Ниточный дизайн (изонить) -
- это искусство конструирования и изготовления изделий самого различного жанра с помощью цветных ниток;
- это новый способ отражения действительности без художественных умений, помогающий создавать орнаменты и фигуры, в том числе и объемные;
- это новый способ творческого самовыражения для людей, не имеющих художественных способностей.
Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).
Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).
Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира (Англия, США, Дания, Австралия и др.). В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах.
В нашей стране информации по изонити имеется в небольшом количестве, в основном ознакомительного характера. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьеров, для выполнения подарков и сувениров.
Картины из ниток весьма эффективны. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. Техника изонити требует от обучающихся ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике изонити развивает образное мышление, творческую активность формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Самостоятельное творчество начинается вскоре после освоения основных принципов, своего рода азбуки.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ,
необходимые для работы в технике изонити.
Для выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь фон, нитки и инструменты для работы.
Фон.
Картон используют в технике ниточного дизайна цветной или белый. Можно вышивать по коже. Сложнее вышивать по бархатной бумаге. Очень сложно для детей вышивать по плотной бумаге, но возможно. Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги. Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон.
Можно использовать другую фактуру - это обои. На обои можно наклеить на картон (появляется плотность), цветовая гамма богаче стандартных наборов картона, можно использовать остатки рулона, можно на картон наклеить кусочки ткани, упаковочного материала, сетку и пр. - фантазию не остановить, главное начать!
Нитки.
Они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити, гарус красивы, но вызывают определенные трудности в работе с ними: так как они "скользкие", то трудно завязать узелок на нитке и закрепить ее в конце работы. Шелк хорош при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком. Совсем непривлекательны картины из простых х/б белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант). Мулине имеет богатую цветовую палитру. Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета. Они не очень дешевы, поэтому их рекомендуется использовать в законченном изделии.
Для облегчения выбора ниток нужного цвета можно сделать заготовку. На небольшой картон наклейте вплотную друг к другу узкие (3-4 см) полоски картона разного цвета, который можно использовать для фона. Затем поперек всех полосок на лицевой стороне трафарета натяните все виды цветных ниток, которыми располагаете (как струны на гитаре) и закрепите их на изнанке. Расстояние между рядами ниток около 1 см. Теперь всегда можно установить, какой цвет фона лучше подчеркнет отдельные элементы узора.
Важную роль в композиции узора играет цвет ниток.
Цвет
В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:
- красный с желтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым;
- зеленый с желтым и темно-желтым, лимонным, салатным,
- кремовым, оранжевым и коричневым;
- фиолетовый с сиреневым, розовым, желтым, белым;
- коричневый со всеми оттенками желтого, зеленым, красным,
- оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.
Однако не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине. Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно все пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.
Опыт показывает, что желтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как веселый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зеленый и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.
Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет - теплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.
Красный, желтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче. Восприятие черного цвета совершенно обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета. Индуизм находит в солнечно-желтом цвете бессмертно-жизненную силу. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.
Принимая во внимание сказанное, есть основания считать, что сделанная картина сможет благоприятным образом влиять на ваше настроение и на настроение тех, кто проявит к ней интерес.
Гармоничные сочетания цветов. Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:
- трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;
- двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма);
- трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;
- теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.
Инструменты.
Для работы необходимо иметь следующие инструменты:
- Карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши).
- Линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40 см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах.
- Циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности.
- Шаблоны (на первом этапе изготавливаются педагогом или родителями) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов/эллипсов и др.).
- Иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла).
- Шило или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;
- Подкладка из плотного материала (кусок ленолиума, резины), чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);
- Ножницы.
- Различные угольники (с прямым и острыми углами).
ТЕХНИКА НИТОЧНОГО ДИЗАЙНА
Техника выполнения изонити очень проста. Для ее освоения достаточно научиться заполнять нитями угол и окружность.
Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать следует именно с изображения углов.
Сначала надо научиться изображать один угол, затем композицию из двух и трёх отдельных углов.
Техника заполнения угла:
- Начертить угол нужного размера на изнаночной стороне.
- Разделить стороны угла на равные части и пронумеровать их (вершина угла пропускается). Число точек деления на одной и другой стороне угла должно быть одинаково, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и разная.
- Проколоть намеченные точки иглой или шилом
- В точке 6 с изнанки закрепить нитку, затем сделать стежок 6 – 1, далее маленький стежок с изнанки 1 – 2, стежок по лицевой стороне 2 – 5, по изнанки 5 -4, по лицевой стороне 4 – 3 и т. д.
- Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
- В каждой точке игла проходит один раз.
- Чем меньше шаг разметки, тем плотнее и чаще заполняется угол, а чем больше шаг, тем прозрачнее заполнение угла.
В зависимости от угла (острый, тупой) получаются различные узоры.
При выполнении изонити внутри угла следует помнить:
- количество точек на обеих сторонах угла должно быть одинаковым.
- точки нумеруются, начиная от вершины, по одной стороне угла в порядке возрастания, по другой – в порядке убывания.
- проколы делаются иглой вертикально.
- нить вводится с изнанки налицо в первое или последнее отверстие на одной из сторон угла, подклеивая кончик кусочком скотча.
- на лицевой стороне делается стежок, игла вводится в соответствующее отверстие на другой стороне угла.
- при заполнении угла на лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде пунктирных линий.
Техника заполнения окружности:
К изображению окружностей в технике изонити следует приступать, когда выработаются прочные навыки работы с углами.
- Вычертить окружность нужного размера на изнаночной стороне.
