"Классное" классное собрание

Разделы: Работа с родителями


Когда мамы и папы слышат фразу “родительское собрание” зачастую сердце сжимается в тревоге. “Что случилось? Что моё чадо ещё натворило? А может ещё что стряслось?” Это набор стандартных вопросов и переживаний, которые преследуют родителей до момента собрания. Поэтому на собрание они идут не охотно, без интереса, с мыслью “быстрей бы всё закончилось!”. А в это время многие учителя и педагоги задают себе вопросы: “Как добиться высокой посещаемости собраний? Как интересно провести родительское собрание? Как сделать так, чтобы родители шли в образовательное учреждение с удовольствием?”.

За многолетнюю практику в учреждении дополнительного образования у меня накопилось много идей дающих ответы на подобные вопросы. И, сейчас, думаю, могу поделиться опытом по организации и проведению родительских собраний, который будет интересен как педагогам дополнительного образования, так и классным руководителям в школах.

Конечно, очень сложен этап подготовки родительского собрания. Нужно выбрать такую нестандартную форму проведения собрания, чтобы заинтересовать, “зажечь” родителей своим подходом к организации и проведению столь значимого события. Выбор форм невероятно огромен, это и педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ребёнку), и родительские конференции по обмену опытом воспитания, и семинар – общение, и собрание – диспут, дискуссия, деловая игра. Это могут быть родительские собрания, проводимые детьми. Встречи в неформальной обстановке. Клуб внимательных родителей, пресс – конференция с родителями, конференция отцов, итоговые совместные собрания детей и родителей. Собрания – путешествия, собрания – отчёты, собрания-чаепития “за круглым столом”. Собрание с использованием игровых технологий. А если честно, то собрание любой формы не может обойтись без игр и конкурсов. Домашние посиделки, презентация семейного воспитания, день “классного” отдыха, собрание выходного дня. Групповая работа родителей или работа в микрогруппах. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Какую бы вы не выбрали форму, собрание нужно подготовить от “А” до “Я”. Чётко выстроить ход и продумать каждую “мелочь”. Начиная с приглашения на собрание и заканчивая раздачей памяток, брошюр и т.п.

Я начинаю с приглашения родителей на собрание. Из опыта работы видно, что не стоит проводить собрания в выходные дни. Родители охотней собираются в будний день, в середине недели, к 18.30, 19.00. Встаёт вопрос: Как это сделать? Сделать запись в дневнике за неделю до собрания? (Вот тут-то все родственники начинают беспокоиться и волноваться.) А если заинтересовать, сделать это так необычно, чтобы родителям захотелось увидеть и услышать то, что вы будете рассказывать…

Можно сделать звонок по телефону начинающийся торжественным или весёлым приветствием. Отправить официальное приглашение через детей, но не на родительское собрание, а скажем на “вечер воспоминаний”, и это без обмана. Вспоминать-то мы будем о том, как ребёнок провёл очередную четверть или год. Возможно приглашение и с использование дружеских связей родителей. У меня в практике был такой случай. Я точно знала, что родители нескольких учащихся общаются между собой, и при случайной встрече, одной из родительниц рассказала, что дети готовят им сюрпризы, которые будут вручены после собрания. Очень многие пришли узнать, что же это за сюрприз. И мы их не обманули. Ребята приготовили для родителей красиво оформленные (на первый взгляд грамоты) листы с итоговыми оценками за четверть. Так же можно пригласить родителей с помощью индивидуального приглашения на бумаге с указанием темы или просто стихотворной открытки, но здесь главное, как их вручать. В дверь раздаётся звонок, а на пороге стоит скоморох, клоун или пират, который с улыбкой вручает приглашение. Можно послать приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению. И самое простое, приглашение по электронной почте, приглашение при помощи СМС или ММС сообщения. Приглашение с помощью родительского комитета. И т.д.

Родители приглашены и у вас осталась неделя. Целых семь дней чтобы продумать своё выступление и подготовить аудиторию.

Я стараюсь своё выступление продумывать так, чтобы каждый родитель услышал о своём ребёнке что-то хорошее. С хорошего начинаю и хорошим заканчиваю. Это основа любого родительского собрания, и она неоспорима. О недостатках говорю вскользь, если родителей это заинтересует, обговариваю подобные вопросы отдельно. О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально. Если возникают серьёзные вопросы, советую к какому специалисту лучше обратиться (возможно, понадобиться помощь психолога, логопеда, социального педагога и т.д) В неуспевающих за программой ребятах ищу что-то хорошее и хвалю при всех. Родителям важен любой повод, чтобы гордиться своим ребенком, и я стремлюсь дать им такую возможность. Стараюсь как можно чаще награждать родителей грамотами за хорошее воспитание детей, за вклад в развитие коллектива, за помощь в каком-то конкретном деле, за подготовку и участие в мероприятии, иногда делаю благодарственные письма приуроченные к календарным праздникам, ко дням рождения детей или родителей. Обязательно провожу анализ дел за конкретный период времени. Отмечаю каждого ребёнка и по возможности – каждого родителя.

Тематика родительских собраний так же разнообразна. Обсуждать можно что угодно: поведение детей в той или иной обстановке, взаимоотношение ребят со своими сверстниками, методы воспитания и многое - многое другое. При освящении любой темы, и не важно, для какого возраста, меняю виды деятельности. Если для ребёнка необходима смена вида деятельности через 7 - 10 минут, то для взрослого человека 10 - 20 минут. Из наблюдений за коллегами видно, что учителя и педагоги зачастую забывают об этом. В итоге родители за 1 – 1,5 часа успевают обсудить множество вопросов, но выходя из аудитории, моментально забывают больше половины. Чтобы этого не произошло, для них так же нужны смены видов деятельности. Я делаю так, чтобы родители немного послушали, посмотрели, полистали, возможно, поиграли, что-то сделали своими руками, записали и напоследок получили какие-то памятки, брошюрки, выписки. И конечно, не забываю про здоровьесберегающие технологии.

