Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой родине через создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле этого слова.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача как воспитателя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Стать патриотом, интернационалистом, гуманно относиться к людям – зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах истории культуры родного города и страны. Именно эта тема заинтересовала меня, и я взяла ее за основу в своей работе по воспитанию будущих граждан нашего города.

В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный период сформировано это чувство, то в школьный период становится возможным то, что В.А. Сухомлинский определял «как личное отношение к Родине».

Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе нашего ДОУ и осуществляется по направлениям:

  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • эстетическое;
  • краеведческое;
  • экологическое;
  • трудовое;
  • интеллектуальное;
  • работа с семьей и другие.

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала прежде всего с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:

  1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.
  2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  3. Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу.
  4. Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребенка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.
  5. Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформили фотоальбом «Наш любимый детский сад».

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием изготовленного ребятами макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы – пассажиры».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей я начала с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключила родителей, совместно с которыми оформили альбом «Моя дружная семья», создали игровую зону, где оборудовали избу с печкой, стилизованными под старину лавками, столами, люлькой, домашней утварью и русской народной одеждой.

Играя вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа; валек – чугунный утюг на углях – электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание русских песенок, колыбельных.

На следующем этапе моей работы я познакомила детей с русскими народными традициями и обычаями. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Новоселье», «Осенины», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День рождения детского сада», «День смеха». Также детей знакомим с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Вятского края.

В своей работе я эффективно использовала взаимодействие с учреждениями города: с Центром народной культуры, с городским Дворцом культуры «Победа», с детской библиотекой, с театральной школой имени А. Калягина, с домом детского творчества, с Вятско-Полянским историческим музеем. Тесное сотрудничество с музеем помогло мне решить следующую задачу по ознакомлению с родным городом. В музее мы посетили такие выставки как «Из истории куклы», «Часы», «Колокола».

Посещение музея подтолкнуло нас на создание в группе выставок. Были организованы выставки посуды, вышивки, изделий из лозы.

В процессе работы по данной теме приглашали сотрудников музея к себе в группу с беседами. Были проведены беседы о птицах Кировской области, о государственных символах. Из бесед дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с гербом Вятских Полян. Также дети узнали, что у страны есть главная песня – гимн. В ходе беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит. Знания, полученные из бесед, чтения художественной литературы, закрепили на занятии «С чего начинается Родина».

В ходе работы по теме города, использовала экскурсии и прогулки, где знакомила детей с достопримечательностями нашего города: Площадь Труда, Площадь Победы, Административная Площадь, Никольский собор и т.д.

Провела занятие на тему «Мой родной город», целью которого было вызвать чувство восхищения красотой родного города, чувство гордости за него. Подвела детей к понятию того, что в нашем городе есть необычные здания – Никольский собор, Михайло-Архангельская церковь, - которые созданы руками людей, живших давно, но народ помнит их и бережет то, что сделано руками мастеров. В группе оформили альбом «Мой город – Поляны родные».

Далее сообщила детям, что в Вятских Полянах, как и в других городах, есть памятники, их ставят тем людям, которые прославили свою страну и отдали за нее жизнь. Что каждый год 9 мая все жители нашего города приходят на Площадь Победы, чтобы почтить память своих героев-земляков и возложить цветы к памятнику. Объяснила детям, что возле памятника есть «вечный огонь», который горит, не угасая, днем и ночью – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остались равнодушными к моему рассказу и изъявили желание в праздничный день возложить цветы к памятнику воинам-землякам.

Большое значение в патриотическом воспитании детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Так дети моей группы принимали активное участие в праздниках города и детского сада: день защиты детей, бэби-шлягер, юбилей детского сада, - все эти праздники запомнились яркими красками, оригинальными костюмами и радостным настроением.

Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснила и подвела к тому, что это не только город, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем нашу область и нашу Россию. На занятии по теме «Наша Родина – Россия» дети узнали, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки. Вместе с детьми собрали пословицы о семье, о Родине.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми, - что наши дети показали и доказали, приняв участие в городских соревнованиях «Веселые старты».

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному городу и своей стране.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном городе.

В будущем планирую продолжить работу по ознакомлению с городом, его достопримечательностями, организовать встречи с интересными людьми нашего города.

Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.