Из опыта работы учителя немецкого языка МОУ "Новопетровская ООШ"

Разделы: Иностранные языки


За годы работы в школе у меня сложилась система, которая позволяет детям сравнительно быстро и хорошо усваивать языковой материал. Для обучения немецкому языку в начальной школе важны два этапа и каждый из них автономен в постановке целей и отборе содержания обучения. Обучая немецкому языку со второго класса, учитываю психологические особенности детей 7-8 лет. Здесь важны и пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки, а также особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера…

Считаю, что изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на развитие ребёнка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребёнком окружающего мира через родной и иностранные языки, через сопоставление родной культуры и культуры второго языка поможет уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать надёжную базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения.

Процесс изучения иностранного языка должен способствовать:

  • развитию речевых механизмов (памяти, речевого слуха, внимания), что может стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка;
  • воспитанию у ребёнка чувства осознания себя как личности, развитию внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребёнок может встречаться в повседневной жизни;
  • развитию психических, эмоциональных, творческих качеств ребёнка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром и др.), радости познания и любознательности.

Разучивая стихи, рифмовки и песенки на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иностранного общения на элементарном уровне в области слушания, говорения, чтения и письма.

Главной целью считаю – заложить у учащихся со второго класса минимальный уровень владения иностранным языком и на элементарном уровне с учётом интереса детей осуществлять основы коммуникативной компетенции.

Большое внимание отвожу говорению, аудированию, чтению.

Приоритетными воспитательно-развивающими задачами считаю:

  • формирование положительной мотивации учащихся, готовности воспринимать культуру другого народа;
  • целенаправленно приобщать учащихся к различным учебным техникам, т.е. развивать общеучебные специальные умения, обеспечивающие эффективное овладение иностранным общением.

Школа, в которой я работаю, малокомплектная, а это значит, что в классах 6-8 учащихся. Поэтому в качестве основной цели обучения считаю личностное развитие ребёнка и индивидуальный подход. Стараюсь со второго класса приобщать детей к культуре другого народа и формировать позитивное отношение к ним. Учитывая возрастные особенности школьников, использую в качестве методического приёма игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребёнок не может отмолчаться. С желанием принимают участие дети в уроках с сюжетно-ролевыми играми, настольно-печатными, мимическими.

"Праздник алфавита"

Класс празднично оформлен шарами, цветными иллюстрациями к немецким сказкам, плакат «Das АВС – Fest»

Задачи:

  1. Повторить пройденные речевые образцы.
  2. Повторить весь рифмованный материал.
  3. Закрепление знания алфавита и алфавитной песенки.
  4. Закрепление знания счёта до 12.

Оборудование урока:

  • карта Германии,
  • записи немецких песенок,
  • мелодии для рефлексии учащихся.

Ход урока.

I. Организационное начало урока.

Guten Tag, liebe Freunde ! Wir feiern heute «das    ABC – Fest». Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто пришел к нам на урок. Рада видеть Вас дорогие ребята.

Рефлексия. «Подари тепло другому» (Звучит тихая и нежная мелодия.) Ученики встают парами и поворачиваются лицом друг к другу. Первый ученик раскрывает ладоши, а другой накрывает их.

- Дети посмотрите в глаза друг другу ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше.

- Спасибо!

II. Дети у нас главными героями сегодня являются буквы и буквосочетания. А давай послушаем что они говорят о себе: (Учитель показывает буквы и произносит):

«Ich bin A. Ich rufe laut « Hurra! Hurra!»
«Ich bin E. Ich singe schon «juchhe, juchhe !»
«Ich bin O. Ich tanze lustig «Go!».
«Ich bin U. Ich fliede wie Lulu!»

(Скажите, что сказали буквы о себе?) – момент аудирования.

Давайте исполним песенку про алфавит : A,B,C,D,E,F…

(Молодцы!)

III. Повторение речевых образцов по теме «Знакомство»

К нам на праздник пришли сказочные героини. Они из разных сказок и впервые встретились на нашем празднике и сейчас у них есть возможность познакомиться. Послушаем их. (Диалог по теме «Знакомство».)

Физ. минутка. Под рифмовку выполнить несколько упражнений.

IV. Веселые игры.

1. «Назови верно букву».

Цель: Развитие пространственной ориентировки, памяти.

А) В шкатулке буквы немецкого алфавита. Вытаскивая по одной, необходимо их назвать.

Б) В волшебной шкатулочке находятся волшебные яйца. В них слова, из которых нужно составить предложения и прочитать их и записать.

2. «Веселые цифры».

Цель: Тренировка в умении оперировать количественными числительными от 1 до 12.

Ход игры: На магнитной доске прикреплены названия числительных словами. Необходимо подобрать к словам соответствующую цифру.

3. «Поле чудес».

Цель: Повторение букв и слов. Развитие памяти.

Ход игры: На доске крепится слово, каждая буква которого напечатана на отдельном листе. Буквы не видны, они повернуты к доске. Необходимо разгадать слово.

А) числительное neuen

Б) фразу sehr fleisig

4. «Эстафета».

Цель: Повторение написания букв.

А) Ход игры: На доске двумя столбиками записаны имена по–русски. Каждый участник эстафеты записывает эти имена по одному на немецком языке. Какая команда быстрее запишет?

Оля - Эльвира-

Маша - Роза –

Зина - Саша-

Б) В две колонки написаны названия немецких городов с пропусками, которые командам надо заполнить. Выигрывает та, которая это быстрее сделает.

Mun—en

B—n

Ko--n

     

Ber--n

Bre--n

Erf—rg.

V. Подведение итогов.

Вы все были очень активными, правильно выполняли все задания. Выставление оценок. А урок мы закончим с вами еще одной рифмовкой.

Список литературы:

  1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык Первые шаги. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007.
  2. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык Первые шаги. Книга для учителя к учебнику для 2 класса.
  3. Deutsch Kreativ Методический журнал для учителей немецкого языка, № 1 2005 г.