Урок информатики (11-й класс) "Расчетные операции в Excel"

Разделы: Информатика

Класс: 11


Цели урока:

обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела. “Основные статистические и математические функции в Excel, логические операции в Excel, Мастер диаграмм”
– изучение темы “Работа с датами”
– закрепить навыки при решении задач с датами.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока:

закрепление знаний по теме: “использования функций мастера диаграмм”;
– изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый с элементами творчества

Оборудование и методическое обеспечение:

Персональные компьютеры; программное обеспечение Windows Microsoft Excel плакаты, карточки с вариантами проверочной работы.

По окончании урока учащиеся должны знать:

  • действия с датами;
  • применения при решении задач.

Уметь:

  • оперировать с функциями:

а) день, месяц, год;
б) деньнед;
в) сегодня;
г) дата.

План урока

№ п/п Название этапа урока Время Методические приемы использованные на данном этапе урока.
1. Актуализация опорных знаний 15 Фронтальный опрос

Индивидуальное решение задач, теста.

3. Объяснение нового материала 25 Объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения.
4. Подведение итогов 5 Анализ работы учащихся на уроке

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

  1. Учитель объявляет тему и цели урока, а также его этапы.
  2. Затем одновременно проводятся:
  • фронтальный опрос;
  • работа по карточкам;
  • проверка домашнего задания;
  • тестирование.

Вопросы для фронтального опроса

  • Что такое функция?
  • Что такое Мастер диаграмм?
  • Какие основные математические функции в Excel?
  • Какие логические функции знакомы?
  • Охарактеризуйте функцию если?
  • Чем отличаются функции и и или от если?

Задания для работы по карточкам

Карточка 1.

  1. Из данной числовой последовательности чисел найти min, max, срзнач., сумма. 23, -5, 20, -45, 67.
  2. Построить график  y = 2x3 + 7.

Карточка 2.

  1. В ячейке А3 записано значение радиуса R= 5,6. запишите в А4 и А5 формулы длины окружности площади круга. Исполните все способы представления числа П: явно; именем и функцией.
  2. Построить диаграмму по следующим числовым данным. Заголовок диаграммы – “Наши односельчане в годы Великой Отечественной войны”.

Ушли на фронт – 342.
Вернулись домой – 253.
Погибли – 89.

(Задача составлена на местном материале села Худоелань Нижнеудинского района Иркутской области)

Карточка 3.

1.Постройте функцию у= Sin x.
2.Сравните 2 числа , 3 числа с помощью функции если.

5, -22;
23, 4, -3.

Карточка 4.

1. В ячейке А1; А2; А3 помещены коэффициенты квадратного уравнения, в ячейке А4 и А5 записать формулы расчета корней квадратного уравнения.

А = 2, в = 1, с = -1, D – ?, x1 ?, x2 ?

2. Постройте диаграмму по числовым данным (Награды наших односельчан в годы Великой Отечественной войны)

Награждено:

Орденом Красной Звезды – 26.
Орденом Славы – 9.
Знаком Министерства Обороны – 9.

(Задача составлена на местном материале села Худоелань Нижнеудинского района Иркутской области)

Карточка 5.

  1. Приём на работу ведется на конкурсной основе. Условия приёма: не менее 5 лет стажа работы, возраст не более 40 лет и владение иностранным языком. Взять список из 5 человек.
  2. Постройте график функции у= Cos x.

Тестирование по вопросам (см. Приложение 1)

  1. Относительный адрес это …
  2. А) обозначение ячейки, состоящее из номера столбца и номера строки (5)
    Б) обозначение ячейки (4)
    В) диагноз ячеек (0)

  3. Группа смежных ячеек это …
  • адреса ячеек (0)
  • диапазон ячеек (5)
  1. Последовательность, начинающая со знака = называется:
  • текстом (0)
  • числом (0)
  • формулой (5)
  1. Что такое Мастер функций?
  • среда функций, с помощью которой можно выбрать категорию, функцию, ввести аргумент (5)
  • список функций (4)
  • категория функций (0)
  1. Какие логические функции вы знаете?
  • “и”, “Или” (4)
  • “и”, “если” (4)
  • “и”, “или”, “если” (5)

Домашнее задание предыдущего урока.

