Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать   артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения,   воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.

Оборудование: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, слого-логопедические таблицы на каждого ученика, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой работы, рисунки учащихся.

На доске портрет поэта.

Ход урока

Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

1. Организация начала урока

Психологический настрой учащихся:

- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!

2. Проверка домашнего задания

1. Составление картинного плана.

- Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и озаглавить их, приготовить рисунки.

 – На сколько частей вы поделили прочитанное?

1 часть: Свадьба Гвидона.

2 часть: Встреча гостей.

3 часть: В гостях у Салтана.

4 часть: Счастливая встреча.

- Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?

2. Выставка рисунков.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

3. Постановка цели урока, сообщение темы

- Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем учиться давать характеристику героям по плану.

4. Чтение и анализ произведения

1. Речевая разминка

а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”,  “Понюхаем цветы”

б) чтения слого-логопедические таблиц блок №2 (приложение 1)

в) скороговорка:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с творогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один пирог с потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

2.Упражнение “Фотограф”

Ель

жар

пава

Белка

море

месяц

Орешки

берег

звезда

Изумруды

чешуя

реченька

Скорлупка

богатыри

освещает

- О каких  чудесах  из сказки  вспомнили?

(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)

Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

 (Чтение по ролям, выборочное чтение)

4. Анализ прочитанной части.

- Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?

- Какие чувства он испытал, когда увидел её?

- Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?

- Как описал её Пушкин?

- Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)  

5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубеля “Царевна - Лебедь” и музыкальным фрагментом   Сен-Санса К. . “Лебедь”.

- Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и музыкантов.

Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).

- Что представляли, слушая музыку?

- А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник.

- Какие чувства  вызвали у вас эти произведения искусств?

- О чём мечтал князь Гвидон?

- Кто и как был наказан в этой сказке?

- Простил ли их царь Салтан?

- Простил ли их автор?

- Как бы вы поступили, простили ли их?

- Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

1. Составление плана

- Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)

1. Имя героя.

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношения автора к герою.

5. Ваше отношение к герою

2. Работа в группах (4-3 человека)

а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону,  царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют  карточки с опорными словами и  рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )

Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты, напоминаются в правила работы в группе.

б) анализ сказочных примет.

- Докажите, что данное произведение – сказка?

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?

в) работа с пословицами и поговорками.

- Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются каждой группе).

Ска…а - ло.., да в н..  .. .ёк! Добр..  мо…ц…  у…к.

- Чему научила вас эта сказка?

- Какие пословицы и поговорки можно было  подобрать на тему добра и зла?

7. Подведение итогов урока

- Понравилась ли вам сказка?

- Что больше всего запомнилось?

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9