"Ямал – мой край родной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Любовь к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. И мне хочется, чтобы с помощью краеведения, наши воспитанники перенимали мудрость жителей народов Севера, учились также любить свой родной край, свою землю, свою родину.

Примерный перспективно-тематический план работы факультатива «Край любимый»

Блок

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготовительная
Группа

1

Ямал – мой край родной

Знакомить детей с городом, в котором мы живём – Новый Уренгой.

Знакомство с картой Ямала, столицей округа – Салехардом.

Дать представление о городах, входящих в состав ЯНАО: Ноябрьск, Надым, Муравленко и др.

2

Природа края

Познакомить детей с животными и растениями нашего города: берёза, кедр, бурый медведь, заяц.

Знакомить с основными видами деревьев: сосна, лиственница.
Углублять знания детей о животных: лось, белка, дикий северный олень.

Расширять представление детей о жизни растений и животных в условиях крайнего севера.
Знакомство детей с животными и растениями, занесёнными в красную книгу ЯНАО.

3

Северные профессии

Знакомить детей с основными профессиями города: строитель.

Расширять кругозор детей, осваивать названия новых профессий: газовик, нефтяник.

Дать конкретные представления о значении и названии профессий: бурильщик, геолог.

4

Народ северный

Познакомить детей с коренным народом севера – ханты.
Устное народное творчество/сказки/

Расширять знания детей о жизни и быте народов – ханты, познакомить с народом – ненцы и их основные занятия.
Устное народное творчество – фольклор.

Углублять знания детей о жизни и быте северных народов.
Их приспособленность к суровой северной зиме.

Примерный план работы факультатива «Край любимый»

для детей подготовительной группы

Блок

Задачи

Формы организации детской деятельности

1

Ямал - мой край родной

  • расширять представления детей об истории появления и развития нашего города;
  • знакомить детей с государственной символикой города, округа (герб, флаг);
  • систематизировать знания детей о достопримечательностях города, округа;
  • знакомить детей с картой Ямала, столицей округа – Салехардом
  • дать представление о городах, входящих в состав ЯНАО (Ноябрьск, Надым, Муравленко)
  • поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе, округе
  • воспитывать любовь к родному городу, округу.

Беседы, путешествие по карте, экскурсии по городу, в городской музей, детскую библиотеку, игры, сбор материалов к тематической выставке «Ямал – мой край родной», изготовление макета микрорайона, разучивание песен местных авторов, просмотр передач о событиях, составление схем города и маршрутов путешествий, и др.

2

Природа края

  • формировать экологическую культуру детей
  • расширять представления флоре и фауне Ямала
  • знакомить с наиболее характерными признаками времён года и сезонными явлениями Крайнего севера

Игра, беседы, экскурсии в лес, к берегу реки, озера в разное время года, походы, изготовление атрибутов к играм, участие в экологических акциях, акциях милосердия ДЭС и др.

3

Северные профессии

  • уточнять и систематизировать знания детей об основных профессиях в городе (строитель, газовик, нефтяник, бурильщик, геолог)
  • учить детей группировать и объединять профессии людей по общему признаку
  • воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться

Оформление альбома «Город мастеров» (фотографии, рисунки, вырезки из журналов и газет), напольной игры «Газопровод». Экскурсия в городской музей

4

Народ северный

  • знакомить детей с чертами национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;
  • помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения;
  • знакомить с фольклором народов Севера, с его обитателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание; заговоры, заклинания, обереги;
  • знакомить с творчеством национальных поэтов, писателей;
  • знакомить детей с худ. промыслами (худ.обработка кожи, меха, дерева, бересты; детская игрушка-кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика);
  • вызвать интерес к произведением мастеров народных промыслов;
  •  обучить практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, лепка из теста)

Проведение тематических экскурсий (детская экологическая станция, дом детского творчества, городской музей, библиотека, дом культуры и др.)
Театрализации: инсценировка (сказок и легенд народов Севера); музыкальные и спортивные развлечения («Песни о городе», «Праздник народов Севера», «В чуме у огня»)
Работа в творческой мастерской (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги)