Форма урока: внеклассное мероприятие в 4-м классе начальной школы.
Вид урока: классный час.
Цель:
- повторить правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- развивать познавательный интерес, расширить знания учащихся о правилах дорожного движения;
- побуждать к проявлению бдительности на дорогах;
- воспитывать уважение к водителям, к советам взрослых.
Оборудование: рисунки детей, плакат: «Помни: правила ГИБДД – надо чётко знать тебе», таблица «Сигналы светофора», таблички с названиями остановок, кабинет украшен шарами жёлтого, зелёного и красного цветов.
Предварительная работа:дать задание детям – нарисовать на тему: «Перекрёсток и дети», пригласить инспектора ГИБДД, зрителей из младших классов, класс разделить на 2 команды (группы), приготовить поощрительные призы.
Учитель: Люди давно научились передвигаться на большие расстояния с помощью технических средств. В старину это были кареты и повозки, запряжённые лошадьми, а для морских путешествий – парусные корабли. Потом были изобретены пароход, паровоз, построены железные дороги, появились автомобили, а затем и самолёт… И чем более технически мощным становится транспорт, тем большую опасность он представляет для человека.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о правилах дорожного движения. Для этого все вместе отправимся на экскурсию по городу. Представьте, что на время наш кабинет превратится в город, с его шумными улицами и перекрёстками. Мы с ведущим обещаем, что будет интересно, занимательно и вы весело проведёте время.
Ведущий:
Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходит в рейс по правилам полярник и пилот.
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок.
По улице, по городу не ходят просто так:
Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак!
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход!
1-й ученик:
Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
2-й ученик:
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе «переход»!
Ведущий: Ребята, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, вы строго должны соблюдать установленные правила движения. Они совсем несложны. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами нельзя, так как это задерживает движение транспорта. Переходить улицу надо только в тех местах, где имеются дорожка пешехода или указатели перехода.
Учитель: Первая остановка «Перекрёсток». Ребята, давайте послушаем, что нам скажет инспектор ГИБДД (ф.и.о. инспектора).
Инспектор ГИБДД:Здравствуйте, ребята. По нашим дорогам сплошным потоком едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы… Всегда есть опасность того, что они столкнутся друг с другом, вылетят за обочину из-за того, что у машины отказали тормоза или водитель не справился с управлением, наедут на зазевавшегося пешехода… Подсчитано, что 75% аварий на дороге происходит из-за нарушениями водителями правил движения: превышение скорости, невнимательность к дорожным знакам, выезд на полосу встречного движения и т.д. Но и плохие дороги, неисправные тормоза и двигатели, «облысевшие» колёса тоже часто бывают виноваты.
Наиболее безопасны при авариях автомобили, оборудованные специальными подушками безопасности (мгновенно надувающимися при столкновении). Но и обязательное пристёгивание ремнями безопасности может спасти жизнь. Всегда делайте это и напоминайте о необходимости пристегнуться родителям! Не обижайтесь, если папа не разрешает вам ехать на переднем сиденье: ребёнка можно перевозить только на заднем сиденье машины, а малышей – в специальном кресле, которое снабжено ремнями безопасности. Если вы «просто пешеход», не создавайте опасность для транспорта, переходите дорогу только в положенных местах, где водитель наиболее внимателен!
Ведущий: На перекрёстках большое движение. Это самое опасное место. Пешеход здесь должен быть особенно внимательным и осторожным. Переходи улицу только по пешеходным переходам. Этот переход обозначен линиями пешеходного перехода «зебра».
Учитель: Ребята, следующая остановка «Парк отдыха».
Ведущий: Я хочу предложить вам игру «Музыкальный стульчик». Вам всем хорошо известна эта игра, но правила немного изменим: проигравший должен ответить на вопрос учителя, а если затрудняетесь ответить – то на помощь к вам придёт инспектор ГИБДД.
Звучит музыкальная композиция «Светофор» в исполнении В.Леонтьева.
Вопросы для участников игры:
- Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик? (жезл).
- Если у автомобиля сломался мотор, его нужно взять на буксир, а как узнать пешеходам и водителям встречного транспорта, что одна машина тянет за собой другую? (по зажжённым фарам, они должны гореть даже в ясный день).
- Что означает пять букв – ГИБДД? (Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения).
- Что понимается под «улицей», и на какие части она делится? (Улицей называется часть населённого пункта, расположенная между жилыми домами и другими строениями. Улица делится на проезжую часть, тротуар, посадочные площадки, бульвары, газоны).
- Чем и как регулируется движение пешеходов? (светофором, линиями разметки, указателями, регулировщиком, дорожными знаками).
- Чем опасны автомашины с прицепом? (Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешехода. Во-вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов автомашины проехал мимо, может ступить на проезжую часть и попасть под прицеп).
- Почему опасно переходить дорогу наискосок? (Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее).
- Если грузу в машине тесно, нужен прицеп. А как узнать, что движется автомобиль с прицепом? (По трём оранжевым фонарям над кабиной).
- Как называется полоса, по которой движется транспорт? (Проезжая часть дороги).
- Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах? (На загородных дорогах, где нет тротуаров, пешеходы должны двигаться по левой стороне обочины, навстречу движению транспорта).
- Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо? (Автомобиль занимает правый, самый первый ряд, включает и мигает правым фонариком – указателем поворота).
- С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам? (С 14 лет).
- Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоявшего автобуса? (Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину, которая едет позади стоящей. Надо помнить, если на улице стоит машина, за ней может быть скрыта опасность).
- Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку? (Когда переходит целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать нельзя: при появлении вблизи автомобиля дети могут растеряться и тянуть друг друга в разные стороны, тем самым подвергая себя опасности).
Учитель: (работа в группах)
Пошли дальше. Впереди ребята остановка «Издательский дом». Сейчас вам предстоит написать заметку в газету о ситуациях на проезжей части нашего города. Каждой группе предлагаю рифмы, ваша задача сочинить стихи.
Рифмы для 1-й команды:
светофор
шофёр
мостовой
постовой
Рифмы для 2-й команды:
опасный
красный
глаза
тормоза
(Инспектор и учитель высказывают своё мнение о наиболее понравившихся, точных стихах.)
Учитель: (работа в группах) Двигаемся дальше. Остановка «Фантазёров». Ребята, придумайте форму инспектора ГИБДД в будущем, можете указать приблизительно год выпуска.
Пока выполняется задание, ведущий предлагает болельщикам разгадать загадки:
- Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль). - Несётся и стреляет, ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл). - Стоит на мостовой, как волшебник, постовой.
Все машины одному подчиняются ему. (Регулировщик). - Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день и ночь
Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор). - Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём. (Велосипед). - Дом по улице идёт, на работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус). - Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе).
Ведущий: (темп игры можно ускорять). Молодцы, ребята, вы здорово поработали! Ну, а сейчас вашему вниманию игра «Светофор».
Условия игры: я называю сначала по порядку, а затем в разной последовательности цвета светофора – красный, жёлтый, зелёный. На красный цвет – молчите, жёлтый – хлопаете руками, на зелёный – топаете ногами.
Учитель: (на столах « рассыпаны» дорожные знаки). Дорогие, ребята, наша экскурсия подходит к концу. У вас на столах «рассыпаны» дорожные знаки, так же лежат конверты с надписями: «Сервисные», «Предупреждающие» и «Запрещающие» я засекаю 2 минуты, за это время вы должны рассортировать как можно больше дорожных знаков в соответствующие конверты.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Учитель: Улица часто становится местом, где возникают экстремальные ситуации. Опасность представляют собой общественный транспорт, грузовики и легковые автомобили. Причём не только для тех, кто находится внутри, но и для прохожих. А потому главное – соблюдайте правила, написанные специально для пешеходов:
- переходите улицу только на зелёный сигнал светофора или в специально отведённых для этого местах, обозначенных белыми полосами («зебра»);
- обходите автобус и троллейбус, как вас учили ещё в детском саду, сзади, а трамвай – спереди;
- не играйте на проезжей части улицы.
Подведение итогов:
Слово инспектору ГИБДД, награждение.