Существующая система обучения детей различным нетрадиционным техникам рисования дает возможность приобрести детям определенные изобразительные навыки.
При выполнении работ дети применяют, в основном одну – две нетрадиционные техники. Со временем, освоив все техники рисования, данный вид деятельности становится неинтересным и однообразным, поэтому представляемая мною система работы позволяет использовать приобретенные детьми навыки и умения нетрадиционного рисования при составлении различных композиций, начиная с отдельных предметов и заканчивая сложными декоративными композициями.
Цель проекта.
Развивать в детях творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализовываться в различных формах и видах творческой деятельности.
Основополагающий вопрос.
Как использовать нетрадиционную технику рисования в составлении композиций?
Вопросы учебной темы.
- Формирование у детей обобщенных представлений о композиции.
- Знакомство детей с разными видами расколеровки.
- Формирование у детей представлений о декоративности в составлении работ, соблюдая законы стилизации и трансформации.
- Применение разной техники рисования в работе;
- Использование разных изобразительных средств и материалов в одной работе
Задачи.
- Дать детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов;
- Формировать у детей эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- Способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия и познавательных способностей;
- Научить детей изображать предметы и несложные сюжетные и декоративные композиции, используя разную технику рисованию и усвоенные способы вырезания;
- Познакомить детей с элементами плоскостной композиции: точкой, линией, пятном;
- Учить детей использовать при составлении композиции законы стилизации (отказ от реального цвета);
- Дать детям представление о трансформации – изменении формы предмета в необходимую сторону;
- Формировать у детей умение свободно владеть кистями разной фактуры, использовать дополнительные средства (палочки, колпачки, пробки и т.д.);
- Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- Способствовать формированию изобразительных навыков и умений.
Содержание работы в разных возрастных группах.
Младшая и средняя группы
- Знакомство с тампонированием;
- Знакомство с методом тычка;
- Рисование отдельных предметов: животные, птицы и др.
Старшая группа
- Знакомство с техникой набрызга;
- Знакомство с техникой кляксографии;
- Знакомство с техникой вливания;
- Рисование овощей, фруктов, предметов из геометрических фигур и т.д.
Подготовительная группа
- Знакомство с накладывание мазков одного цвета на другой;
- Знакомство со смешиванием красок на листе;
- Закрепление ранее изученных нетрадиционных методов рисования;
- Знакомство с использованием посыпок;
- Формирование умения составлять композиции.
Этапы работы
1 этап
- ознакомление детей со свойствами гуаши, акварели (эксперименты по смешиванию цветов).
2 этап
- использование с гуашью различных материалов (клейстер, клей, лак, воск и др.).
3 этап
- применение различных посыпок и разной техники (набрызг, кляксография, вливание, монотипия, сухая кисть и т.д.).
4 этап
- оформление готовых работ по степени усложнения:
- отдельные предметы
- несколько предметов, объединенных в одну тему
- создание композиции из геометрических фигур
Последовательность выполнения работы.
- Показ приемов расколеровки
- Подбор материала
- Последовательность
- Выполнение отдельных деталей и составление целого
Целью первого года обучения является приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью. Дети постепенно входят в мир искусства, делают первые шаги в представлении о мире искусства в жизни. Учатся применять гуашь и разные техники рисования.
Задачи художественного развития детей младшего дошкольного возраста.
- Учиться владеть гуашевыми красками.
- Владеть навыками смешивания красок, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, свободно владеть кистью.
- Владеть начальными навыками выразительного использования цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
- Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.
- Познакомить детей с техникой:
рисования тычком жесткой кистью,
рисованием кончиком пальцев.
тампонирование
Обучение в средней группе расширяет круг представления детей об искусстве и его связи с жизнью, оно является дальнейшим шагом в приобщении детей к окружающей красоте.
Задачи художественного развития детей средней группы.
- Укреплять навыки выразительного использования гуаши.
- Формировать представления детей о цветах и оттенках, а том, как можно получить эти цвета.
- Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
- Учить свободно владеть кистями разной фактуры и размеров.
- Использовать в работе палочки, печатки, поролон.
- Познакомить детей с техникой (набрызг, печатание мятой бумагой)
- Создавать не сложные работы по методу расколеровки, (составляя предмет из отдельных частей), используя навыки и умения по применению нетрадиционных техник.
