Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Основной чертой образования 21 века (по заключению ЮНЕСКО) является новая сверхзадача процесса обучения: учитель должен научиться учить тому, что пока еще не знает сам.
Наше время - это время перемен. Развитие творческого потенциала в России сегодня важно и значимо как никогда. В переломные моменты развития общества требуются и выживают не просто хорошо образованные люди, а люди, способные действовать в условиях большой неопределенности, когда привычная почва выбита из-под ног и необходимо постоянное творческое приспособление к новому.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Я считаю, что каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Обязанность учителя - помочь ребенку встать на этот путь. Реализовать эту идею возможно через творчество самого учителя и развитие творческих способностей его питомцев, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее. Способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Развитие индивидуальных творческих способностей требует значительных усилий, как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика. Творчество требует предварительно длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизации.
Идея исследования как метод познания мира и метод обучения принадлежит древности. Знаменитое сократовское "исследуем", сохраненное преданием, определило подход философа к изучению действительности, весь его жизненный стиль. Путей развития интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на занятиях, легко переносятся на все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину - это индикаторы детской одаренности.
Цель исследовательской деятельности ученика - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Форма работы с учащимися разные: индивидуальная (подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке научных исследований и подборе списка литературы, оказание методической помощи и т.п.) структура учебного исследования включает следующие основные этапы: выбор темы, выдвижение гипотезы, поиск и предложение возможных вариантов решений, сбор материала, обобщение полученных знаний, подготовка проекта, защита проекта. Тема проекта должна быть интересной ребенку, увлекать его, быть ребёнку по силам, оригинальной, то есть должна приносить ребёнку реальную пользу как исследователю.
Конечно, исследовательский метод не заменит основных учебных методов, но стать перспективным на учебном пути - может. Особую важность при этом приобретает условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от поспешных суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности.
Неотъемлемой частью учебно-методической работы ГОУ СОШ № 1951 города Москвы, где я работаю, является система работы с одаренными детьми, включающая различные формы и методы не только учебной, но и внеклассной работы. Наиболее перспективная - самостоятельная исследовательская деятельность. Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что учебная деятельность по любому предмету, особенно естественнонаучным дисциплинам, становится успешной только в том случае, если учебные технологии ставят в центр образовательного процесса личность ребенка. Вместе с ним шагая от простого к сложному материалу, привлекая знания ребенка и его опыт, анализируя факты и делая выводы, я стараюсь формировать знания, умения, навыки и убеждения в ходе изучения химии и экологии, происходит формирование культуры у ребенка. Изучение тем по предмету и их законов - это не знакомство с другой культурой и ее взаимозависимостями, а воспитание уважения и понимания особенностей природы, последствий для человека при нарушениях ее законов. Считаю, что изучение предметов естественнонаучного цикла должно вестись с опорой на прочную научную основу. Одним из самых главных принципов обучения детей естественнонаучным дисциплинам является необходимость связи теоретических знаний с практикой. Эколого-химические знания становятся необходимыми, если в обучении применяются жизненные примеры и те, которые описываются как классические в учебниках, и те, которые почти ежедневно появляются в программах новостей радио, прессы и телевидения. При изучении тем по химии и экологии сведения об экологических проблемах г. Москвы делают материал актуальным, необходимым для каждого учащегося.
Практические работы по изучению прозрачности воды, загрязненности воздуха при движении транспорта на улицах города, обработка полученных данных формирует у учащихся наблюдательность, активизирует теоретические знания как основу формирования здорового быта человека. При проведении практических работ необходимым считаю выполнение некоторых требований для повышения их значимости: иметь элемент новизны; быть актуальной для человека, его семьи, города, региона; быть доступной для выполнения силами учащихся; учитывать материально-технические возможности школы; соответствовать краеведческому принципу при изучении материала. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этой работе и себя, и учеников.
В таких условиях ребенок развивается, испытывает чувство собственного достоинства в решении экологических проблем своей семьи, своего города. Постепенно знания по изучаемым темам становятся убеждениями человека в необходимости поддержания окружающей среды в оптимальном для человека состоянии, то есть продолжается развитие экологической культуры ребенка. Мои ученики постоянно работают над различными проектами, связанными с исследованием экологической обстановки в городе и области. Темы исследовательских работ разнообразны. После прохождения темы "Вода" учащиеся сами предложили исследовать воду в городе Москве, таким образом, началась работа над несколькими проектами: "Исследование качественных показателей водопроводной воды в разных районах города Москвы" и "Определение кислотности осадков в городе Москве". Результат проведенных исследований водопроводной воды поразил не только самих юных исследователей, но и учеников, которые на уроках ознакомились с выводами. Работы по этому вопросу до этого в таком ракурсе не проводились, поэтому ученикам было очень интересно выступать в роли первооткрывателей. Вывод был единодушным: воду надо дополнительно очищать или кипятить. В проектах были использованы различные методы исследования: эмпирические (изучение литературы по теме эксперимента), социологические (опрос по интересующему вопросу), теоретические (анализ, обобщение, сравнение, классификация) и математические (экстраполяция полученных данных, математическая обработка результатов). В результате проведенных исследований и школьники, и я сама не только познакомились с новыми методами исследований, но и, анализируя факты и делая выводы, приобрели необходимые теоретические знания и навыки практической работы
Работа "Загрязнение автотранспортом окружающей среды города Москвы" очень актуальна, так как в ней нашла наглядное отражение экологическая проблема современности: превышение допустимых концентраций вредных веществ приводит к серьезным заболеваниям людей. Школьники не только провели подсчет количества автотранспорта на улицах города, но и провели его классификацию, экстраполировали эти данные на день и год, дали примерный расчет вредных выбросов в год на каждого жителя нашего города. После выполнения исследования ребятами был сделан важный вывод о необходимости высадки деревьев и как результат - посадка каштанов в школьном дворе. После обсуждения здорового образа жизни возникла идея о проведении нескольких исследований: "Обнаружение нитратов в овощах, выращенных на разных приусадебных участках города Невинномысска"; "Определение качества меда различных сортов"; "Что мы пьем?"; "Чипсы: вред или польза?"; "Здоровье школьников и окружающая среда". Полученные результаты стали главной темой нескольких последующих уроков, занятий кружков и внеклассных мероприятий. Проведенный социологический опрос среди школьников нашего учебного заведения показал, что не все мы задумываемся своем здоровье. Учащиеся в процессе работы приобрели умения осознанно и правильно ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, овладели техникой проведения химического эксперимента, а также познакомились с влиянием химических факторов на здоровье человека, разработали рекомендации по безопасному употреблению исследованных продуктов питания.
Работы по темам "Химия в решении проблем человечества"; "Выращивание кристаллов"; "Химия в произведениях А.С. Пушкина"; "Составление химических задач практической направленности" выполнялись разными учащимися с целью сделать учебный материал более наглядным, доказательным и убедительным для учащихся, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Работы по предложенным темам направлены на расширение кругозора учащихся, пополнения их знаний о свойствах веществ, с которыми им приходится иметь дело в повседневной жизни. Данные, полученные в результате исследований, находят применение на уроках химии и экологии.