Урок по чтению по теме "Как приобщить детей к чтению?"

Разделы: Начальная школа


Чтение должно стать для ребёнка
очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником
богатой духовной жизни.

В. А. Сухомлинский

Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается совсем не так.

Хочу поделиться с коллегами тем, как решаю эту проблему. Я делаю ставку на обучение младших школьников чтению.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, “есть соучастие в творчестве”.

Для меня уроки литературного чтения – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать?

Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста на основе проблемно – диалогического обучения, так как проблемно – диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком “открытия” знаний.

Целью моей работы по данной проблеме является: привитие обучающимся навыков чтения; путём чтения произведения и его элементарного анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы и таким образом обогатить его читательский опыт.

Помня о том, что если литература – храм, то чтение – дорога к нему, я работаю по учебно– методическому комплекту “Школа 2100”, который представляет большие возможности в решении нравственных и этических задач. Книги по чтению авторов Рустэма Николаевича Бунеева, Екатерины Валерьевны Бунеевой приобщают детей к литературе, прививают интерес к самому процессу чтения, вводят в мир человеческих отношений, активизируют творческую деятельность учащихся. В сравнении с другими программами курс “Чтение и начальное литературное образование” содержит больше всего произведений детской литературы. Детям, обучающимся по учебникам Бунеевых свойственно более тонкое и глубокое восприятие эмоционального и идейно – художественного содержания произведения.

Чтение – основа учения! Учение – это, прежде всего работа с книгой. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Изучив работы учёных, педагогов – исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило “вдумчивого чтения”, где ведущим принципом является полноценное включение ребёнка в деятельность. Она резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами “додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к “режиссированию” этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – “исследование” языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют дидактическую цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т. д.). Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний. При правильно организованном обучении интерес школьников не только удовлетворяется, но и возрастает. Для моих детей чтение – это труд, и творчество, и новое открытие, и удовольствие.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Покажу это на примере урока литературного чтения во втором классе.

ТЕМА. Русская народная сказка “Напуганные медведь и волки”.

ЦЕЛЬ: пробудить у детей интерес к чтению сказок о животных.

ЗАДАЧИ

Познавательный аспект:

  • формирование представления об особенностях жанра сказки на материале русской народной сказки о животных;
  • формирование умения понимать народный замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
  • формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения.

Развивающий аспект:

  • развитие речи учащихся;
  • развитие умения анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.

Воспитательный аспект:

  • воспитание честности, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей, усердия.

ОБОРУДОВАНИЕ. Выставка книг “ Сказки о животных”; иллюстрации художников; рисунки учащихся.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

На уроке не болтаем
И в работу ум включаем!
Думай, мысли, вспоминай,
На все вопросы отвечай.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

  1. Беседа “Что мы знаем про сказки о животных”

(Звучит музыка)

О чём-то скрипит половица,
И спице
Опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица.
И к нам приходит…

СКАЗКА

– Ребята, рассмотрите выставку книг, иллюстраций и сформулируйте тему и цель нашего урока.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Прежде, чем мы познакомимся с новой сказкой, давайте вспомним особенности жанра сказки.

– Чем отличается сказка от произведений других жанров?

  • содержит повествование (рассказывает о событиях);
  • отличается фантастической условностью;
  • на долю героев выпадают испытания.

– Давайте подберём к слову “сказка” похожие (однокоренные) слова.

(Сказка – сказывать – рассказывать)

– Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? Не забудьте заглянуть в Словарик читателя, чтобы уточнить определение сказки.

Словарик читателя

Сказка (или казка, байка, побасенка): 1) вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка;

2) устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Энциклопедия для детей “Аванта+”;

3) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, обычно с участием волшебных сил. Словарь современного литературного языка.

– О каких особенностях сказок о животных вы читали?

  • звери говорят и ведут себя, как люди;
  • люди в животных должны узнавать себя;
  • чтобы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность.

– Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных.

Когда так говорят?

Преданный как собака. (Когда восхищаются чьей-то верностью)
Хитёр, как лиса. (По поводу изворотливости)
Сказка про белого бычка. (О человеке, который не говорит ничего определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал)

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ

– Кто герои нашей сказки, вы узнаете, отгадав загадки.

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?

Медведь

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

Волк

– Ребята, какие в сказках бывают волк и медведь?

Волк (злой, глупый, простоватый)
Медведь (медлительный, сильный)

– А кто, по-вашему, способен их напугать?

(Ответы детей)

5. ФИЗМИНУТКА

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

6. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

Ребята, откройте учебник на странице 58.

1. Чтение заголовка и рассматривание иллюстрации.

– Можно ли предположить, кто напугает волка? А медведя?

Проверим свои предположения, прочитав сказку.

Речевая разминка:

ВОЛК НА ЛУЖАЙКЕ-
ЗАДРОЖАЛИ ЗАЙКИ.

– Прочитайте с вопросительной интонацией, с весёлой, грустной. А сейчас скороговоркой, быстро, ещё быстрее.

2. Чтение вслух учащимися и комментирование по ходу чтения.

1-й абзац.

– Что значит сена клок – тот пополам?

– Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке?

– Почему коту Ваське так жилось?

Как понимаете, где плохо лежит – тут у него и брюхо болит?

2-й абзац

– Как называют кота? О чём это говорит?

– Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему?

– Кто такой зять?

– Почему кот заплакал во второй раз?

3-4-й абзац

– Как теперь называют кота козёл и баран? Почему?

– Что же задумали кот, баран и козёл? Кто ими командовал?

5-й абзац

– как кот обращается к барану и козлу? Почему? Найдите и прочитайте.

– Кто такие названые братья?

6-7-й абзац

– Найдите рифмованные строчки, прочитайте.

– Как можно сказать по-другому?

– Почему же так далеко и долго неслись герои сказки?

– Какое здесь рифмованное предложение? Выразите эту мысль, но другими словами.

Словарная работа: затопил стог сена (зажёг)

– Как кот решил огонь добыть?

– Можно ли от искр из глаз что-то зажечь?

Выражение, искры из глаз посыпались, употребляется в сказке в прямом смысле. Так говорят, когда сильно стукнешься головой, и в глазах темнеет.

8-й абзац

– Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках?

– Кто его произносит?

– Что предлагает белый волк?

9-10-й абзац

– Как к этим словам отнёсся Мурлыка? Прочитайте.

– С кем его можно сравнить, про кого так говорят?

7. БЕСЕДА ПО ИТОГАМ ЧТЕНИЯ

Какое первое впечатление оставила у вас сказка? Расскажите об этом друг другу. Послушайте мнение ребят класса.

А теперь задайте все вопросы по сказке, на которые вам хотелось бы получить ответы.

8. ЭТАП ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Чтение сказки по ролям. Оценивание чтения учащимися.

9. ИТОГ УРОКА

Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило? Что хотелось бы ещё узнать?

Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям.

Внимательно прочитайте эпиграф, поясните, как вы его понимаете?

Сказка – это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребёнком были правильными. А сказка поможет ребёнку почувствовать, узнать добро. Здесь только сердце разберётся…

Н. К. Абрамцева