Экскурсия в природу на тему "Растения в природе зимой"

Разделы: Начальная школа


ПРЕДМЕТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

Этот предмет обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета «Ознакомление с окружающим миром» заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учебного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вырабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знаменательными событиями в жизни нашей страны. Так, в 1 классе занятия начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, с новым классом, с правилами поведения на занятиях (тема «Наша школа»).

Далее учитель переходит к теме «Наш город». В ней он знакомит школьников с некоторыми правилами поведения на улице, учит детей ориентироваться в ближайшем к школе окружении.

Пока была теплая погода я организовала прогулки-экскурсии в природу, чтобы познакомить детей с окрестностями города, наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Таким образом, все темы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

Специфика содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» требует организации занятий не только в классе, но и на улице, в природе, парке, библиотеке, в лесу.

Методы:

  • Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окружающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, семян для подкормки птиц.
  • Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказы, объяснения и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидактические игры.

На уроках имеются большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность детей.

На уроках необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные детьми знания - это осуществляется с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, экранных пособий.

При ознакомлении с окружающей природной средой, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.

Экскурсии носят сезонный характер, проводятся на одном участке, велико их воспитательное значение.

В нашем 1 классе, например, была в декабре экскурсия в природу на тему «Растения в природе зимой».

ПЛАН ЭКСКУРСИИ

  1. Состояние погоды (холодно или тепло, есть ветер или нет, идет ли снег, много ли снега (замеры палкой).
  2. Место экскурсии.
  3. Рассмотреть растения, вспомнить их названия, изменения с осенью.
  4. Итог наблюдения за травянистыми растениями. Видны ли они? Что с ними произошло? Сохранились ли они под снегом?
  5. Выводы.
  6. Внимание на кормушки для птиц. Каким будет этот уголок весной?

Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Например, «Я работаю на почте», в ходе которой дети знакомятся с конвертами, почтовыми марками, открытками, учатся заклеивать конверты.

Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к данному предмету, надо также применять на уроках кроссворды, ребусы, таблицы.

Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащимися используются методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.