Открытый урок по истории по теме "Становление Отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства" в 6-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели:  

  • Закрепить знания детей об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявить связь становления отечественной истории с принятием христианства;
  • развивать память, мышление, речь, умение анализировать, делать выводы на основе собственного восприятия;
  • прививать чувство патриотизма, чувство прекрасного, воспитывать в учащихся доброжелательность, гуманность, формировать всесторонне развитую личность.

Оборудование урока: презентация урока по теме «Крещение Руси», кроссворд, выставка книг, магнитофон, проигрыватель, иллюстрации церквей, схема влияния христианства на культуру.

Ход урока

I. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и нам хотелось начать его с прослушивания мелодии, которая поможет нам угадать тему урока.

 (Звучит мелодия В.А.Моцарта «Лакримоза») 1 мин.

Скажите, где можно услышать эту музыку?

Д.- в церкви.

Почему вы сделали такой вывод?

Д.- божественная музыка, манера исполнения, музыкальные инструменты.

Тема нашего урока непосредственно связана с религией и называется: «Становление отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства».

И сегодня перед нами стоит большой вопрос:

- Была ли необходимость введения на Руси христианства»?

И символически мы изобразим христианство в виде кроны дерева, основы жизни, которой пока не хватает листочков, и наша задача найти этой кроне ее листочки. А как крона называется? Христианство. На что повлияла наша крона?

Где появились первые христиане?

Д.- в Древнем Риме.

Когда приняли христианство на Руси?

Д.- в 988 г.

Почему именно христианство, ведь существует много религий?

(Куркин С. о выборе веры)

Как происходило Крещение Руси? Итак, Женя, расскажи, что же здесь изображено?

(Дрезгалов Е. о крещении Руси) I слайд

Кто же крестился на Руси первым?

(Афиногеева В. О крещении Ольги)

Давайте, вспомним, откуда к нам на Русь пришло христианство?

Д.- из Византии.

Что пришло вместе с христианством?

Д.- азбука, музыка, зодчество, литература, т.е. одним словом культура.

Давайте попробуем это доказать.

Вы сказали, что появилось зодчество, а для чего строили храмы?

Д.- в честь победы, когда бывает горе у людей.

Какие храмы вы знаете?

Д.- перечисляют храмы. Просмотр 3,5,7 слайдов.

Обращаем внимание на храм св.Софии. II слайд.

(Ксенофонтов Д.- о храме.)

Вывешиваем первый листочек – ЗОДЧЕСТВО.

Чем украшали храмы?

Д.- иконами.

Какие иконы вы знаете?

Д.- Перечисляют иконы.

Просмотр 4, 6 слайд.

Вывешиваем второй листочек- ИКОНОПИСЬ

II. Скажите, а в нашем городе люди религиозные?

Д.- да.

Какие храмы у нас есть?

Д.- перечисляют храмы.

А, почему наш храм называется «Взыскание погибших» нам расскажет Дрезгалов Е.

III. Ребята, приведите примеры влияния религии на музыку.

Д.- обряды, гимны.

Сейчас я вам дам прослушать мелодию, а вы попробуйте угадать ее и вспомнить автора.

(Прослушивание AWE MARIA Ф. Шуберт)

Что это за произведение?

Д.- молитва

Какой хотел изобразить композитор Богородицу?

Д.- нежной, спокойной, доброй, ласковой

Ребята, а почему наша религия называется Христианской?

Д.- по имени Бога И.Христа.

Какие песни мы знаем об И.Христе?

Д.- Рождество, про Пасху

Скажите, а кто из русских композиторов в творчестве обращался к теме веры в Бога?

Д.- П.И.Чайковский.

Какое произведение мы с вами знаем?

Д.- «Легенда»

Давайте, исполним это произведение и постараемся передать те чувства, которые вложил сам автор.

(Исполнение) «Легенда»

Что вдохновило на написание этой мелодии Чайковского?

А кто из композиторов обращался тоже к этой теме?

Дети рассказывают. (Просмотр слайдов) Учитель обращает внимание на слайды.

Вывешиваем листочек - МУЗЫКА

IV.  Мы поговорили о храмах, иконах, музыке, а в каких направлениях еще можно встретить обращение к Богу.

Д.- литература.

Давайте это докажем.

Дети читают стихи.

Хорошо вы меня убедили. Поэтому вывешиваем еще листочек - ЛИТЕРАТУРА.

Но дерево наше еще не совсем приобрело настоящий вид, помогите, чего не хватает?

Д.- кино.

Приведите примеры.

Вывешиваем листочек – КИНО.

Я вам подскажу, что последний листочек очень нам с вами по времени близок и это современное искусство.

Д. - рок-опера.

Вывешиваем листочек - СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

Что же наше дерево приобрело свой настоящий вид конечно благодаря вам, а теперь проверим еще раз ваши знания в отношении терминологии.

Мы с вами только что рассмотрели, на что влияет христианство.

V.  Кроссворд.

Какое слово получилось в центре?

Д. - Христианство.

А оно выпало недаром, возвращаемся к главному вопросу нашего урока.

Была ли необходимость Крещения Руси?

Д. - да, представить себе нашу культуру по-другому просто невозможно.

А, вы в жизни соприкасаетесь с религией?

Д. – ходим в церковь, иконы дома.

VI. Просмотр слайдов итога урока.

VII. Обратить внимание на выставку книг.

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание. Подготовить мини-сочинение по теме: «Православные традиции в нашей семье».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3. Вопросы к кроссворду.