Урок по окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Формировать у учащихся новые понятия: о строении и роли органов зрения, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения, о профилактике близорукости.

Оборудование: иллюстрации органов зрения, муляж, таблица, карточки для работы в группах, зеркальца (индивидуальные), магнитофон, компьютер и мультимедийная установка.

Ход урока

Организационный момент.

Постановка проблемы и актуализация знаний.

– Дети, представьте, что вы оказались на море. Послушайте музыку, а потом скажите, что вы “увидели”, услышали и почувствовали.

– А что вам помогло это всё прочувствовать?

(Органы чувств.)

– Какие органы чувств вы знаете?

– А моно ли сказать, что органы чувств “окна в окружающий мир”? Почему?

– Посмотрите на рисунок <рисунок 1>, где изображены пространственные границы восприятия различных органов чувств.

Создание мотивации.

В медпункте нашей школы я получила такие сведения <рисунок 2>:

Диагноз “близорукость” среди учеников нашей параллели в 2005 г. Был поставлен 20 уч., а в 2008 г. – 35 уч.

– С каким органом чувств связано это заболевание?

(С органом зрения)

– Посмотрите ещё раз на таблицу, на которой видно, что этот орган является наиболее значимым в жизни человека, почему?

(Человек ведёт дневной образ жизни)

Построение кластера.

<Рисунок 3 >

– А вы сможете объяснить, в чём выражается близорукость?

(Человек плохо видит)

– Из-за чего?

(Несоблюдение норм гигиены, техники безопасности и т. д.)

 – А чтобы узнать, разобраться какие нарушения происходят в глазах, что для этого надо знать?

(Как устроен глаз)

– Что бы вы ещё хотели узнать о глазе, или уже знаете?

(Как мы видим, есть ли другие заболевания глаза и т. д.)

– У нас получилась целая гроздь из ключевых слов, которые определяют тему сегодняшнего урока “Окна в окружающий мир через орган чувств – зрение”.

<Рисунок 4 >

Попробуем ответить на наши поставленные вопросы, используя ваши знания и опыт, материалы учебника и другие источники литературы.

 Основной этап урока.

– Как вы думаете, с какого вопроса начнём изучение темы?

(Строение глаза)

– Какие части глаза вы уже знаете? А принцип его работы?

– О строении глаза прочитайте материал учебника на стр. 47-48, постарайтесь запомнить части глаза. Рассмотрим повнимательнее эти части глаза на муляже, а так же попробуем разобраться ещё в одном вопросе “Как мы видим”.

Фронтальная работа с целью закрепления.

– По форме глаз напоминает шар, поэтому его иногда называют глазным яблоком, вес около 7-8 г. Рассмотрим его строение на муляже.

– Чем глаз защищён спереди?

(Роговицей)

– Под роговицей расположена…

(Цветная радужная оболочка)

– Посмотрите в зеркало на ваши глаза и определите их цвет по радужной оболочке, можно увидеть пятнышки, крапинки, полоски. Могут ли они о чём-нибудь рассказать? Прочитаем данные из энциклопедии.

Глаза о болезнях

Богатство цветов и оттенков радужной оболочки глаза не прошло незамеченным для целителей Древнего Китая. Они предложили ставить больным диагнозы по индивидуальным характеристикам радужки. Ныне для диагностики применяется сложная компьютерная техника. С её помощью учёные установили: каждому участку тела или органу соответствует определённый сегмент на радужке глаза. Грамотное истолкование “знаков” радужки (пятнышек, крапинок, полосок) позволяет оценить качество наследственности, способность организма адаптироваться к разным условиям. Можно выявить и предрасположенность к тому или иному виду заболеваний.

– В центре радужной оболочки находится зрачок – это отверстие в глазе, которое пропускает внутрь глаза световые лучи, рассмотрите свой в зеркало. Какого он цвета? Почему в темноте он расширяется? Давайте сейчас это проверим.

 II в. – закройте ладонями глаза и не отрывая повернитесь в сторону окна. Когда по моему сигналу вы их откроете, то I в. Должен будет пронаблюдать за зрачками.

– Что вы заметили?

– Выполните 2 задание в учебнике.

– Далее из зрачка свет попадает на маленькую двояковыпуклую линзочку, как её называют?

(Хрусталик)

– Давайте прочитаем интересные данные из энциклопедии.

Хрусталик

Пройдя через зрачок, свет попадает в хрусталик – маленькую двояковыпуклую линзочку. Своё название хрустали получил за прозрачность и необыкновенную гладкость поверхности; средневековые врачи именовали эту часть жемчужиной глаза. Задача хрусталика – преломлять световые лучи, фиксируя их на сетчатке.

– Ещё одно чудесное свойство хрусталика – эластичность. Что помогает изменить форму хрусталика?

