Задачи:
- обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев;
- учить детей воспринимать поэтический образ зимы в художественном изображении и музыкальной выразительности;
- создать эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках;
Оборудование для учителя:
- магнитофон;
- диски: П.И.Чайковский “Времена года”, К.Дебюсси “Ящик с игрушками";
- 4 плаката “Образ зимы”;
- 1 плакат “Зимушка-зима”;
- иллюстрации на зимнюю тему.
Оборудование для учащихся:
- альбомные листы;
- краски, карандаши, ластик.
Ход урока
Вход под музыку “Сказочный зимний лес”
Ночью.
В полях под напевы метели
Дремлют, качаясь берёзки и ели.
Мнится мне ночью
Меж белых берёз
Бродит в туманном сиянии.
Мороз!
- Ребята, о каком времени года говорится в этом
поэтическом стихотворении? (О зиме)
Вступительная беседа учителя
На Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А есть такие страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.
Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает землю золотом листьев, а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.
- Физкультминутка. Танец снежинок.
Рисунок 1
- Просмотр иллюстраций.
- Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? (Снежную зиму. Куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело)
- Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? (Конечно же, нет.)
- Посмотрите, снег, словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Волшебница-зима постаралась украсить её на славу.
- Долго ли длится зима? (3 месяца). Назовите их.
Тема зимы, её красота, её богатство изображены и русскими композиторами в своих музыкальных произведениях. Сейчас прозвучит одно из них. Написал его известный вам П.И.Чайковский (портрет).
С раннего детства композитор стал увлекаться музыкой. После долгих лет службы в Департаменте Министерства Юстиции он поступает в Консерваторию. Вот, что писал сам Чайковский: “ Равно или поздно, но я променяю службу на музыку. Буду ли я знаменитым или бедным учителем, но совесть моя спокойна, и я не буду иметь права роптать на судьбу и на людей……..”
Первое произведение называется “Декабрь”. Мудрый народ говорит так:
- Декабрь- год кончает, зиму начинает (прослушивание)
- Январь - году начало, зиме середина (прослушивание)
- Февраль-месяц лютый, спрашивает “Как обуты?” ( Прослушивание.)
- Скажите, ребята, прослушав музыкальные произведения к какому выводу можно прийти? (Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, злая и ворчливая).
Показ разных образов зимы (плакаты)
- Рисование под музыку.
- А сейчас прозвучит ещё одно музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя краски и кисточки выразить своё настроение.
Звучит музыка.
- Выставка работ учащихся.
Рисунок 2
- Чтобы наш урок остался в памяти, я предлагаю организовать выставку ваших работ. Кто знает, может, кто-то из вас будет великим композитором или художником. Мне бы очень этого. Учитесь слушать музыку. Она всегда вдохновляла людей, успокаивала их душевное состояние.
Список литературы:
- Вайнкоп Ю., Гусин И. “Классики русской и зарубежной музыки. Современные зарубежные композиторы”. Издательство “Москва”, 1997г.
- Волчкова Н.В., Степанова Н.В. “Педагогика нового времени”, Воронеж, 2006г.
- Горькова П.Г., Кочергина, В., Обухова Л.А. “Эстетическое воспитание”, Москва, 2005г.
- Кукушкин В.С. “ Музыка. Архитектура. Изобразительное искусство”. Ростов на Дону, 2005г.
- Справочник “Начальная школа”, Москва, 1996г.