Комбинированный урок географии в 9–м классе. "Северо–Западная Россия и Санкт–Петербургский узловой район"

Разделы: География


Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи.

  1. Познакомить с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом.
  2. Способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.

Средства обучения. Тематические карты Северо-Запада, атласы, учебники, ИЛО.

Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный, с элементами уровневой дифференциации.

Основное содержание. Северо-Западный район Российской Федерации, Санкт-Петербургский узловой район, экономические и экологические проблемы. Выгоды ЭГП на разных исторических этапах развития. Калининградская область — анклав на западе России. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Новые термины и понятия. Свободная экономическая зона, анклав.

Практические задания. Выявление особенностей Санкт-Петербургского узлового района и хозяйственных зон, формирующихся в пригородах Санкт-Петербурга (по рисункам учебника).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка уровня усвоения материала прошлого урока (в форме индивидуальных диагностических заданий).

Материалы для контроля уровня усвоения знаний по теме «Узловые районы Центральной России».

1 уровень

1. Транспортным узлом называют:

  1. сочетание промышленных предприятий, объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных населенных пунктов.
  2. пункт, в котором сходятся несколько видов транспортных магистралей.
  3. Населённый пункт, расположенный в центре территории, в котором имеются какие-нибудь предприятия.

2 уровень

2. Что такое промышленный центр? Дайте определение.

3 уровень

3. Установите соответствие:

I. Нижний Новгород

1. В городе находится автомобильный завод.

II. Чебоксары

2. Это крупнейший город ЦЧР.

III. Саранск

3. Здесь имеется производство судов «река-море».

IV. Йошкар-Ола

4. Город-столица Мордовии.

V. Воронеж

5. Здесь производят тракторы.

VI. ТПК КМА

6. До революции назывался Царевококшайск.

 

7. Здесь была создана русская эскадра.

 

8. Это столица Марий-Эл.

 

9. Город назывался «карманом России».

 

10. Столица республики, расположена на Волге.

 

11. Город расположен при слиянии Оки и Волги.

 

12. У города находится ГЭС.

 

13. В районе крупное месторождение железной руды

3. Изучение нового материала.

План изучения.

  1. Состав и ЭГП района.
  2. Специализация Северо-Запада.
  3. Санкт-Петербург, его особая роль.
  4. Калининград
  5. Проблемы Северо-Западного района.
  6. Практическая работа. Сравнение ЭГП Москвы и Санкт-Петербурга.

1. Состав и ЭГП района.

- Определите состав Северо-Западного Района по материалам атласа и § 46 учебника.

(В состав СЗР входят: Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург. К СЗР также относят и Калининградскую область.

АНКЛАВ (энклав) (франц. enclave, от лат. inclavo — запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией др. государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом (например, Калининградская область в Российской Федерации).

ПОЛУАНКЛАВ - анклав, имеющий выход в море.

СЗР самый маленький по площади экономический район. Его население составляет около 8, 9 мл. чел. (на 2000г.). Основная часть, которого это жители г. Санкт-Петербурга (4,6 млн. чел.).

- Определите особенности ЭГП СЗР:

  1. Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морской порт г. Санкт-Петербург.
  2. Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море.
  3. Соседи района – Северный и Центральный районы.
  4. Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, (с Литвой и Польшей граничит Калининградская область), с Белоруссией.
  5. По территории района проходят железные и автомобильные дороги. Они от г. Санкт-Петербурга расходятся веером во все соседние территории.

ЭГП района менялось. Район рано был заселён, так как находился на торговом пути «из варяг в греки». Здесь находятся древние русские города: Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса.

В начале 17 века выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со Швецией выход на Балтику был возвращён России.

После распада СССР роль порта г. Санкт-Петербурга возросла, так как Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии и Литвы.

2. Определим специализацию СЗР по материалам атласа и § 46 учебника.

Ресурсная база СЗР – территория небогата природными ресурсами:

В Ленинградской области - сланцы, торф – топливо низкого качества, бокситы - алюминиевая руда; но здесь множество озёр – самые крупные Ладожское и Онежское; многоводные реки – это водные ресурсы.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (Петербург) (в 1914-1924 Петроград, в 1924-1991 Ленинград), город в Российской Федерации, центр Ленинградской области; важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожный, шоссейных дорог). Международный аэропорт (Пулково). Морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. Население 4,6 млн. человек (2006). Входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Промышленная специализация:

  1. машиностроение (судостроение, военное производство станков, артиллерийское оружие, танки, спутники, энергетическое машиностроение (турбины и генераторы), приборостроение, радиоэлектроника, оптика);
  2. черная и цветная металлургия, (энергию получает на Ленинградской АЭС, Болховской ГЭС. Металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат).
  3. химическая,
  4. легкая, пищевкусовая,
  5. полиграфическая промышленность.

