Цель: Ознакомление с разновидностью кружевного плетения.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей развития и возможностями техники игольного кружева (воспитательная).
- Научить выполнять основные элементы и узоры (образовательная).
- Развивать творческое мышление (развивающая).
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: компьютер + мультимедиа; презентация; книги; журналы; инструкционные карты; плакаты по ТБ при ручных работах; готовые изделия; картон; ножницы; иглы с большим ушком; нитки “Ирис” или катушечные.
Время: 90 минут.
Ход урока
I.Организация класса
:- подготовка класса к уроку,
- приветствие,
- фиксация отсутствующих,
- организация внимания.
II. Актуализация знаний
В настоящее время происходят большие перемены. Большое значение стало уделяться оформлению жилища. Дом, в котором мы живём, работаем, отдыхаем должен быть красивым и уютным. Такой дом человек создаёт всю жизнь, как свою оболочку. Как маленькую индивидуальную вселенную. Дизайн интерьера квартиры, комнаты, остаётся актуальным как много лет назад.
На сегодняшний день выпускается большое многообразие журналов по рукоделию; создается много телепроектов, где много интересного рассказывается о культуре быта, дизайне интерьера, различных стилях и направлениях: от ретро и модерна, до классики и техно.
Делая украшения своими руками, мы вносим собственный вклад в дизайн того или иного изделия, развиваем свой вкус и свои творческие способности. Умение много делать собственными руками для себя и своих близких – залог вашей уверенности в себе. В умении делать – наша власть над предметным миром. Человек, владеющий каким-то мастерством, например, мастерством шитья одежды, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нём окажется потребность.
А теперь, с помощью игры мы выясним, какие виды рукоделия вы знаете.
В процессе проведения этой игры учащиеся имеют неоценимую возможность показать знание, полученные в предыдущих классах. Необходимо расшифровать слова, представленные на доске (Приложение 1).
III. Сообщение темы урока и её мотивация
История возникновения кружева. Кружева иголкой.
Этот жанр рукоделия, известный под
именем кружев иголкой можно считать
разновидностью ажурного вышивания по полотну.
Кружева иголкой, как доказывает уже их название,
исполняются без всяких приспособлений, кроме
иголки; они образуются из петельных стежков,
различно расположенных и сделанных одной ниткой.
Самые старинные кружева, это — “Ретичелла”,
узоры которых очень приближаются к узорам
строкой или ажуром по полотну.
В ХVII веке изобретено было рельефное
кружево с неправильными бридами, известное под
названием Венецианского кружева и
Французского кружева.
В ХVIII веке стали предпочитать кружева с фоном из
петель или сеткой, как например Алансонские
кружева, кружева Аржантан и т. д. В наше время
очень ценятся очень тонкие кружева, вязаные
иголкой, которые изготовляются в Бельгии, в
Саксонии и в Богемии, но так как их очень долго и
трудно делать, то они и не могут считаться в числе
дамских рукоделий, применяемых в семье, и имеют
значение только для торговли.
Наиболее распространенный среди занимающихся
рукоделием дам жанр кружев иголкой, это — ирландское
кружево. Это кружево представляет собой узоры
из тесьмы, которую прикрепляют сообразно линиям
данного узора и которую соединяют либо одними
бридочками, либо одними кружевными стежками,
либо бридочками и кружевными стежками.
Кроме ирландских кружев существуют несколько
видов восточных кружев с узловыми стежками,
исполняемых по большей части шелком; затем грубое
льняное кружево “Хедебо”, которое привезено к
нам из Дании и Швеции, и, наконец, тонкие
испанские и бразильские кружева, известные под
именем “Соль”, и красивые старинные кружева
итальянского происхождения.
СОЛНЕЧНОЕ КРУЖЕВО – это один из многочисленных видов игольного кружева, шитого иглой всеми видами строчевых и гладьевых швов. Собственно поэтому часто игольное кружево относят к вышивке.
Cолнечное кружево получило свое
название по виду основного элемента, имеющего
форму розетки, из центра которой расходятся
нитевые лучи, расшитые самыми разными
разделками. Считают, что этот вид кружева родился
в Испании. Еще в XVI—XVII вв. там плели иглой кружево
“vecellio” (солнце), известное также как
“Тенерифе-кружево”, названное по одному из
Канарских островов, где его делали. Из Испании
метод кружевоплетения под названием “naduti”
переселился в Новый Свет, а само кружево стали
называть бразильским. В Европе, например в
Германии, упрочилось название “солнечное”
(sonnenspitze или solspitze).
Работа включает четыре этапа: изготовление трафарета, стягивание лучевых сновок, заполнение розеток разделками, соединение элементов (розеток) в кружево.
IV. Выполнение практической работы.
Творчество в любой области деятельности представляет собой наиболее мощный и неисчисляемый источник интеллектуального развития и положительный эмоций наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию ее создателя. Знает он и то, что его усилия не пропадут даром. Ведь вам наверняка приходилось наблюдать, как добреют лица людей, когда им что-то дарят.
В своем проекте вы должны представить сою изюминку. Трудно ли это? Не очень. Чуть-чуть навыка, чуть-чуть терпения. И еще: рукоделие – это не просто работа, это уход от серых будней, это дела, оставленные на потом, это, наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают многие.
Чтобы дом был уютным и красивым не обязательно покупать дорогие вещи. Создать тепло и уют в доме можно с помощью изделий, выполняемых своими руками. Это предает комнате неповторимость и расскажет о ее хозяйке. (Рисунок 1)
Перед выполнением работы проводится вводный инструктаж (напоминают о технике безопасности при работе с ручными инструментами). Учащиеся выполняют работу согласно технологической карте (Приложение 2). Во время работы проводится текущий инструктаж.
