Чтение должно стать для ребёнка
очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником
богатой духовной жизни.
В. А. Сухомлинский
Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается совсем не так.
Хочу поделиться с коллегами тем, как решаю эту проблему. Я делаю ставку на обучение младших школьников чтению.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, “есть соучастие в творчестве”.
Для меня уроки литературного чтения – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать?
Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста на основе проблемно – диалогического обучения, так как проблемно – диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком “открытия” знаний.
Целью моей работы по данной проблеме является: привитие обучающимся навыков чтения; путём чтения произведения и его элементарного анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы и таким образом обогатить его читательский опыт.
Помня о том, что если литература – храм, то чтение – дорога к нему, я работаю по учебно– методическому комплекту “Школа 2100”, который представляет большие возможности в решении нравственных и этических задач. Книги по чтению авторов Рустэма Николаевича Бунеева, Екатерины Валерьевны Бунеевой приобщают детей к литературе, прививают интерес к самому процессу чтения, вводят в мир человеческих отношений, активизируют творческую деятельность учащихся. В сравнении с другими программами курс “Чтение и начальное литературное образование” содержит больше всего произведений детской литературы. Детям, обучающимся по учебникам Бунеевых свойственно более тонкое и глубокое восприятие эмоционального и идейно – художественного содержания произведения.
Чтение – основа учения! Учение – это, прежде всего работа с книгой. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Изучив работы учёных, педагогов – исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило “вдумчивого чтения”, где ведущим принципом является полноценное включение ребёнка в деятельность. Она резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами “додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к “режиссированию” этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
При изучении художественных произведений главное для меня – “исследование” языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют дидактическую цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Перед чтением любого произведения ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т. д.). Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний. При правильно организованном обучении интерес школьников не только удовлетворяется, но и возрастает. Для моих детей чтение – это труд, и творчество, и новое открытие, и удовольствие.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
Покажу это на примере урока литературного чтения во втором классе.
ТЕМА. Русская народная сказка “Напуганные медведь и волки”.
ЦЕЛЬ: пробудить у детей интерес к чтению сказок о животных.
ЗАДАЧИ
Познавательный аспект:
- формирование представления об особенностях жанра сказки на материале русской народной сказки о животных;
- формирование умения понимать народный замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
- формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения.
Развивающий аспект:
- развитие речи учащихся;
- развитие умения анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.
Воспитательный аспект:
- воспитание честности, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей, усердия.
ОБОРУДОВАНИЕ. Выставка книг “ Сказки о животных”; иллюстрации художников; рисунки учащихся.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТНа уроке не болтаем
И в работу ум включаем!
Думай, мысли, вспоминай,
На все вопросы отвечай.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
(Звучит музыка)
О чём-то скрипит половица,
И спице
Опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица.
И к нам приходит…
СКАЗКА
– Ребята, рассмотрите выставку книг, иллюстраций и сформулируйте тему и цель нашего урока.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Прежде, чем мы познакомимся с новой сказкой, давайте вспомним особенности жанра сказки.
– Чем отличается сказка от произведений других жанров?
- содержит повествование (рассказывает о событиях);
- отличается фантастической условностью;
- на долю героев выпадают испытания.
– Давайте подберём к слову “сказка” похожие (однокоренные) слова.
(Сказка – сказывать – рассказывать)
– Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? Не забудьте заглянуть в Словарик читателя, чтобы уточнить определение сказки.
Словарик читателя
Сказка (или казка, байка, побасенка): 1) вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка;
2) устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Энциклопедия для детей “Аванта+”;
3) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, обычно с участием волшебных сил. Словарь современного литературного языка.
– О каких особенностях сказок о животных вы читали?
- звери говорят и ведут себя, как люди;
- люди в животных должны узнавать себя;
- чтобы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность.
– Вспомните известные поговорки и пословицы, в которые вошли образы животных.
Когда так говорят?
Преданный как собака. (Когда восхищаются чьей-то верностью)
Хитёр, как лиса. (По поводу изворотливости)
Сказка про белого бычка. (О человеке, который не говорит ничего определённого и снова и снова возвращается к тому, с чего начал)
4. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ
– Кто герои нашей сказки, вы узнаете, отгадав загадки.
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Медведь
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Волк
– Ребята, какие в сказках бывают волк и медведь?
Волк (злой, глупый, простоватый)
Медведь (медлительный, сильный)
– А кто, по-вашему, способен их напугать?
(Ответы детей)
5. ФИЗМИНУТКА
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
6. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ
– Ребята, откройте учебник на странице 58.
1. Чтение заголовка и рассматривание иллюстрации.
– Можно ли предположить, кто напугает волка? А медведя?
Проверим свои предположения, прочитав сказку.
Речевая разминка:
ВОЛК НА ЛУЖАЙКЕ-
ЗАДРОЖАЛИ ЗАЙКИ.
– Прочитайте с вопросительной интонацией, с весёлой, грустной. А сейчас скороговоркой, быстро, ещё быстрее.
2. Чтение вслух учащимися и комментирование по ходу чтения.
1-й абзац.
– Что значит сена клок – тот пополам?
– Кому жилось тяжело? Как об этом сказано в сказке?
– Почему коту Ваське так жилось?
Как понимаете, где плохо лежит – тут у него и брюхо болит?
2-й абзац
– Как называют кота? О чём это говорит?
– Что же теперь угрожает козлу и барану? Почему?
– Кто такой зять?
– Почему кот заплакал во второй раз?
3-4-й абзац
– Как теперь называют кота козёл и баран? Почему?
– Что же задумали кот, баран и козёл? Кто ими командовал?
5-й абзац
– как кот обращается к барану и козлу? Почему? Найдите и прочитайте.
– Кто такие названые братья?
6-7-й абзац
– Найдите рифмованные строчки, прочитайте.
– Как можно сказать по-другому?
– Почему же так далеко и долго неслись герои сказки?
– Какое здесь рифмованное предложение? Выразите эту мысль, но другими словами.
Словарная работа: затопил стог сена (зажёг)
– Как кот решил огонь добыть?
– Можно ли от искр из глаз что-то зажечь?
Выражение, искры из глаз посыпались, употребляется в сказке в прямом смысле. Так говорят, когда сильно стукнешься головой, и в глазах темнеет.
8-й абзац
– Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках?
– Кто его произносит?
– Что предлагает белый волк?
9-10-й абзац
– Как к этим словам отнёсся Мурлыка? Прочитайте.
– С кем его можно сравнить, про кого так говорят?
7. БЕСЕДА ПО ИТОГАМ ЧТЕНИЯ
– Какое первое впечатление оставила у вас сказка? Расскажите об этом друг другу. Послушайте мнение ребят класса.
– А теперь задайте все вопросы по сказке, на которые вам хотелось бы получить ответы.
8. ЭТАП ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Чтение сказки по ролям. Оценивание чтения учащимися.
9. ИТОГ УРОКА
– Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило? Что хотелось бы ещё узнать?
– Сформулируйте совет, который даёт сказка читателям.
Внимательно прочитайте эпиграф, поясните, как вы его понимаете?
Сказка – это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребёнком были правильными. А сказка поможет ребёнку почувствовать, узнать добро. Здесь только сердце разберётся…
Н. К. Абрамцева