Метрополитен (с 1955). В Санкт-Петербурге — научный центр РАН, многочисленные НИИ, 43 вуза (университет, консерватория). 16 профессиональных театров (Мариинский театр, Театр оперы и балета имени Мусоргского, Большой драматический театр). Крупные библиотеки (Российская национальная библиотека, Российской академии наук). 47 музеев (Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого).

Санкт-Петербург основан в 1703 Петром I. В 1712-1728 и 1732-1918 столица России. В Санкт-Петербурге (Петрограде) произошли Февральская революция и Октябрьская революция. В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную осаду немецких войск (смотри Ленинградская битва). В 1945 ему присвоено звание города-героя.

Город строился по плану. На побережье промышленные предприятия. Нет набережных улиц. Главная улица – Невский проспект. Город имеет много каналов, мостов, протоков. Планировка современная прямоугольная.

3. Используя материалы учебника §46, стр. 255 определите, что такое «свободная экономическая зона», какие условия необходимы для её образования.

Контрольные вопросы и задания.

  1. Оцените выгоды ЭГП на разных этапах развития Северо-Западного района.
  2. Чем отличается структура Санкт-Петербурга от радиально-кольцевой структуры Москвы?
  3. Какие условия необходимы для образования свободной экономической зоны?

Результаты урока. Знания об экономико-географических особенностях и проблемах Северо-Западного района и Калининградской области.

Практическое задание.

1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Домашнее задание:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

§46, к/к стр. 57 (1-2)

к/к стр. 57 (1-3)

к/к стр. 57 (1-4)
Практическое задание (закончить). Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.


ИЛО по географии (индивидуальный лист обучения)

Ф.И._____________________________________________________класс_________дата______________

Тема: «Северо-Западная Россия (СЗР) и Санкт-Петербургский узловой район »

Цель занятия: Познакомиться с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом. С понятием «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области. Закрепить навыки работы с различными источниками географической информации.

Этапы деятельности.

I. Диагностический этап.

Теоретическая часть.

«А» - уровень.

1) ЭГП территории это ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2) Анклав это -___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Полуанклав это- _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Узловой район это -___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

II. Деятельностный этап.

5)Определите состав Северо-Западного Района по материалам атласа и § 46 учебника.______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

6) Определите особенности ЭГП СЗР:

1. Район имеет ____________ положение, он омывается _____________ заливом ____________ моря.

Имеет морской порт г.____________________________.

Через систему каналов имеет выход в ______________________________.

Соседи района – _____________________________________________________________ районы.

Район имеет__________________ положение – он граничит с ____________________________

_________________________________________________________________

По территории района проходят_______________________ дороги. Они от г. Санкт-Петербурга расходятся веером во все соседние территории.

ЭГП района менялось. _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

После распада СССР роль порта г. Санкт-Петербурга возросла, так как __________________________

______________________________________________________________________________________

Определите специализацию СЗР по материалам атласа и § 46 учебника.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

«В» - уровень

Используя материалы учебника §46, стр. 255 определите, что такое «свободная экономическая зона», какие условия необходимы для её образования.

«С» - уровень

Сравните географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга по плану, данные оформите в таблице.

план

Москва

Санкт - Петербург

ЭГП: окраинное, центральное

 Расположен в центре европейской части России. Центральное положение.

Расположен на северо-западе европейской части России. Центральное положение.

приморское, сухопутное

Сухопутное положение

 

транспортное положение

 

 

положение на реке

 

Находится в устье реки Невы на 108 островах. Через судоходную реку Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу.

Планировка города: радиально-
кольцевая, прямоугольная

 

Город строился по плану. На побережье промышленные предприятия. Нет набережных улиц. Главная улица – Невский проспект. Город имеет много каналов, мостов, протоков. Планировка современная прямоугольная.

явный центр города

 

 

год основания

 

 

10-9 баллов – «отлично»

7-8 баллов – «хорошо»

6 баллов – «удовлетв.»

III. Рефлексия.

А) анализ собственной деятельности:

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?________________________________________
  2. Было ли тебе интересно? ____________________________________________________
  3. Сумел ли ты получить новые знания?__________________________________________
  4. Ты был активен на уроке?____________________________________________________
  5. Учитель был внимателен к тебе?______________________________________________
  6. Ты сумел показать свои знания?______________________________________________