I этап. Изготовление трафаретов.
На картоне надо начертить круг диаметром, равным диаметру будущей розетки (обычно от 3 до 10 см). Кстати, розетки могут иметь и другую форму — овала, квадрата, ромба, треугольника и др. Окружность следует разделить на равное и обязательно четное число частей (например, 18—24 при диаметре круга 3 см) и проколоть дырочки (тонким шилом или толстой иглой) в центре круга и по разметочным точкам по окружности (Приложение 3).
Чтобы облегчить дальнейшую работу,
имеет смысл внутри основного круга прочертить
еще несколько окружностей. Их число и расстояние
между ними, а также число дырочек и размер круга
(или другого элемента) определяются выбранным
узором кружева.
Вспомогательной (т.е. нерабочей нитью надо
прошить окружность по дырочкам дважды вперед
иглой (или один раз назад иглой). При этом вся
окружность должна полностью, без пробелов
заполниться равными стежками. В качестве
вспомогательной лучше всего использовать нить
прочную, толще рабочей отличающуюся по цвету.
II этап. Натягивание лучевых сновок.
Для шитья игольного кружева
используют самые разные нити — шелковые,
хлопчатобумажные, синтетические от очень тонких
(№ 60) до толстых льняных. Выбор нитей
определяется видом кружева, его назначением и
размером. Игла должна быть короткой с тупым
кончиком и ушком, соответствующим толщине
рабочей нити.
Вводят нить в работу с изнаночной стороны
трафарета через центральную дырочку. На изнанке
кончик нити закрепляют на вспомогательной нити.
Далее рабочую нить с помощью иглы натягивают
поверх трафарета, поддевая стежки
вспомогательной нити то сверху, то снизу, пока
весь круг не будет заполнен сновками. Все “лучи”
должны пересекаться в центре круга. Конец
рабочей нити надо вывести на изнанку через
центральную дырочку и связать с начальным
кончиком.(Приложение 4)
Рабочая нить должна быть как можно длиннее. Надо помнить, что подвязывать нить нельзя. Если же она заканчивается раньше, чем протянуты все сновки, ее следует своевременно вывести на изнанку через центральную дырочку, взять новую нить, концы нитей связать на обратной стороне трафарета, новую нить, как в начале работы, вывести на лицевую сторону и продолжить прокладывать сновки.
III этап. Заполнение розеток разделками.
Для разделок применяют самые разные швы строчевой вышивки: паутинку по кругу, воздушно-петельный шов, перештопывание, “паучки” простые и ребристые и т.д. Рабочую нить вновь выводят на лицевую сторону через центральную дырочку, связав ее кончик с другими на изнанке. Прежде всего скрепляют все сновки в центре круга несколькими рядами обычного “паучка”, прихватывая по 2—4 сновки. Если по узору требуется выполнить в центре “паучок” большего размера, то в каждом ряду уменьшают число схваченных сновок до двух, а затем до одной. (Приложение 5) Всю работу выполняют поверх подложки, не прокалывая и не закрепляя нить на лицевой стороне ни за рабочую, ни за вспомогательную нити. Смену рабочей нити делают, как и при прокладывании сновок. Новую нить аккуратно проводят под центральным паучком поверх трафарета, а до места продолжения работы — по сновке.
В каждом следующем ряду рабочая нить схватывает узелком по две сновки в шахматном порядке. Весь круг следует делать целой нитью, предусмотрев заранее, какая длина нити будет необходима, и вовремя заменив ее.
Для “укрепления” протянутой нити ее можно обвести, пройдя по кругу еще раз. Когда розетка готова, рабочую нить, обвивая сновку, выводят через центральную дырочку на изнанку, связывают все кончики как можно ближе к трафарету и обрезают до узла. Затем очень осторожно на изнанке разрезают вспомогательную нить во многих местах и аккуратно щипчиками вытаскивают ее из картона, тем самым освобождая розетку. Трафарет можно использовать многократно. Узор розеток может быть самым разным. (Рисунок 2, Рисунок 3)
IV этап. Соединение элементов в кружево. (Рисунок 4, Рисунок 5)
Вышитыми розетками чаще всего отделывают края
салфеток, воротничков и других изделий. В этом
случае их пришивают к краю изделия и скрепляют
друг с другом. Кроме того, их можно соединять друг
с другом в кружевную салфетку или кружево.
Промежутки между розетками заполняют
дополнительными сновками и разделками.
Учиться вышивать солнечное кружево лучше всего,
применяя толстую нить. Затем попробовать сделать
кружевные салфетки, а потом приступать к работе
более тонкой хлопчатобумажной, синтетической
или шелковой нитью.
В конце работы проводится заключительный инструктаж. Оформляется минивыставка из работ учащихся. Оценивается работа учащимися. Дается обосновано оценка работы: отмечаются положительные стороны и отрицательные.
V. Подведение итогов.
1. Рефлексия:
- Какие новые знания ты получил?
- Понравилось ли тебе занятие в целом?
- Что нового ты обнаружил сегодня в себе?
- Как оцениваешь свою работу на уроке?
- Какова твоя роль на уроке?
2. Оценивание работ.
3. Домашнее задание: Подготовить эскиз салфетки.
Использованная литература:
- Володина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология 5-11 классы. Предметные недели в школе / Е.Д.Володина, В.Ю. Суслина. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2008.
- Журнал “Лена” № 10, 2002 год
- Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся./ Л.Н.Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова – Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.