За годы работы в школе у меня сложилась система, которая позволяет детям сравнительно быстро и хорошо усваивать языковой материал. Для обучения немецкому языку в начальной школе важны два этапа и каждый из них автономен в постановке целей и отборе содержания обучения. Обучая немецкому языку со второго класса, учитываю психологические особенности детей 7-8 лет. Здесь важны и пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки, а также особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера…
Считаю, что изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на развитие ребёнка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребёнком окружающего мира через родной и иностранные языки, через сопоставление родной культуры и культуры второго языка поможет уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать надёжную базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения.
Процесс изучения иностранного языка должен способствовать:
- развитию речевых механизмов (памяти, речевого слуха, внимания), что может стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка;
- воспитанию у ребёнка чувства осознания себя как личности, развитию внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребёнок может встречаться в повседневной жизни;
- развитию психических, эмоциональных, творческих качеств ребёнка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром и др.), радости познания и любознательности.
Разучивая стихи, рифмовки и песенки на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иностранного общения на элементарном уровне в области слушания, говорения, чтения и письма.
Главной целью считаю – заложить у учащихся со второго класса минимальный уровень владения иностранным языком и на элементарном уровне с учётом интереса детей осуществлять основы коммуникативной компетенции.
Большое внимание отвожу говорению, аудированию, чтению.
Приоритетными воспитательно-развивающими задачами считаю:
- формирование положительной мотивации учащихся, готовности воспринимать культуру другого народа;
- целенаправленно приобщать учащихся к различным учебным техникам, т.е. развивать общеучебные специальные умения, обеспечивающие эффективное овладение иностранным общением.
Школа, в которой я работаю, малокомплектная, а это значит, что в классах 6-8 учащихся. Поэтому в качестве основной цели обучения считаю личностное развитие ребёнка и индивидуальный подход. Стараюсь со второго класса приобщать детей к культуре другого народа и формировать позитивное отношение к ним. Учитывая возрастные особенности школьников, использую в качестве методического приёма игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребёнок не может отмолчаться. С желанием принимают участие дети в уроках с сюжетно-ролевыми играми, настольно-печатными, мимическими.
"Праздник алфавита"
Класс празднично оформлен шарами, цветными иллюстрациями к немецким сказкам, плакат «Das АВС – Fest»
Задачи:
- Повторить пройденные речевые образцы.
- Повторить весь рифмованный материал.
- Закрепление знания алфавита и алфавитной песенки.
- Закрепление знания счёта до 12.
Оборудование урока:
- карта Германии,
- записи немецких песенок,
- мелодии для рефлексии учащихся.
Ход урока.
I. Организационное начало урока.
Guten Tag, liebe Freunde ! Wir feiern heute «das ABC – Fest». Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто пришел к нам на урок. Рада видеть Вас дорогие ребята.
Рефлексия. «Подари тепло другому» (Звучит тихая и нежная мелодия.) Ученики встают парами и поворачиваются лицом друг к другу. Первый ученик раскрывает ладоши, а другой накрывает их.
- Дети посмотрите в глаза друг другу ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?
А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше.
- Спасибо!
II. Дети у нас главными героями сегодня являются буквы и буквосочетания. А давай послушаем что они говорят о себе: (Учитель показывает буквы и произносит):
«Ich bin A. Ich rufe laut « Hurra! Hurra!»
«Ich bin E. Ich singe schon «juchhe, juchhe !»
«Ich bin O. Ich tanze lustig «Go!».
«Ich bin U. Ich fliede wie Lulu!»
(Скажите, что сказали буквы о себе?) – момент аудирования.
Давайте исполним песенку про алфавит : A,B,C,D,E,F…
(Молодцы!)
III. Повторение речевых образцов по теме «Знакомство»
К нам на праздник пришли сказочные героини. Они из разных сказок и впервые встретились на нашем празднике и сейчас у них есть возможность познакомиться. Послушаем их. (Диалог по теме «Знакомство».)
Физ. минутка. Под рифмовку выполнить несколько упражнений.
IV. Веселые игры.
1. «Назови верно букву».
Цель: Развитие пространственной ориентировки, памяти.
А) В шкатулке буквы немецкого алфавита. Вытаскивая по одной, необходимо их назвать.
Б) В волшебной шкатулочке находятся волшебные яйца. В них слова, из которых нужно составить предложения и прочитать их и записать.
2. «Веселые цифры».
Цель: Тренировка в умении оперировать количественными числительными от 1 до 12.
Ход игры: На магнитной доске прикреплены названия числительных словами. Необходимо подобрать к словам соответствующую цифру.
3. «Поле чудес».
Цель: Повторение букв и слов. Развитие памяти.
Ход игры: На доске крепится слово, каждая буква которого напечатана на отдельном листе. Буквы не видны, они повернуты к доске. Необходимо разгадать слово.
А) числительное neuen
Б) фразу sehr fleisig
4. «Эстафета».
Цель: Повторение написания букв.
А) Ход игры: На доске двумя столбиками записаны имена по–русски. Каждый участник эстафеты записывает эти имена по одному на немецком языке. Какая команда быстрее запишет?
Оля - Эльвира-
Маша - Роза –
Зина - Саша-
Б) В две колонки написаны названия немецких городов с пропусками, которые командам надо заполнить. Выигрывает та, которая это быстрее сделает.
Mun—en B—n Ko--n |
Ber--n Bre--n Erf—rg. |
V. Подведение итогов.
Вы все были очень активными, правильно выполняли все задания. Выставление оценок. А урок мы закончим с вами еще одной рифмовкой.
Список литературы:
- Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык Первые шаги. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007.
- Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык Первые шаги. Книга для учителя к учебнику для 2 класса.
- Deutsch Kreativ Методический журнал для учителей немецкого языка, № 1 2005 г.