Цель:
- рассказать о истории русского костюма,
- показать русский народный костюм, соответствующий внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа,
- рассказать об общих основных чертах мужского рубахи) и женского (рубахи и сарафана).
Предварительная работа:
Познавательные занятия.
Дидактические игры.
“Сложи картинку ”; “ Нарисуй узор для сарафана ”.
Заучивание песен, частушек, загадок, пословиц и прибауток, игр на музыкальных инструментах.
Воспитатель: Нельзя жить на земле и уйти не оставив следа.
Есть в Омской области - Нововаршавский район, а в районе - посёлок Большегривский. В котором живут люди многих национальностей, со своими традициями, обычаями, со своей культурой. Большую часть населения посёлка Большегривский составляют люди русской национальности. Далеко в глубь веков уходит история этого народа. О ней рассказывают народные предания, старинные рукописи, произведения прикладного искусства и другие памятники прошлого. В давние времена соберутся, бывало вместе, парни и девушки; смех, разговоры. Девицы песню заведут, а сами одна другой краше. Рубахи на них шёлком шитые, сарафаны, как цветы в поле, яркие, да наглядные. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, расшивали и в сундук складывали.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, что такое сарафан? (Фотография 1)
(Ответы детей)
Воспитатель:
Это не совсем верно. Одеждой сарафан стал лишь 300 лет назад.
А до этого времени одеждой была и долго оставалась русская рубаха.
Воспитатель:
Из первых легенд оно идёт, как о возникновении мира. В одной из легенд говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нём гнездо, началась жизнь на земле. Дерево - это дерево жизни, то есть символ всего живого, а охраняющие его две птицы - символ добра и счастья. Считалось, одевая такую рубаху, что оберегаешь себя от разных бед. Вышивка располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею); вышивка на подоле (защищала ноги от ушибов) и самое главное - вышивка на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали зерно, готовили пищу и ухаживали за детьми, вышивки оберегали от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали лёгкие и сердце. Шло время и на смену русским рубахам, пришёл сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубахи с длинными рукавами. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей - шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. Наступает Петровская эпоха. Царь Пётр строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но бояре предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шёлкоткацкие фабрики будут работать зря? Тогда императрица Екатерина решает: всему населению России - кроме дворян! - носить "старо-боярскую одежду", в том числе и сарафан, но шить одежду из российских тканей. Вот так сарафан "пришёл в народ" и стал любимым женским нарядом. История народной одежды очень интересна. Её образцы хранятся в музеях, их изучают модельеры - художники по костюму. А русские сарафаны остаются и в наши дни популярными.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру Фанты.
Даются задания:
Спеть песню, спеть частушку, загадать загадку, сыграть на музыкальном инструменте. Итак, начнём: Предлагаю девочкам исполнить танец “Матрёшки” (фотография 2).
Воспитатель:
А сейчас, частушки:
Как я Ваню подпояшу
Чёрной бархатиночкой,
Как я Ваню поцелую,
Назову картиночкой.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу
Подпоясать в сенокос.
В сундуке моём добро
Бережно хранится.
Когда времечко придёт,
Доченьке сгодится.
Старый бабушкин сундук
Тайны жизни в нём живут,
Наша женская судьба
Место в нём своё нашла.
Воспитатель:
Особое, бережное отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре: песнях, загадках, прибаутках. Предлагаю нашим юным музыкантам сыграть на музыкальных инструментах.
Дети:
Играют “Во кузнице”. Музыкальные инструменты: трещотка, деревянные ложки. (Фотография 3)
Воспитатель:
А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.
Дети:
На десятерых братьев двух шуб хватает (рукавички)
Сижу верхом, не ведаю на ком,
Знакомца встречу - соскочу, привечу (шапка)
Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, днём
заперт (лапти)
Тепла не даёт, а без него холодно (пояс)
Два арапа, родные брата, ростом по камню.
Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги)
(Ответы детей).
Воспитатель:
А какие поговорки народ придумывал?
1 ребёнок:
Идёт, словно павушка плывёт.
2 ребёнок:
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
3 ребёнок:
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Воспитатель:
В заключение нашего занятия, предлагаю вам поиграть в игру.
Игра " Гори, гори ясно " (фотография 4)
Список, используемой литературы
- Каминская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. – 167 с. 2003. - №4. - С.
- Народные инструменты: Кладовая солнцеворота. - Омск,2000.
- Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет,2004. – 448 с.
- Муслакова М.Н. Забытая старина: Турнир знатоков народного творчества//ЧУИ.