Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.
Очень важно различать понимание ролевой компьютерной игры в жанровой классификации компьютерных игр (RPG - Role Playing Game).
Исходя из этого, выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр.
- Ролевая игра должна располагать играющего к "вхождению" в роль компьютерного персонажа и "атмосферу" игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.
- Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте - накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д. Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.
Выделяется три подтипа компьютерной ролевой игры:
- Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры.
- Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя.
- Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим.
Компьютерная игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать трудности в говорении.
Анализ компьютерных обучающих программ показал, что во многих курсах изучения иностранного языка ролевые игры отсутствуют. Нами была выделена компьютерная обучающая программа “Английский. Путь к совершенству”
Курс состоит из трех томов: Beginner (Начальный), Intermediate (Средний) и Advanced (Продвинутый). Особенностями курса, выделяющими его среди аналогичных программ, является использование интерактивных диалогов, ролевых игр и системы распознавания речи.
Прежде чем использовать данные компьютерные ролевые игры на уроках английского языка, нужно выявить соответствие тем компьютерных ролевых игр с разделами учебника.
Если затрагивать вопрос о месте ролевой игры на уроке иностранного языка, то необходимо отметить, что ролевую игру необходимо проводить на завершающей стадии изучения иноязычного материала, так как ученики должны знать все необходимые слова, речевые обороты и грамматические конструкции. Использование ролевой игры предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков. Компьютерные ролевые игры можно использовать при закреплении материал, или в качестве контрольного среза при проверке умений использовать языковые единицы в речевых ситуациях.
Ребята могут работать с компьютерными ролевыми играми как индивидуально, так и в группах и если класс оснащен интерактивной доской то и коллективно.
После того как вы нашли в нужном уроке ролевую игру, вы увидите разделы данного урока: презентация, лексика, отработка лексики, грамматика отработка грамматики, ролевая практика и сама ролевая игра. Все эти этапы подготавливают тебя к ролевой игре, но обычно времени урока на использование всех этапов не хватает.
Остановимся на ролевой практики, перед тем как вступить в общение с компьютером мы должны просмотреть и просмотреть видео, понять, о чем идет речь. Вы можете сделать речь медленнее или быстрее для лучшего понимания. Можете убрать субтитры или наоборот. Сама компьютерная ролевая игра заключается в том, что учащийся может примерить на себя любую роль и поучаствовать в беседе, записать свою речь которую компьютер или учитель оценит.
Использование ролевых игр на уроках:
- игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении;
- даёт учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
- в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника;
- активизирует стремление ребят к контакту, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником;
Список источников
- Гончарова М.В., “Как применять обучающие игры на уроках”, издательский дом "Первое сентября",http//1sept.ru.2007
- Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 2004.
- “Использование компьютерных программ при обучении иностранному языку” - издательский дом "Первое сентября".- https://urok.1sept.ru ,2005
- “Игровые технологии в обучении иностранному языку в старших классах” ,издательский дом "Первое сентября".- https://urok.1sept.ru ,2006