ПРЕДМЕТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Этот предмет обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета «Ознакомление с окружающим миром» заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учебного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вырабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знаменательными событиями в жизни нашей страны. Так, в 1 классе занятия начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, с новым классом, с правилами поведения на занятиях (тема «Наша школа»).
Далее учитель переходит к теме «Наш город». В ней он знакомит школьников с некоторыми правилами поведения на улице, учит детей ориентироваться в ближайшем к школе окружении.
Пока была теплая погода я организовала прогулки-экскурсии в природу, чтобы познакомить детей с окрестностями города, наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Таким образом, все темы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.
Специфика содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» требует организации занятий не только в классе, но и на улице, в природе, парке, библиотеке, в лесу.
Методы:
- Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окружающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, семян для подкормки птиц.
- Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказы, объяснения и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидактические игры.
На уроках имеются большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность детей.
На уроках необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные детьми знания - это осуществляется с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, экранных пособий.
При ознакомлении с окружающей природной средой, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.
Экскурсии носят сезонный характер, проводятся на одном участке, велико их воспитательное значение.
В нашем 1 классе, например, была в декабре экскурсия в природу на тему «Растения в природе зимой».
ПЛАН ЭКСКУРСИИ
- Состояние погоды (холодно или тепло, есть ветер или нет, идет ли снег, много ли снега (замеры палкой).
- Место экскурсии.
- Рассмотреть растения, вспомнить их названия, изменения с осенью.
- Итог наблюдения за травянистыми растениями. Видны ли они? Что с ними произошло? Сохранились ли они под снегом?
- Выводы.
- Внимание на кормушки для птиц. Каким будет этот уголок весной?
Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Например, «Я работаю на почте», в ходе которой дети знакомятся с конвертами, почтовыми марками, открытками, учатся заклеивать конверты.
Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к данному предмету, надо также применять на уроках кроссворды, ребусы, таблицы.
Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащимися используются методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.