Педагог-психолог проводит психодиагностику кадета. Отмечает индивидуальные особенности, причины нарушений в обучении, поведении.
«Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий библиотерапии в условиях адаптационного периода. Занятие проводится с группой кадетов. Обязательное условие – творческий подход к занятиям со стороны кадета.
Продолжительность занятия 30-40 минут.
Цель занятия:
- оценка проблемы и её решение;
- расширение кругозора знаний;
- развитие познавательного интереса и творческой активности;
Подготовка: Приготовить несколько книг с пословицами и поговорками. Можно распечатать пословицы на листах, располагая их в произвольном порядке. Так как основные проблемы адаптационного периода ранее определены психологом корпуса, распечатывается определенный ряд пословиц.
Можно приготовить карточки с заданием, пример задания: «Вам грустно. Подберите пословицы о грусти, тоске, веселье».
Занятие проводится библиотекарем и психологом.
Ход занятия
Библиотекарь: Пословицы и поговорки – народная мудрость, которая передается от одного поколения к другому. Пословица учит, советует, критикует, успокаивает. В нашей библиотеке есть несколько сборником пословиц. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Вспомним пословицы!
В начале занятия кадеты вспоминают пословицы. На это отводится 5 -10 минут.
Вторая часть занятия - практическая.
Библиотекарь: А теперь попробуем с помощью пословицы решить ваши проблемы, вернее проблем – то и нет. Посмотрим?
1 вариант: На листе бумаги напишите вашу проблему, к примеру: у меня нет друга.
В книгах «Пословицы и поговорки» по «ключевым словам» проблемы найдите и выпишите пословицы. Затем отметьте «+» пословицу, которая поможет справиться с проблемой и «-» - пословицу, которая усиливает проблему.
2 вариант: Каждому участнику занятия выдаётся карточка с обозначенной проблемой. Далее как в первом варианте.
Главное условие в первом и во втором варианте пословиц со знаком «+» должно быть больше.
(Примечание: «+» будет больше, народная мудрость поможет, и немного те, кто готовил раздаточный материал).
Библиотекарь: Трудное задание? Да, не из лёгких, но очень интересно искать « +». Давайте посмотрим, как вы подобрали пословицы.
Участники занятия зачитывают проблему и подобранные пословицы. Все обсуждения идут при участии педагога-психолога.
Библиотекарь подводит итог занятия.
Библиотекарь:
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной.
Найди на полке книгу и раскрой.
Источник мысли чистый,
вдохновенный…
(А.Мирцхулава)
Думаю, вы получили «заряд» оптимизма. Удачи, вам и всего хорошего!
Итог занятия - подъём настроения кадет.
Примеры подбора пословиц
Я маленького роста
От горшка два вершка «-»
Мал золотник, да дорог. «+»
Мал да удал. «+»
Ты много в жизни потерял, лишь потому, что ростом мал. «-»
Соловей мал, да голос удал. «+»
Всяк кулик на своём болоте велик. «+»
Нет друга
Один в поле не воин. «-»
Нет друга – зови, потерял – ищи. «+»
Вместе и горе легче переносить. «+»
Одному и в раю не рай. «-»
Друг и брат великое дело: не скоро добудешь. «+»
Без друга - сирота; с другом - семьянин. «+»
Мне грустно
На душе кошки скребут. «-»
Разгони тоску – печаль свою! «+»
Кто духом пал, тот пропал. «-»
Все беды пропадут, в воду уйдут. «+»
Хоть волком вой. «-»
После грозы ведро, после горя радость. «+»
Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает. «+»
Не тужи: перемелется - все мука будет. «+»
Я не умею делать…
Не всякому все дается. «-»
Не боги и горшки обжигают. «+»
Каков строитель, такова и обитель! «-»
Не нужен ученый, а нужен смышленый. «+»
Палец о палец не умеет ударить. «- »
И медведя люди учат. «+»
Метил в ворону, а попал в корову. «-»
Век живи - век учись. «+»
Не выучит школа, выучит охота. «+»
Не учась, и лаптя не сплетешь. «+»