Слайд № 1
Цель: знакомство с физическими и химическими явлениями и историей развития химии.
Слайд № 2
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания с целью закрепления ключевых понятий предыдущего урока.
- Работа над ключевыми словами (предмет химии, вещества простые и сложные, свойства веществ, химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые вещества и соединения) в форме взаимопроверки.
- Упражнение № 3 на с. 6 – устно.
- Упражнение № 4 на с. 7 – устно.
- Упражнение № 5 на с. 7 – устно.
II. Изучение нового материала.
1. Мини-лекция «История развития химии».
Химия – очень древняя наука.
Первыми учеными – химиками были египетские жрецы.
Слайд № 3
В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии.
Греческий философ Демокрит (Слайд №4), живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых и вечно движущихся твердых частиц материи, которые он назвал «атомами».
Аристотель (Слайд №5) в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дало начало алхимии.
Цель этой науки (Слайд №5) – поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня.
Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни.
На Руси алхимия не имела особого распространения, хотя трактаты алхимиков были известны.
В начале VI в. Алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины.
(Слайд № 6) Реформаторы: Агрикола – горное дело;
(Слайд № 7) Парацельс – медицина.
В России:
(Слайд № 8) М.В. Ломоносов – закон сохранения массы веществ (1756г.);
(Слайд №9) А.М. Бутлеров – теория строения органических веществ (1861г.);
(Слайд № 10) Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов (1869г).
2. Демонстрация опыта. Образец бумаги. Горение бумаги.
Вывод. При горении бумаги образуются новые вещества.
Слайд № 11
Схема:
Ш. Закрепление.
Слайд № 12
Упражнения 1, 2, 3 на стр.9- устно.
Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:
|
|
|
|
|
|
|
Я 1. Скисание молока.
В 2. Гниение растительных остатков.
А 3. Испарение воды.
Л 4. Горение древесины.
О 5. Плавление сливочного масла при нагревании.
М 6. Образование тумана.
Е 7. Почернение серебряных изделий.
Н 8. Фотосинтез.
П 9. Испарение жидкой ртути.
И 10. Подготовка пищи на перегретой сковороде.
Я 11. Образование ржавчины на гвозде.
IV. Домашнее задание:
§ 2, 3, стр.9 упр.4,5(устно); на стр. 13 и 14 упр. 1, 5, 6 (по желанию). Слайд № 13
Слайд № 14 Желаю успехов в изучении химиии.