Пояснительная записка
Когда ребенок поступает в школу, он попадает в новые социально-психологические условия, которые могут повлиять на его психологическое здоровье.
Психологическое здоровье учащихся начальной школы очень тесно связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка, его психологической и физиологической подготовленностью, степенью развития его адаптивных навыков приспособления к новым условиям среды.
Школьная среда – это новые социально-психологические условия, в которые попадает ребенок, когда впервые переступает порог школы. На первый план в этих условиях выходит учебная деятельность учащихся школы. Учебная деятельность включает в себя не только познавательный компонент, но и эмоциональный тоже, так как в процессе учебной деятельности происходит тесное сотрудничество с учителем, с одноклассниками и с самим собой, так как необходимо постоянно обращаться к своим внутренним ресурсным возможностям.
От успешной учебной деятельности ученика зависит его самочувствие в школе, желание учиться.
Чтобы учебная деятельность была успешной, необходимо подходить к ней с точки зрения развития адаптивных навыков младших школьников на определенном возрастном этапе, который характеризуется рядом специфических социально – психологических проблем ребенка.
В первом классе – это первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней устанавливаются: с педагогами, родителями, сверстниками.
В третьем классе учебная деятельность становится стандартной, менее изобретательной. Происходят качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. Более значимой становятся темы взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе, и они меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов.
В четвертом классе у ребят появляется глубокий интерес к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.
В связи с обозначившимися проблемами, психологом был составлен курс адаптационных занятий, предполагающий оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации в социально-психологических условиях школьной среды. В ходе занятий учащиеся могут разобраться и справиться с причинами своих неудач, возникших на определенном возрастном школьном этапе.
Основной целью курса является развитие основных адаптивных навыков учащихся в новых социально-психологических условиях.
Поставленная цель реализуется через осуществление следующих задач курса:
- Знакомство с основными требованиями школьной жизни.
- Научить принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
- Научиться справляться с трудностями, используя внутренние психологические ресурсы.
Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.
Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия от 30 до 50 минут в зависимости от возрастного состава группы детей. Состав группы от 5 до 10 человек.
В курсе выделено несколько блоков:
включает в себя работу с
самосознанием и самопознанием.
Эти блоки являются одним связующим звеном всего курса, каждого раздела и каждого конкретного занятия.
В структуре каждого занятия выделяются основные этапы работы. Они традиционны для всех форм предлагаемых психологических занятий.
- Приветствие
- Разминка
- Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания
- Основное содержание занятия
- Рефлексия текущего занятия
- Прощание.
Структура программы
В программе использованы методические приемы, которые обеспечивают решение поставленных задач.
Материал представлен в виде разделов, в которых отражена специфическая проблема определенного возрастного этапа, и предпринята попытка помочь учащимся адаптироваться к этой проблеме и достойно выйти из нее, при этом не принести вреда своему психологическому здоровью. Все разделы, входящие в структуру программы можно распределить по классам. Так первый и второй разделы предназначены для первого класса, третий – для второго, четвертый – для третьего, пятый – для четвертого класса.
Выделены следующие разделы:
- Вводный раздел “Здравствуй школа!” (Тема: “Знакомство с правилами школьной жизни”. Тема: “Зачем мне нужно ходить в школу”. Тема: “ Оценка”. Тема: “ Учимся работать дружно”.) Его цель – ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, знакомство с требованиями новых социально-психологических условий, вселение уверенности и стимулирование активности в игровой деятельности.
- Раздел “Кто Я?” (Тема: “Я-школьник”. Тема: “Я-хозяин своих чувств”. Тема: “ Я и мой класс”. Тема: “Мои силы, мои возможности”.) Цель – содействовать осознанию позиции школьника, формировать умение управлять своими чувствами, способствовать формированию дружеских отношений в классе, развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
- Раздел “ Какой Я – Какой Ты?” (Тема: “Чем все люди похожи и чем отличаются друг от друга?” Тема: “Трудности второклассника в школе, дома, на улице”. Тема: “Учимся вместе учиться”.) Цель – формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности, сформировать позитивное представление о себе и других людях, помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей, научить усваивать материал, понимать, перерабатывать и принимать его на практике.
- Раздел “ Я и мое окружение” ( Тема: “Я и мое творчество”. Тема: “Я и моя школа”. Тема: “ Я и мои родители”. Тема: “Я и мои друзья”. Тема: “Что такое сотрудничество?”) Цель – развивать творческие способности детей, помочь детям осознать особенности позиции ученика по отношению к другим субъектам учебной деятельности.
- Раздел “Мои силы, мои возможности” (
Тема: “Мой внутренний мир”. Тема: “Мой
личностный рост”. Тема: “Мои желания”.) Цель
– помочь каждому ребенку осознать свою
уникальность и неповторимость, научить
планировать цели и пути самоизменения, помочь
наметить “стратегию жизни”.
Тематическое планирование курса
“Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально-психологических условиях школьной среды”(1-й класс)
№ | Разделы и темы |
Количество часов |
1 | Здравствуй школа! | 5 |
Тема: Знакомство с правилами школьной жизни. | 1 | |
Тема: Зачем мне нужно ходить в школу. | 1 | |
Тема: Оценка. | 1 | |
Тема: Учимся работать дружно. | 2 | |
2 | Кто Я? | 31 |
Тема: Я-школьник. | 2 | |
Тема: Я-хозяин своих чувств. | 15 | |
Тема: Я и мой класс. | 6 | |
Тема: Мои силы, мои возможности. | 7 | |
3 | Итоговое занятие | 1 |
Всего часов | 36 |
Тематическое планирование курса
“Развитие адаптивных навыков младших
школьников в социально-психологических условиях
школьной среды”
(2-й класс)
№ | Разделы и темы |
Количество часов |
1 | Какой Я – Какой Ты? | |
Тема: Чем все люди похожи и чем отличаются друг от друга? | 18 | |
Тема: Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | 8 | |
Тема: Учимся вместе учиться. | 9 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Всего часов | 36 |
Литература
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.-160с.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
- Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. – М., 1996.
- Изард К.Е. Эмоции человека. – М.,1980.
- Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". – М., 1996.
- Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
- Хухлаева О.В. Психотехнические игры в начальной школе. – М., 1995.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном-пресс, 1998.