Целью художественного воспитания детей старшей группы является формирования представления о многообразии и увлекательности разных форм творчества, развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Задачи художественного развития детей старшей группы.
- Цветом передавать пространственные планы.
- Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования в различных техниках.
- Учить детей рисовать кистью разными способами: прокручивание кисти на одном месте.
- Учить детей составлять предмет из геометрических форм, познакомить с законом трансформации – изменение формы предмета в необходимую сторону.
- Закреплять знания об известных цветах и оттенках, развивать чувство цвета.
- Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, познакомить с законом стилизации ( отказ от реального цвета ).
- Учить свободному эксперементированию в составлении предметов и композиций из отдельных частей по методу расколеровке.
- Познакомить детей с техникой (кляксография, торцевание, монотипия).
Программой детей подготовительных групп предусмотрено формирование основ художественной культуры. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированном и развернуто оценивать изображения. Процесс познания происходит по средствам собственного творчества.
Задачи художественного развития детей подготовительной группы.
- Знать жанры изобразительного искусства.
- Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
- Отражать в рисунках единство формы и декора.
- Формировать умение строить композицию рисунка.
- Совершенствовать технику изображения.
- Учить разным способам создания фона для изображаемой картины.
- Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на стилизацию цвета.
- Учить замечать изменение цвета в природе.
- Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммой рисунка.
- Познакомить детей с техникой (накладывание мазков одного цвета на другой, вливания одного цвета в другой, рельефы, применение различных посыпок, использование с гуашью различных материалов (клей, клейстер, воск, лак ).
- Закреплять умение свободного экспериментирования в составлении сложных декоративных композиций из отдельных частей.
Реализовать поставленные задачи помогают:
- Тематическое планирование по возрастным группам (Приложение №1)
- Использование художественного слова (Приложение №2)
- Критерии оценивания деятельности детей (Приложение №3)
- Образцы работ для детей разного возраста <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>.
- Использование пальчиковых игр (Приложение №4)
- Тезаурус (Приложение №5)
Описание техник рисования, применяемых при составлении декоративно – художественных композиций.
Рисование пальчиками
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь любого цвета, бумага, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Тампонирование
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: палитра, гуашь любого цвета, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок набирает на поролон гуашь и делает оттиск на бумаге.
Тычок
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: бумага для основы, цветная гуашь, в зависимости от темы, щетинная полусухая кисть.
Способ получения изображения: на кончик полусухой щетинной кисти набирается краска, кисточку при этом следует держать вертикально по отношению к плоскости и делать тычкообразные движения. При этом должна получиться большая пушистая точка.
Набрызг
Возраст: от четырёх лет.
Средства выразительности: фактура, точка.
Материалы: бумага для основы, гуашь, жёсткая кисть.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и пальчиком другой руки шевелит ворсинки.
Монотипия
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, тон, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, гуашь либо акварель, влажная губка или мягкая кисть большого размера, кафельная плитка либо стекло.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на влажную поверхность плоскости, затем она накрывается листом бумаги, делается отпечаток.
Наложение толстого слоя красок.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: мазок, фактура, объём.
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть.
Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на щетинную кисть и накладывает вертикальные и горизонтальные мазки друг на друга.
Прокручивание кисти
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: мазок, фактура, объём.
Материалы: бумага, гуашь, кисти разной фактуры.
Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на ворс и прикладывает его плашмя, прокручивая кисть за основание.
Вливание красок
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, гуашь, мягкие кисти, трубочка ( для напитков), или ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на ворс и стряхивает кисть на влажную поверхность или выливает небольшое пятно (капельку) на лист через трубочку, либо ложечкой. Для смешения красок процедура повторяется.
Торцевание
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, любые предметы ( конец кисти, карандаша, след от расчёски и т. п.)
Способ получения изображения: ребёнок рисует любым предметом на толстом слое краски или же прокручивает его, оставляя след.
Использование посыпок
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: мазок, фактура, объём.
Материалы: бумага, гуашь, крупы мелкого и крупного помола, опилки, любой сыпучий материал.
Способ получения изображения: ребёнок подбирает материал и укладывает его на клеевую основу (ПВА), прокрывая цветом в зависимости от выбранной темы.