Задача:

Принять на работу из 10 человек, тех которые по возрасту больше 20 лет, но меньше 40 лет; стаж работы не менее 5 лет, знания иностранного языка.

А В С Д Е F
ФИО Возраст Стаж Иностранный язык Прием на работу
1   20 1 Владеет

Если (20<С1< 40 и С1> 5и Е1= “владею); “принят”; “не принят”

Релаксация (см. Приложение 2)

II. Изучение нового материала.

“Работа с датами”.

Вводная беседа:

На уроке рассмотрим дополнительные возможности Excel.

Ввод значений даты

Для того чтобы ввести в ячейку дату, следует указать номер дня, номер месяца, 2 последние цифры года:

12.12.87; 12-12-87; 12/12/87.

12 – декабря-87. текущий год можно не указывать, но будет добавлен автоматически.

Если 12.12.87. – то в строке формул 12.12.1987, но если 22.10.28 – то 22.10 2028.

Дело в том, что если при вводе даты указать только 2 последние цифры года, Excel добавит 2 другие по следующим правилам:

А) если введенное число лежит в интервале от 00 до 29, то оно интерпретируется как год с 2000 до 2029.

Б) если от 30 до 99, то интервал с 1930 до 1999

Представление дат в ячейках

  • Формат.
  • Ячейки.
  • Число.
  • Дата.

Действия с датами

В Microsoft Excel можно работать с датами.

Даты можно складывать, вычитать, сравнивать между собой. Например, можно вычислить число дней между двумя датами, определить какой день недели приходился на ту или иную дату. Как уже указывалось, что даты можно складывать и вычитать, сравнивать между собой. Можно умножать на число. Как это происходит? Для этого поймем внутреннее представление даты в компьютере. Введем в ячейку А1 дату 1 января 1900 г. С помощью копирования скопируем введенное значение в ячейки А2:А10. Скопируем этот блок ячеек в В1:В10. Изменим формат ячеек В1:В10 на Общий. (Выделим диапазон, Формат, ячейки, число, общий.) Мы увидим, что в блоке появятся числа от 1 до 10. Следовательно, дата в Excel – количество дней, прошедших от 1 января 1900г. Поэтому есть возможность выполнять над датами различные арифметические операции и операции сравнения.

Основные функции:

  1. Функции ДЕНЬ, МЕСЯЦ, ГОД. Эти функции возвращают номер дня в месяце, месяца в году, и год.
  2. ДЕНЬ (дата), МЕСЯЦ (дата), ГОД (дата)

    Например: ДЕНЬ(2.06.1941)=2

    МЕСЯЦ (5.08.1943)=8

    ГОД (23.11.1942)=1942

  3. Функция ДЕНЬ НЕДЕЛИ
  4. Возвращает номер дня недели

    Деньнед (дата, тип)

    Дата – аргумент; тип – число, которое определяет вариант возвращаемого значения:

    Тип Возвращаемое значение
    1 или опущен от 1 (воскресенье) до 7 (суббота)
    2 от 1 (понедельник) до 7 (воскресенье)
    3 от 0 (понедельник) до 6 (воскресенье)

    Например: Деньнед (22.06.41)=1 (воскресенье) – т.к тип опущен.

  5. Функция СЕГОДНЯ
  6. Функция возвращает дату текущего дня, отслеживаемую компьютером. Её запись :

    Сегодня ( ) – без аргументов, но с обязательными скобками.

  7. Функция ДАТА

– позволяет собрать дату из значений года, номера месяца и номера дня
дата (год, месяц, день)

Решение задач: (см. Приложение 1)

Задачи с гиперссылками на тему: “Великая Отечественная война”.

III. Рефлексия

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

– Теория.

– Составить задачу с датой своего рождения, решить.