Цели:
- Закрепить знания детей об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявить связь становления отечественной истории с принятием христианства;
- развивать память, мышление, речь, умение анализировать, делать выводы на основе собственного восприятия;
- прививать чувство патриотизма, чувство прекрасного, воспитывать в учащихся доброжелательность, гуманность, формировать всесторонне развитую личность.
Оборудование урока: презентация урока по теме «Крещение Руси», кроссворд, выставка книг, магнитофон, проигрыватель, иллюстрации церквей, схема влияния христианства на культуру.
Ход урока
I. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и нам хотелось начать его с прослушивания мелодии, которая поможет нам угадать тему урока.
(Звучит мелодия В.А.Моцарта «Лакримоза») 1 мин.
Скажите, где можно услышать эту музыку?
Д.- в церкви.
Почему вы сделали такой вывод?
Д.- божественная музыка, манера исполнения, музыкальные инструменты.
Тема нашего урока непосредственно связана с религией и называется: «Становление отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства».
И сегодня перед нами стоит большой вопрос:
- Была ли необходимость введения на Руси христианства»?
И символически мы изобразим христианство в виде кроны дерева, основы жизни, которой пока не хватает листочков, и наша задача найти этой кроне ее листочки. А как крона называется? Христианство. На что повлияла наша крона?
Где появились первые христиане?
Д.- в Древнем Риме.
Когда приняли христианство на Руси?
Д.- в 988 г.
Почему именно христианство, ведь существует много религий?
(Куркин С. о выборе веры)
Как происходило Крещение Руси? Итак, Женя, расскажи, что же здесь изображено?
(Дрезгалов Е. о крещении Руси) I слайд
Кто же крестился на Руси первым?
(Афиногеева В. О крещении Ольги)
Давайте, вспомним, откуда к нам на Русь пришло христианство?
Д.- из Византии.
Что пришло вместе с христианством?
Д.- азбука, музыка, зодчество, литература, т.е. одним словом культура.
Давайте попробуем это доказать.
Вы сказали, что появилось зодчество, а для чего строили храмы?
Д.- в честь победы, когда бывает горе у людей.
Какие храмы вы знаете?
Д.- перечисляют храмы. Просмотр 3,5,7 слайдов.
Обращаем внимание на храм св.Софии. II слайд.
(Ксенофонтов Д.- о храме.)
Вывешиваем первый листочек – ЗОДЧЕСТВО.
Чем украшали храмы?
Д.- иконами.
Какие иконы вы знаете?
Д.- Перечисляют иконы.
Просмотр 4, 6 слайд.
Вывешиваем второй листочек- ИКОНОПИСЬ
II. Скажите, а в нашем городе люди религиозные?
Д.- да.
Какие храмы у нас есть?
Д.- перечисляют храмы.
А, почему наш храм называется «Взыскание погибших» нам расскажет Дрезгалов Е.
III. Ребята, приведите примеры влияния религии на музыку.
Д.- обряды, гимны.
Сейчас я вам дам прослушать мелодию, а вы попробуйте угадать ее и вспомнить автора.
(Прослушивание AWE MARIA Ф. Шуберт)
Что это за произведение?
Д.- молитва
Какой хотел изобразить композитор Богородицу?
Д.- нежной, спокойной, доброй, ласковой
Ребята, а почему наша религия называется Христианской?
Д.- по имени Бога И.Христа.
Какие песни мы знаем об И.Христе?
Д.- Рождество, про Пасху
Скажите, а кто из русских композиторов в творчестве обращался к теме веры в Бога?
Д.- П.И.Чайковский.
Какое произведение мы с вами знаем?
Д.- «Легенда»
Давайте, исполним это произведение и постараемся передать те чувства, которые вложил сам автор.
(Исполнение) «Легенда»
Что вдохновило на написание этой мелодии Чайковского?
А кто из композиторов обращался тоже к этой теме?
Дети рассказывают. (Просмотр слайдов) Учитель обращает внимание на слайды.
Вывешиваем листочек - МУЗЫКА
IV. Мы поговорили о храмах, иконах, музыке, а в каких направлениях еще можно встретить обращение к Богу.
Д.- литература.
Давайте это докажем.
Дети читают стихи.
Хорошо вы меня убедили. Поэтому вывешиваем еще листочек - ЛИТЕРАТУРА.
Но дерево наше еще не совсем приобрело настоящий вид, помогите, чего не хватает?
Д.- кино.
Приведите примеры.
Вывешиваем листочек – КИНО.
Я вам подскажу, что последний листочек очень нам с вами по времени близок и это современное искусство.
Д. - рок-опера.
Вывешиваем листочек - СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.
Что же наше дерево приобрело свой настоящий вид конечно благодаря вам, а теперь проверим еще раз ваши знания в отношении терминологии.
Мы с вами только что рассмотрели, на что влияет христианство.
V. Кроссворд.
Какое слово получилось в центре?
Д. - Христианство.
А оно выпало недаром, возвращаемся к главному вопросу нашего урока.
Была ли необходимость Крещения Руси?
Д. - да, представить себе нашу культуру по-другому просто невозможно.
А, вы в жизни соприкасаетесь с религией?
Д. – ходим в церковь, иконы дома.
VI. Просмотр слайдов итога урока.
VII. Обратить внимание на выставку книг.
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание. Подготовить мини-сочинение по теме: «Православные традиции в нашей семье».
Приложение 3. Вопросы к кроссворду.