Тема. Сказочные приключения в снежной стране.
Задачи:
- отрабатывать четкое произношение звука (ш), познакомить с буквой Ш;
- развивать фонематические процессы, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать коммуникативные навыки, умение слушать педагога, выполнять речевые инструкции;
- коррекция зрения и тактильных ощущений;
Оборудование:
зеркала, письмо, кусочки ткани (драп, бархат, мех, щелк, ситец), синие и красные бусины, леска, картинки (шапка, шуба, шарф, варежки), буквы из наждачной бумаги, тетради, простые карандаши, аудиозапись вьюги, видеоазимут В.А. Ковалёва, “зашумлённые” буквы, бумажная картинка Кай и Герда в санях, записка.
Предварительная работа:
просмотр сказки Г.Х. Андерсена “Снежная Королева”.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед. Ребята посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Логопед. Наступил уже второй месяц зимы. Как он называется?
Дети. Январь.
Логопед. Посмотрите, сегодня морозный день, на улице спокойно, безветренно, и возможно через некоторое время появится солнышко.
Давайте займем свои места, изобразив настроение погоды (стульчики стоят вокруг стола, на столе стоят индивидуальные зеркала).
Нам пришло письмо от девочки Герды из сказки “Снежная Королева” [1]. Снежная Королева увезла Кая в своё королевство, и не отпустит Кая к Герде пока он не выполнит все её задания. А вы хотите помочь Каю?
Дети. Да.
Логопед. Подготовимся к выполнению заданий – сделаем гимнастику для язычка.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Каждое упражнение выполняем по 5 раз. Нашим Язычкам понравилась погода на улице и они отправляются на прогулку. Открываются двери (упражнение “Бублик”).
Затем открываются двери с замками, и выглядывает Язычок.
Он не ожидал, что так морозно и весь напрягся от холода (упражнения “иголочка”, “лопаточка”).
Подумал Язычок: “Самое время попить чаю из чашки с вареньем” (упражнения “чашечка”, “вкусное варенье”).[3]
Подкрепился Язычок и отправился отдыхать в свою постельку, закрыл двери на замки.
2. Уточнение артикуляции звука (ш). Упражнение на развитие мелкой моторики.
Логопед. А в царстве Снежной Королевы шумит ветер и вьюга. Как шумит ветер?
Дети. “Ш-ш-ш”
Логопед. Когда мы произносим этот звук, губы выдвинуты вперед и округлены. Язык в форме чашечки поднят к нёбу.
Герда собирается в путь, чтобы спасти своего брата Кая и просит нас помочь ей выбрать одежду. Из какой ткани мы посоветуем одеть вещь Герде? (на столе несколько видов ткани, дети выбирают ткань)
Какая вещь сшита из этой ткани?
Дети. Куртка, пальто, шуба.
Логопед. А защитит Герду от стужи и холода только одежда, в названии которой есть звук “ш-ш-ш”. Назовите эту одежду.
Дети. Шуба, шапка, варежки, шарф.
3. Звуковой анализ слов.
Логопед (возвращаясь к письму) Снежная Королева дала задание Каю, собрать бусинки на леску так, чтобы получилась звуковая схема слова “шапка”. Это слово начинается с любимого звука шума. Этот звук можно пропеть?
Дети. Нет.
Логопед. Верно это согласный звук. Когда мы произносим звук (ш) голос спит или работает ?
Дети Спит, значит это глухой звук.
Логопед. (Ш) твердый или мягкий звук?
Дети. Твёрдый.
Логопед. Какого цвета бусинка на леске будет первой?
Дети. Синего.
(дети из бусинок составляют звуковую схему слова шапка)
Логопед. С этим заданием мы справились.
Следующее задание Снежной Королевы: написать букву, которая обозначает звук (ш)
4. Знакомство с буквой Ш.
Логопед. Согласный, глухой твёрдый звук (ш) обозначается буквой Ша.
На что похожа эта буква?
Из каких элементов состоит буква ш?
Дети. Из четырёх прямых палочек.
Пальчиковая азбука
Логопед Чтобы хорошо запомнить букву Ш попробуем её сделать из наших пальчиков. (мизинец и большой палец одной руки загнуты в кулак, три других пальца - элементы буквы, указательный палец другой руки - основание буквы). [2]
Коррекция тактильных ощущений
Напишем пальчиком букву на ледяной крошке (провести пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги).
5.Самостоятельная работа в тетрадях печатание большой и маленькой буквы Ш.
Логопед. Откройте тетради, возьмите простые карандаши, обведите по точкам букву ш, самостоятельно через клеточку напишите букву до конца строчки.
(Дети дописывают в тетрадях, включается аудиозапись вьюги)
6. Зрительная гимнастика, динамическая пауза.
Логопед. Справляемся мы с заданиями Снежной Королевы. Сердится она. Спрячемся от её гнева. (Дети встают в круг, делают ладошки “домиком” и закрывают ладошками глаза, вьюга постепенно затихает дети опускают ладони).
(На стенах группы висят листочки с “зашумлёнными” снежинками буквами – каждая буква на отдельном листочке)
Логопед. Ой, что натворила вьюга, листочки с буквами запорошила, сможем ли мы теперь найти, на каком листке бумаги написана правильно буква ш – это последнее задание Снежной Королевы.
Дети. Сможем. (Находят)
Работа с видеоазимутом В.А.Ковалёва [4]
Логопед. Смотрите, ребята, Герда с братом едут к нам! (на видеоазимуте появляются сани с Каем и Гердой, дети следят глазами за тем, как едут сани, не поворачивая головы. У Кая записка.)
7. Работа с деформированным предложением.
Логопед. Но Кай еще заколдован сердитой Королевой, мы сможем его расколдовать, если поймем, что написано в его записке .
Записка: Не смог наказала выполнить я задание и Королева меня - заколдовала. (Я не смог выполнить задание и Королева меня наказала – заколдовала.)
Она выучить сказала и произнести её скороговорку быстро. (Она сказала выучить скороговорку и быстро её произнести.)
Скороговорку я быстро а не смог сказать от холода, выучил. (Скороговорку я выучил, а от холода быстро сказать не смог.)
“Не шипи, а пиши, пиши, не шипи”
Логопед читает по одному предложению, дети строят правильные предложения, затем скороговорка заучивается и 3-4 ребёнка (по очереди) “расколдовывают” Кая.
III. Итог занятия
Логопед. Теперь Кай и Герда могут возвращаться к себе домой в сказочную страну. Пожелаем им счастливого пути! Вот и солнышко выглянуло, какое доброе дело мы с вами сделали.
Использованная литература
- Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”
- Е.Н. Рыжанкова В.А. Ракитина “Пальцы развиваем, буквы составляем” приложение “Конфетка” к журналу “Логопед” №6 2008 г.
- Е.М. Косинова “Уроки логопеда” Москва 2008,173 с.
- Методика профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей. Ковалёв В. А. Красноярск 1991 г.