(Глазные мышцы)

– Давайте ещё раз прочитаем предложение о роли глазных мышц в учебнике. Итак, далее сказано, что световые лучи попадают на сетчатку, прежде проходя через глазное яблоко, которое ещё называют стекловидным телом, представляющим собой желеобразную массу. Но вот световые лучи миновали… (роговицу), прошли через… (зрачок), преломились… (хрусталиком), пронзили… (стекловидное тело), и это всё для того, чтобы попасть на третью, внутреннюю часть глазного яблока – сетчатую оболочку, или сетчатку. Сетчатка состоит из светочувствительных клеток, которые воспринимают световые волны. Хрусталик направляет лучи строго на сетчатку, состоящую из светочувствительных клеток, где появляется уменьшенное, обратное изображение <рисунок 5>. Почему же мы видим мир не “вверх ногами”? Значит орган зрения – это не только наши глаза! Вспомните прошлую тему урока. Известно, что мы смотрим глазами, а видим мозгом.

– Куда пойдут сигналы от чувствительных клеток?

– Как доберутся до головного мозга?

– По зрительным нервам в кору больших полушарий сигналы поступают в мозг. В какую зону? Дома вы должны были найти и прочитать материал о зонах коры больших полушарий.

(В затылочную зону, которая связана со зрением)

Вот почему, если человек упадёт на затылок – “искры из глаз”.

– Из этих сигналов складывается изображение и представление о предмете.

– Мы разобрали очень важную тему. Что мы не знали в начале урока, что ещё осталось не затронутым?

– А теперь попробуем решить вопросы, которые возникли у нас в начале урока: близорукость и дальнозоркость. Какие изменения происходят в органах зрения с развитием этих болезней, и есть ли меры их предупреждения?

– Сейчас предстоит работа в группах. Чтобы вам легче было разобраться в одном из вопросов, посмотрите на рисунок и обратите внимание на то, как падают лучи на сетчатку <рисунок 5 >.

Работа в группах.

1 группа.

Близорукость.

Самый распространённый недостаток зрения. Часто возникает у детей школьного возраста к 14-16 годам. При близорукости люди видят удалённые от них предметы нечётко. Дефект исправляется линзами очков. На ранней стадии корректируется специальными упражнениями и лечением.

Вопрос: Посмотрите на рисунок и сравните его с рисунком, где изображено преломление лучей с нормальным зрением. В чём причина близорукости?<рисунок 6 >

2 группа.

Дальнозоркость.

Часто развивается у людей после 40 лет, когда хрусталик теряет свою эластичность, что мешает чётко видеть на близком расстоянии. Дефект исправляется линзами очков.

Вопрос: Посмотрите на рисунок и сравните его с рисунком, где изображено преломление лучей с нормальным зрением. В чём причина дальнозоркости?

<Рисунок 7 >

3 группа.

Проанализируйте, как изменяется количество учащихся с нормальным зрением в период с I по ХI классы. <Рисунок 8 >

4 группа.

В чём отличие данных о количестве учащихся, имеющих близорукость с 2001 – 2004 год и с 2005 – 2008 год? <Рисунок 9 >

5 группа.

Гигиена и предупреждение болезней глаз.

Соблюдение простых правил гигиены зрения позволяет предупредить перенапряжение и избежать нарушений зрения. Необходимо, чтобы рабочее место было хорошо освещено, но не слишком ярким светом, который должен попадать слева. При чтении и письме расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см. Чтобы проверить правильно ли оно, достаточно руку поставить на локоть и кончиками пальцев коснуться виска. Вредно читать лёжа и в движущемся транспорте.

Чтобы избежать инфекционных заболеваний глаз, нужно их беречь от пыли, не тереть их руками, вытирать только чистым платком и полотенцем.

Расскажите об этом классу, рекомендации можно дополнить.

6 группа.

Тренируем зрение и снимаем напряжение с глаз.

Упражнения для тренировки зрения выполняется в удобной позе, мышцы расслаблены:

– движения глазами вправо и влево (4-6 раз, закрыть глаза на 30-40 сек.)

– вверх – вниз (4-6 раз, закрыть глаза на 30 – 40 сек.)

– направить взгляд на кончик носа (10-20 сек., закрыть глаза на 30-40 сек.)

– вращение глазами по кругу сначала по часовой стрелке, а затем против часовой (по 3 раза в каждую сторону).

Упражнения для снятия утомления глаз:

  1. Согревание глаз разогретыми ладонями.
  2. Поглаживание шеи ниже затылка.
  3. Массаж биологически активных точек.
  4. Провести упражнение в классе:

Ведущий даёт команду смотреть на называемые кружки не поворачивая головы, в следующей последовательности:

1 упр. – красный, жёлтый, синий, зелёный (3 раза – сначала в медленном темпе, затем ускоряя);
2 упр. – красный, зелёный, жёлтый, синий;
3 упр. – красный, синий, жёлтый, зелёный;
4 упр. – красный, жёлтый, синий, зелёный.

Фронтальная работа с целью закрепления.

На экране показываются графические изображения, таблицы.

Идёт выступление членов группы, 6 группа проводит физкультминутку.

Обобщение.

– Вернёмся к началу урока. Посмотрите на доску. На все ли интересующие нас вопросы мы смогли найти ответы?

– Что ещё заинтересовало вас?

– Вы можете поработать дома, в библиотеке с дополнительной литературой, предлагаю вам почитать энциклопедию “Аванта+”.

Релаксация. Посмотрите на экран, расслабьте глаза… <рисунок 10>

А теперь сосредоточьте внимание, что вы видите?

Домашнее задание.

С. 47-50, вопросы, 2 задания на выбор, сообщение о полезном питании для глаз (по выбору).

Презентация