- Разделить окружность на равные части по всему периметру (можно разные).
- Размеченные точки проколоть иглой, пронумеровать.
- В точке 1 с изнанки закрепить нитку, по лицевой стороне сделать стежок 1 – 4, далее маленький стежок с изнанки 4 – 5, стежок по лицевой стороне 5 – 2, по изнанке 2 – 3, по лицевой стороне 3 -6 и т. д. (нить вести в одном направлении).
- Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
- В каждой точке игла проходит два раза (получаются короткие стежки, лежащие на окружности).
- Чем меньше шаг разметки, тем гуще будет заполнен диск, а чем больше шаг, тем прозрачнее будет заполнение диска.
- Чем ближе к центру окружности первый стежок, тем меньше получится внутренняя окружность (и наоборот).
При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной – нить повторяет линию окружности (пунктирная линия)
Также заполняются шести-, восьмиугольники, эллипсы, спирали.
При выполнении изонити внутри круга следует помнить:
- после разметки на окружности должно быть четное количество точек.
- нарисуем на изнаночной стороне стрелки, определяющие направление движения во время работы – против часовой стрелки.
- нитка вводится с изнанки налицо в любое отверстие на окружности, подклеивая кончик кусочком скотча.
- на лицевой стороне делается стежок. Между его концами каждый раз пропускается одинаковое число проколов, двигаясь по часовой стрелке.
- с изнаночной стороны игла вводится в ближайшее отверстие по стрелке.
- при заполнении круга на лицевой стороне нити протягиваются от одной точки на окружности к другой, и получается рисунок в виде звезды. На изнаночной стороне стежки располагаются строго по окружности в виде пунктирной или сплошной линии в зависимости от того, четное или нечетное число проколов пропускается между концами стежков на лицевой стороне.
- чем меньше количество отверстий между концами стежков на лицевой стороне, тем ближе изображение приближается к кольцу.
- если стежки на лицевой стороне прокладывать между точками, лежащими на диаметре, получится не звезда, а снежинка.
- чем меньше расстояние между проколами, тем настил будет плотнее.
- если нить при работе закончилась, ее необходимо закрепить с изнанки кусочком скотча и ввести новую нить с изнанки налицо в следующее по стрелке отверстие, не забыв так же закрепить ее.
Теперь, когда накоплен определённый опыт заполнения различных по форме геометрических фигур, а также определённые навыки их воспроизведения на картоне, можно попробовать, комбинируя фигуры из различных элементов, изготовить одноярусные и многоярусные орнаменты, а в дальнейшем и картины произвольного жанра.
В картине могут быть как простые геометрические фигуры, так и различные комбинации простых фигур, создающие определённые образы, в том числе объёмные.
Освоив технику и имея желание, рисунок можно дополнить вышивкой, соломкой, бисером, макраме, использовать элементы флористики.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Последовательность работы
- Подготовка картона требуемого размера, формы (квадратной, прямоугольной, треугольной, фигурной и т.д.) и цвета.
- Вычерчивание рамки на изнанке картона, отступая не менее 1 см от края (она необходима, чтобы рисунок не попадал близко к краю).
- Вычерчивание рисунка на изнаночной стороне картона или изготовление рабочей копии.
- Расчет рисунка, нумерация точек (если это необходимо).
- Прокалывание точек.
- Подбор цвета ниток, необходимых по замыслу для вышивания картины.
- Вышивание по точкам, используя принцип заполнения угла, окружности и их комбинации.
- Оформление изнаночной стороны (заклеивание белой бумагой).
- Если изготавливалась картина или панно, то необходимо сделать окантовку (рамку).
ОКАНТОВКА КАРТИН
Картина лучше смотрится, если она вставлена в рамку. Но это в идеале, когда есть такая рамка или материал для её изготовления. В качестве окантовки можно использовать паспорту или по краям картины можно сделать стилизованную рамку в виде какого-нибудь орнамента. Если вы владеете техникой макраме можно оформить картину или панно шнуром, выполненным одинарным плоским (витым) узлом.
Как ухаживать за картиной?
Окружающая нас атмосфера не идеальна. Со временем на картине появляется пыль. Нитки под действием света постепенно выцветают. Что делать в таких случаях?
Если картина прочно закреплена в раме, а нитки хорошо натянуты, то пыль можно удалить с помощью пылесоса или протерев картину слегка увлажнённой тряпочкой, одёжной щёткой или зубной.
Если нитки стали блёклыми, то лучше всего их заменить, обновление картины много времени не займёт. Рисунок может заиграть по-новому, если какие-то элементы рисунка сделать нитками другого цвета.
Техника ниточного дизайна достаточно проста. В этом вы убедились сами. Если же захотите придумать и сделать свою картину, которая будет по-настоящему интересной и по замыслу и по технике исполнения, запаситесь терпением и не огорчайтесь при первых неудачах. Самостоятельное творчество начинается вскоре после освоения основных принципов, своего рода азбуки, лежащих в основе конструирования рисунка вначале на бумаге, а уже потом на картоне.
В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьеров, для выполнения подарков и сувениров.
Потенциальные возможности последующего развития ниточного дизайна практически не ограничены.
Данное пособие предназначено для всех, кого привлекает красота, стремление узнать что-то новое, желание сделать свой необычный подарок друзьям и близким.
Желаем вам успехов и творчества!
Литература:
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, “Академия развития”, 1997.
Браницкий Г.А. Азбука и техника ниточного дизайна. – М., 2001.
Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие. - СПб.: “Детство Пресс”,2001.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.