Тип урока: комбинированный.
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.
Оборудование: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, слого-логопедические таблицы на каждого ученика, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой работы, рисунки учащихся.
На доске портрет поэта.
Ход урока
Эпиграф к уроку
“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин
1. Организация начала урока
Психологический настрой учащихся:
- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!
2. Проверка домашнего задания
1. Составление картинного плана.
- Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и озаглавить их, приготовить рисунки.
– На сколько частей вы поделили прочитанное?
1 часть: Свадьба Гвидона.
2 часть: Встреча гостей.
3 часть: В гостях у Салтана.
4 часть: Счастливая встреча.
- Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?
2. Выставка рисунков.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
3. Постановка цели урока, сообщение темы
- Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем учиться давать характеристику героям по плану.
4. Чтение и анализ произведения
1. Речевая разминка
а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”
б) чтения слого-логопедические таблиц блок №2 (приложение 1)
в) скороговорка:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с творогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один пирог с потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.
2.Упражнение “Фотограф”
Ель |
жар |
пава |
Белка |
море |
месяц |
Орешки |
берег |
звезда |
Изумруды |
чешуя |
реченька |
Скорлупка |
богатыри |
освещает |
- О каких чудесах из сказки вспомнили?
(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)
Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.
(Чтение по ролям, выборочное чтение)
4. Анализ прочитанной части.
- Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?
- Какие чувства он испытал, когда увидел её?
- Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?
- Как описал её Пушкин?
- Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)
5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубеля “Царевна - Лебедь” и музыкальным фрагментом Сен-Санса К. . “Лебедь”.
- Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и музыкантов.
Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).
- Что представляли, слушая музыку?
- А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник.
- Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусств?
- О чём мечтал князь Гвидон?
- Кто и как был наказан в этой сказке?
- Простил ли их царь Салтан?
- Простил ли их автор?
- Как бы вы поступили, простили ли их?
- Хотели ли бы вы изменить конец сказки?
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
1. Составление плана
- Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)
1. Имя героя.
2. Внешность, характер героя.
3. Поступки и действия героя.
4. Отношения автора к герою.
5. Ваше отношение к герою
2. Работа в группах (4-3 человека)
а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону, царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют карточки с опорными словами и рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )
Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты, напоминаются в правила работы в группе.
б) анализ сказочных примет.
- Докажите, что данное произведение – сказка?
- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?
в) работа с пословицами и поговорками.
- Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются каждой группе).
Ска…а - ло.., да в н.. .. .ёк! Добр.. мо…ц… у…к.
- Чему научила вас эта сказка?
- Какие пословицы и поговорки можно было подобрать на тему добра и зла?
7. Подведение итогов урока
- Понравилась ли вам сказка?
- Что больше всего запомнилось?
8. Домашнее задание по выбору учащихся
1. Выучить наизусть отрывок из сказки.
2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.
3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9