Важную роль в начале собрания играет приветствие, адресованное детям и родителям (если это собрание проходит в присутствии детей). Вы можете выбрать разные стили общения (строгий, весёлый, непринуждённый и т.д) но менее всего подходит поучительный. Мы общаемся со взрослыми людьми, возможно они старше нас и разбираются во многих вопросах так же хорошо как и мы. Для меня более других подходит игровой стиль общения. Когда всё внимание обращено на меня и родители замерли в ожидании, я прошу показать мне правую руку, потом - левую. Помахать мне правой рукой, потом – левой, посмотреть на человека сидящего справа, потом – слева. Послать мне воздушный поцелуй. И говорю, о том, что мне приятно их внимание, что я ощутила их тепло, увидела блеск в глазах, который, надеюсь, не погаснет на протяжении всего собрания. Для меня важно поприветствовать и поблагодарить родителей, выразить радость от общения с ними и их детьми. Лирическое начало: стихи, инструментальная музыка настраивают на спокойный непринуждённый лад. Родители немного успокаиваются, выбрасывают из головы посторонние заботы и настраиваются на работу по заявленной мной теме. Дальше следует знакомство родителей с проблемой и регламентом, говорю на какой вопрос, сколько отвожу времени. Озвучиваю план работы. Начинаю собрание с результатов анкетирования обучающихся и родителей. Потом представляю видеоролик о жизни творческого объединения, компьютерную презентацию или выступление детей. Проводим КТД (коллективное творческое дело). Отмечаю работу родительского комитета, предоставляю слово его представителю. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

Не маловажную роль играет оформление кабинета. Как только родители попадают в помещение, они оценивают обстановку: тепло ли, светло, есть ли на окнах занавески, цветы. Для них важна комфортность. Поэтому её нужно предоставить. Возможно использование свето и аромо техник. Всё должно быть в меру. Ненавязчивая, не громкая музыка, умеренный свет. Оформление аудитории не пёстрое, а соответствующее обстановке и конкретной форме собрания. Стулья и парты так же могут быть специально расставлены: полукругом, п-образно, или поделены на несколько групп для удобства общения.

Пред собранием делаю выставку творческих работ обучающихся, здесь так же возможна выставка тетрадей отличников, альбомов по рисованию, работ сделанных на уроках труда. Выставляю рекламный стенд педагогической литературы и литературы для внеклассного чтения. Оформляю уголок “Внимательного родителя”, где можно посмотреть текущие оценки или достижения своих детей. Родители могут в любой удобный момент ознакомиться с выставочным материалом, почитать брошюры, полистать фотоальбомы.

За 15 минут до начала собрания вся подготовка к нему завершена. Остаётся немного времени для эмоциональной подготовки педагога. Это моё личное время, которое можно потратить по своему усмотрению: причесаться, подправить макияж, провести комплекс упражнений направленных на релаксацию или снятия волнения. Собрание начинается в ровно назначенное время. Опоздавших родителей никто не ждёт, а то это может перерасти в дурную привычку “Всё равно вовремя не начнут”. Всегда стараюсь выполнять то, чего сама требую от родителей и детей.

Для того чтобы провести интересное родительское собрание педагог должен быть сам интересен и заинтересован.

Вот несколько правил, которых желательно придерживаться при работе с родителями:

Оформлять и придумывать интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.

Уважать своё и родительское время. Всегда назначать собрания за неделю до проведения. Если можно, указать точное время начала и конца собрания.

Всегда отчитываться перед родителями о проделанной работе. Оформлять папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости коллектива, об участиях в мероприятиях школы, района, возможно, и области.

  1. Рассказывать о занятости ребят в летнее время, о перспективах, о занятости учащихся в течение учебного года, о родительской активности и т.д.
  2. Общаться в неформальной обстановке и приятной дружественной атмосфере.
  3. Стимулировать разнообразными методами прямого диалога.
  4. Родителей не нужно "оценивать", их нужно направлять.
  5. Как можно больше рассказывать об инновациях в сфере образования, инновационных движениях, о разных школах в России и за рубежом, об их практике и нетрадиционных формах.
  6. На родителей большое влияние оказывает их предыдущий опыт. Им присуще наличие определенной системы ценностей и профессиональных стереотипов.
  7. Важно помнить, что родители не принимают директивного давления при взаимодействии. Они склонны сопротивляться изменениям сложившихся у них стереотипов и ценностей, а также кардинально новым идеям.
  8. При посещении на дому заранее предупреждать о цели вашего визита. Возможно, родителям нужно будет подготовиться к вашему визиту.
  9. Почаще хвалить родителей за воспитание ребёнка. Как можно чаще, но обоснованно, вручать родителям грамоты, благодарственные письма.
  10. При общении нужно учитывать реальные проблемы, которые имеют место в семье и проявляются в школе.
  11. К концу учебного года при помощи анкеты для родителей делать анализ работы за год и план работы на следующий год. Обязательно озвучивать итоги анализа родителям.
  12. Помнить, что взрослые обращают внимание только на то, что, по их мнению, им необходимо и полезно. Они весьма консервативны, поэтому необходимо желание и усилие для
  13. взаимодействия. Родители приобретают новые знания в процессе хорошо организованной совместной деятельности.
  14. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывать о плохих сторонах его ребёнка.
  15. Помнить, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка – проявление неуважения к родителям.

Используемая и рекомендуемая литература (ПРИЛОЖЕНИЕ №3).