Цели:
- Повторить и обобщить знания о становлении древнерусского государства, проверить уровень усвоения изученного материала.
- Формировать умения соотносить даты, события, личности, находить причинно-следственные связи, умение работать с картой, сравнивать, сопоставлять.
- Воспитывать любовь к родине, уважение к богатому наследию русской истории, пробуждать интерес к истории русского народа.
Оборудование: карта «Киевская Русь IX–XII веков», ребусы, предметы для аукциона.
ХОД УРОКА
– Ребята, сегодня мы вспомним то, что узнали о древнем прошлом нашей родины.
1. Работа с картой.
Назвать племена восточных славян и показать их на карте.
2. Перечислите занятия восточных славян.
3. Одним из занятий восточных славян было рыболовство. Давайте и мы порыбачим.
(Ученики вылавливают «рыбок», на которых написаны даты: 862, 988, IX в., 907, 945, 1072, 882, 911, 1097 и называют соответствующие им события.)
4. В древности варяги называли Русь Гардарикой – страной городов. Вспомним названия русских городов.
(Ученик заполняет «цепочку», начерченную на доске.)
Ч | В | Р | В | К | К | В |
5. В это время проводится игра с классом «Узнай, чьи слова».
- «Князь, ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь». (Киевляне – Святославу)
- «Хочу мстить за обиду мужа». (Ольга)
- «Не хочу разувать сына рабыни». (Рогнеда)
- «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». (Игорь)
- «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его». (Мал)
- «Земля наша обильна, а порядка в ней нет. Да приходите княжить и владеть нами». (Славяне – Рюрику)
- «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю вашей столице то же, что сему городу сделал». (Владимир – грекам)
- «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага». (Святослав)
- «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб- да будет мне враг». (Владимир Святой)
- «Любезна мне речь ваша, – мужа моего уже не воскресишь, но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими». (Ольга)
6. Один ученик пишет на доске имена русских князей по порядку их правления.
7. В это время читается рассказ с ошибками, составленный учениками. Ребята исправляют ошибки.
«Рюрик умер в 862 году (879), а через три года его родственник Трувор (Олег) с дружинниками и малолетним Святославом (Игорем), сыном Рюрика, двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь (Олег) захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году (882) под властью одного князя объединились Киев и Чернигов (Новгород). При Игоре (Владимире) произошло одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство. В 1097 году по инициативе Ярослава Мудрого (Владимира Мономаха) князья собрались на съезд в Киеве (Любече). Испуганные греки послали Святославу (Владимиру) послов со словами: «Не губи града, дадим тебе дань, какую хочешь». Кирилл и Мефодий (Борис и Глеб) как безвинные кроткие мученики были причислены к лику святых».
8. Ученик определяет, какие события происходили при Ярославе Мудром, а какие – при Владимире Мономахе. Прикрепляют карточки с написанными на них событиями под именами князей.
События:
- организация 83 походов,
- создание «Поучения детям»,
- Любечский съезд князей,
- решительные победы над половцами,
- положил начало «Русской Правде»,
- строительство Софийского собора в Киеве,
- строительство города Юрьева,
- назначение митрополита из русских,
- разгром печенегов.
9. В это время проводится аукцион. Предлагаются предметы: щит (щит Олега), чаша (из черепа Святослава), овощи (распространившиеся после крещения Руси), чучела голубя и воробья (посланные древлянами Ольге), идол (идол Перуна).
Ребята рассказывают всё, что связано с этими предметами в истории Руси.
10. «Что было раньше?» Учитель по два называет события, учащиеся определяют, какое из них было раньше.
- Восстание древлян. – Образование Древнерусского государства.
- Поход Олега на Византию. – Введение христианства на Руси.
- Создание «Русской Правды». – Разгром Хазарского царства.
- Строительство города Ярославля. – Введение уроков и погостов.
- Захват Олегом власти в Киеве. – Написание «Повести временных лет».
- Появление вотчин на Руси.– Любечский съезд князей.
- Феодальные усобицы. – Принятие Ольгой христианства.
- Строительство Софийского собора в Киеве. – Разгром половцев.
- Покорение вятичей. – Появление школ при монастырях.
11. Ребята разгадывают ребусы, подготовленные учащимися.
12. В это время ученик на доске устанавливает соответствие между именем князя, годами правления и его прозвищем.
Олег 1053 – 1125 г. Мудрый
Владимир 879 – 913 г. Вещий
Ярослав 980 – 1015 г. Мономах
Владимир 1019 – 1054 г. Красное Солнышко
13. Ребятам предлагается решить тестовые задания.
А. В IX в. восточные славяне исповедовали:
а) язычество,
б) мусульманство,
в) христианство.
Б. Что относится к жанру героического эпоса:
а) сказки,
б) летописи,
в) былины.
В. Как называлась славянская азбука:
а) буквица,
б) кириллица,
в) латиница.
Г. Восточнославянское племя, жившее вокруг озера Ильмень:
а) словене,
б) радимичи,
в) вятичи.
Д. Какое имя получил Ярослав при крещении:
а) Василий,
б) Юрий,
в) Иван.
Е. В правление какого князя была написана «Повесть временных лет»:
а) Владимира Мономаха,
б) Ярослава Мудрого,
в) Владимира Святого.
Ж.. Титул хазарских владык, применявшийся к русским князьям в X–XI веках:
а) царь,
б) султан,
в) каган.
З. В чём особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие.
б) трёхбожие,
в) единобожие.
И. Автор «Повести временных лет»:
а) Нестор,
б) Илларион,
в) Феодосий.
К. Штраф, судебная пошлина за убийство или увечье:
а) куна,
б) вира,
в) гривна.
Л. Бог скота в языческой мифологии восточных славян:
а) Ярило,
б) Родомысл,
в) Велес.
В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит ребят за плодотворную работу.