Цели:
1) Обобщить знания о шипящих звуках и закрепить умения правильно писать сочетания с шипящими в словах.
2) Развивать речь учащихся, творческие способности, кругозор.
3) Воспитывать активную личность.
Оборудование: Опоры по орфограммам, карточки для индивидуальной работы с тестом в форме осенних листьев.
Ход урока
1. Оргмомент
Какие советы вы могли бы дать своим товарищам, чтобы выполнить работу на уроке без ошибок и красиво?
2. Чистописание
2.1. - Назовите буквы, которые записаны на доске (Ж, Ш, Щ)?
- Что общего у этих букв? (шипящие звуки)
- Вы согласны с этой записью на доске? (нет буквы Ч)
- Почему эту букву нужно дописать?
2.2. Обведите образец один раз и три раза самостоятельно напишите.
- Какие орфограммы вы знаете с буквой Ч? (ЧА, ЧУ,ЧК,ЧН)
3. Постановка цели урока
3.1. Тема урока - упражнения в написании слов ЧК, ЧН.
3.2. Цель урока - научиться правильно писать слова с сочетанием ЧК, ЧН.
4. Работа по теме урока
4.1. Повторение слов из словаря (в парах).
4.2. Прочитайте слова, написанные на доске, посоветуйтесь друг с другом, как можно разделить эти слова на две группы:
Ягода, вдруг, лисица, работа, туча, сорока, девочка.
1 группа – все согласные в словах твердые
2 группа – есть мягкие и твердые согласные
4.3. Запишите слова, в которых есть мягкие и твердые звуки, и подчеркните мягкие зеленым карандашом:
Лисица, туча, девочка
4.4. Звукобуквенный анализ слова ТУЧА.
Туча – 2 слога
Т - [т]- согл., глух., тв.
У - [у]- глас., уд.
Ч - [ч,]- согл., глух., мяг.
А - [а]- глас., безуд.
4б 4зв
4.5. Образуйте от слова туча однокоренное слово. (тучка)
- Почему ЧК написали без мягкого знака? (звук [ч,] всегда мягкий)
- Попытайтесь сделать открытие о написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
5. Физминутка
«Дует ветер нам в лицо».
6. Закрепление изученного
6.1. Игра «Кто больше».
1 ряд – незвать слова с ЧН
2 ряд – назвать слова с ЧК
6.2. Правила написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
6.3. Составить и написать предложение с одним из этих слов, выделить орфограммы.
Осенние листочки укрыли землю.
6.4. На партах у вас тоже красивые осенние листочки. Их ветер принес сюда. Они не хотят умирать, поэтому дают задания каждому из вас и хотят, чтобы вы запомнили орфограммы.
Тест (на листьях)
1 вариант |
2 вариант |
а) Изменение слова по образцу: |
|
коза – козочка |
гора – горочка |
белка – |
ветка – |
елка – |
сказка – |
б) Напишите ласково имена девочек: |
|
Зина – |
Лена – |
Лида – |
Оля – |
в) Найди и исправь ошибку: |
|
река – речка |
туча – тучка |
внук – внучка |
рука – ручка |
ночь – ночька |
дочь – дочька |
6.5. Взаимопроверка (в парах). Оценка
6.6. Повторить правило написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
7. Работа с учебником
Стр. 47
7.1. Упр. 85 – чтение про себя и вслух.
Произношение ЧН – как ШН (скушная)
7.2. Прочитать правильно слова на карточках.
Конечно – шн
Нарочно – шн
Скворечник – шн
8. Итог урока
- Пожалуйста, попробуйте сформулировать научно-популярную тему урока.
- Что вы знаете о сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН?
9. Дома
- Вы сегодня замечательно работали. Спасибо! Я рада за вас и хочу, чтобы родители порадовались с вами. Возьмите листочки домой, покажите их и составьте текст об осенних листочках из 2-3 предложений.