Библиотерапия и фольклор (Интегрированное занятие библиотекарь + психолог)

Разделы: Организация школьной библиотеки, Школьная психологическая служба


Педагог-психолог проводит психодиагностику кадета. Отмечает индивидуальные особенности, причины нарушений в обучении, поведении.

«Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий  библиотерапии в условиях адаптационного периода.  Занятие проводится с группой кадетов. Обязательное условие – творческий подход к занятиям со стороны  кадета.

Продолжительность занятия 30-40 минут.

Цель занятия:

  • оценка проблемы и её решение;
  • расширение кругозора знаний;
  • развитие познавательного интереса и творческой активности;

Подготовка: Приготовить несколько книг с пословицами и поговорками. Можно распечатать пословицы на листах, располагая их в произвольном порядке. Так как основные проблемы адаптационного периода ранее определены психологом корпуса, распечатывается  определенный ряд пословиц.

Можно приготовить карточки с заданием, пример задания: «Вам грустно. Подберите пословицы  о грусти, тоске, веселье».

Занятие проводится библиотекарем и психологом.

Ход занятия

Библиотекарь: Пословицы и поговорки – народная мудрость, которая передается от одного поколения к другому. Пословица учит, советует, критикует, успокаивает. В нашей библиотеке есть несколько сборником пословиц. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Вспомним пословицы!

В начале занятия кадеты вспоминают пословицы. На это отводится 5 -10 минут.

Вторая часть занятия - практическая.

Библиотекарь:  А теперь попробуем с помощью пословицы решить ваши проблемы, вернее проблем – то и нет. Посмотрим?

1 вариант: На листе бумаги напишите вашу проблему, к примеру: у меня нет друга.

В книгах «Пословицы и поговорки» по «ключевым словам» проблемы найдите и выпишите пословицы. Затем отметьте «+» пословицу, которая поможет справиться с проблемой и «-» -  пословицу, которая усиливает  проблему.

2 вариант: Каждому участнику  занятия выдаётся карточка с обозначенной проблемой. Далее как в первом варианте.

Главное условие в первом и во втором варианте пословиц со знаком «+» должно быть  больше.

(Примечание: «+» будет больше, народная мудрость поможет, и немного те, кто готовил раздаточный материал).

Библиотекарь: Трудное задание? Да, не из лёгких, но очень интересно искать « +».  Давайте посмотрим, как вы подобрали пословицы.

Участники занятия зачитывают проблему и подобранные пословицы. Все обсуждения идут при участии педагога-психолога.

Библиотекарь подводит итог занятия.

Библиотекарь:

Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной.
Найди на полке книгу и раскрой.
Источник мысли чистый,
вдохновенный…
(А.Мирцхулава)

Думаю, вы получили «заряд» оптимизма. Удачи, вам и всего хорошего!

Итог занятия - подъём настроения кадет.

Примеры подбора пословиц

Я маленького роста

От горшка два вершка  «-»

Мал золотник, да дорог. «+»

Мал да удал. «+»

Ты много в жизни потерял, лишь потому, что ростом мал. «-»

Соловей мал, да голос удал. «+»

Всяк кулик на своём болоте велик. «+»

Нет друга

Один в поле не воин. «-»

Нет друга – зови, потерял – ищи. «+»

Вместе и горе легче переносить. «+»

Одному и в раю не рай. «-»

Друг и брат великое дело: не скоро добудешь. «+»

Без друга - сирота; с другом - семьянин. «+»

Мне грустно

На душе кошки скребут. «-»

Разгони тоску – печаль свою! «+»

Кто духом пал, тот пропал. «-»

Все беды пропадут, в воду уйдут. «+»

Хоть волком вой. «-»

После грозы ведро, после горя радость. «+»

Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает. «+»

Не тужи: перемелется - все мука будет. «+»

Я  не умею делать…

Не всякому все дается. «-»

Не боги и горшки обжигают. «+»

Каков строитель, такова и обитель! «-»

Не нужен ученый, а нужен смышленый. «+»

Палец о палец не умеет ударить. «- »

И медведя люди учат. «+»

Метил в ворону, а попал в корову. «-»

Век живи -  век учись. «+»

Не выучит школа, выучит охота. «+»

Не учась, и лаптя не сплетешь. «+»