Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально–психологических условиях школьной среды

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Когда ребенок поступает в школу, он попадает в новые социально-психологические условия, которые могут повлиять на его психологическое здоровье.

Психологическое здоровье учащихся начальной школы очень тесно связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка, его психологической и физиологической подготовленностью, степенью развития его адаптивных навыков приспособления к новым условиям среды.

Школьная среда – это новые социально-психологические условия, в которые попадает ребенок, когда впервые переступает порог школы. На первый план в этих условиях выходит учебная деятельность учащихся школы. Учебная деятельность включает в себя не только познавательный компонент, но и эмоциональный тоже, так как в процессе учебной деятельности происходит тесное сотрудничество с учителем, с одноклассниками и с самим собой, так как необходимо постоянно обращаться к своим внутренним ресурсным возможностям.

От успешной учебной деятельности ученика зависит его самочувствие в школе, желание учиться.

Чтобы учебная деятельность была успешной, необходимо подходить к ней с точки зрения развития адаптивных навыков младших школьников на определенном возрастном этапе, который характеризуется рядом специфических социально – психологических проблем ребенка.

В первом классе – это первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней устанавливаются: с педагогами, родителями, сверстниками.

В третьем классе учебная деятельность становится стандартной, менее изобретательной. Происходят качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. Более значимой становятся темы взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе, и они меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов.

В четвертом классе у ребят появляется глубокий интерес к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.

В связи с обозначившимися проблемами, психологом был составлен курс адаптационных занятий, предполагающий оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации в социально-психологических условиях школьной среды. В ходе занятий учащиеся могут разобраться и справиться с причинами своих неудач, возникших на определенном возрастном школьном этапе.

Основной целью курса является развитие основных адаптивных навыков учащихся в новых социально-психологических условиях.

Поставленная цель реализуется через осуществление следующих задач курса:

  1. Знакомство с основными требованиями школьной жизни.
  2. Научить принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
  3. Научиться справляться с трудностями, используя внутренние психологические ресурсы.

Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях.

Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия от 30 до 50 минут в зависимости от возрастного состава группы детей. Состав группы от 5 до 10 человек.

В курсе выделено несколько блоков:

  1. Когнитивный – включает в себя работу с самосознанием и самопознанием.
  2. Эмоциональный – включает в себя работу с эмоциями.
  3. Поведенческий – включает в себя работу с ролевым поведением.

Эти блоки являются одним связующим звеном всего курса, каждого раздела и каждого конкретного занятия.

В структуре каждого занятия выделяются основные этапы работы. Они традиционны для всех форм предлагаемых психологических занятий.

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания
  4. Основное содержание занятия
  5. Рефлексия текущего занятия
  6. Прощание.

Структура программы

В программе использованы методические приемы, которые обеспечивают решение поставленных задач.

Материал представлен в виде разделов, в которых отражена специфическая проблема определенного возрастного этапа, и предпринята попытка помочь учащимся адаптироваться к этой проблеме и достойно выйти из нее, при этом не принести вреда своему психологическому здоровью. Все разделы, входящие в структуру программы можно распределить по классам. Так первый и второй разделы предназначены для первого класса, третий – для второго, четвертый – для третьего, пятый – для четвертого класса.

Выделены следующие разделы:

  1. Вводный раздел “Здравствуй школа!” (Тема: “Знакомство с правилами школьной жизни”. Тема: “Зачем мне нужно ходить в школу”. Тема: “ Оценка”. Тема: “ Учимся работать дружно”.) Его цель – ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, знакомство с требованиями новых социально-психологических условий, вселение уверенности и стимулирование активности в игровой деятельности.
  2. Раздел “Кто Я?” (Тема: “Я-школьник”. Тема: “Я-хозяин своих чувств”. Тема: “ Я и мой класс”. Тема: “Мои силы, мои возможности”.) Цель – содействовать осознанию позиции школьника, формировать умение управлять своими чувствами, способствовать формированию дружеских отношений в классе, развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
  3. Раздел “ Какой Я – Какой Ты?” (Тема: “Чем все люди похожи и чем отличаются друг от друга?” Тема: “Трудности второклассника в школе, дома, на улице”. Тема: “Учимся вместе учиться”.) Цель – формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности, сформировать позитивное представление о себе и других людях, помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей, научить усваивать материал, понимать, перерабатывать и принимать его на практике.
  4. Раздел “ Я и мое окружение” ( Тема: “Я и мое творчество”. Тема: “Я и моя школа”. Тема: “ Я и мои родители”. Тема: “Я и мои друзья”. Тема: “Что такое сотрудничество?”) Цель – развивать творческие способности детей, помочь детям осознать особенности позиции ученика по отношению к другим субъектам учебной деятельности.
  5. Раздел “Мои силы, мои возможности” ( Тема: “Мой внутренний мир”. Тема: “Мой личностный рост”. Тема: “Мои желания”.) Цель – помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, научить планировать цели и пути самоизменения, помочь наметить “стратегию жизни”.

    Тематическое планирование курса
    “Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально-психологических условиях школьной среды”

    (1-й класс)

Разделы и темы

Количество часов
1 Здравствуй школа! 5
  Тема: Знакомство с правилами школьной жизни. 1
  Тема: Зачем мне нужно ходить в школу. 1
  Тема: Оценка. 1
  Тема: Учимся работать дружно. 2
2 Кто Я? 31
  Тема: Я-школьник. 2
  Тема: Я-хозяин своих чувств. 15
  Тема: Я и мой класс. 6
  Тема: Мои силы, мои возможности. 7
3 Итоговое занятие 1
  Всего часов 36

Тематическое планирование курса
“Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально-психологических условиях школьной среды”

(2-й класс)

Разделы и темы

Количество часов
1 Какой Я – Какой Ты?  
  Тема: Чем все люди похожи и чем отличаются друг от друга? 18
  Тема: Трудности второклассника в школе, дома, на улице. 8
  Тема: Учимся вместе учиться. 9
  Итоговое занятие 1
  Всего часов 36

Литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.-160с.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  4. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. – М., 1996.
  5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.,1980.
  6. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". – М., 1996.
  7. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.
  8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
  9. Хухлаева О.В. Психотехнические игры в начальной школе. – М., 1995.
  10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  11. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном-пресс, 1998.