://som/fio.ru