Задачи урока:
- Образовательная задача: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови, лимфы; познакомить обучающихся с функциями крови.
- Воспитательная задача:Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание обучающихся.
- Развивающая задача:Формировать умения: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Оборудование: презентация «Внутренняя среда организма» (приложение 2), диск «Биология»-8 класс, интерактивные и бумажные варианты тестов; дополнительный материал для учащихся по теме (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний учащихся
А)пятеро учащихся выполняют - интерактивный тест на компьютерах, составленный по программе «My Test».
Б) остальные учащиеся выполняют тест в тетрадях и производят взаимопроверку, выставляя оценку.
Вариант №1
- Скелет человека состоит из следующих отделов:
А)скелет головы
б)скелет туловища
в) скуловой отдел
г) пояса конечностей
д) височный отдел
е)скелет свободной конечности - Крестцовый отдел позвоночника состоит из:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в)5 позвонков - Скелет свободной верхней конечности образуют:
А)плечевая кость
б)ребра
в) кости предплечья
г) ключица
д) кости кисти
е) бедренная кость - Пояс верхней конечности образован:
А)плечевой костью
б) лопаткой
в) бедренной костью
г) ключицой. - Мозговой отдел образован:
А)носовой костью
б) лобной костью
в) скуловой костью
г) теменной костью
д) височная кость
е) затылочная кость - Позвонок имеет:
А) тело
б) грудину
в) дугу позвонка
г) позвоночное отверстие
Вариант №2
- Поперечно - полосатая мышечная ткань образует:
А) скелетные мышцы
б) стенки полостей тела
в) стенки органов пищеварения - Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательного аппарата?
А) да
б)нет - Из чего состоит скелетная мышца?
А) поперечно-полосатых мышечных волокон
б) гадкомышечных клеток - Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека?
А) портняжная
б) четырёхглавая мышца бедра - Работа мышц осуществляется по принципу:
А) блока
б) рычага - Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей:
А) статическую
б) динамическую
Вариант №3
- Шейный отдел позвоночника состоит из:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в) 5 позвонков - Какая часть черепа крупнее:
А) мозговой отдел
б) лицевой отдел - Скелет свободной нижней конечности образован:
А) лопаткой
б) бедренной костью
в) теменной костью
г) берцовой костью
д) тазовой костью
е) костями стопы. - Грудной отдел позвоночника образован:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в) 5 позвонков - Лицевой отдел образован:
А) носовой костью
б)лобной костью
в) скуловой костью
г) нижнечелюстной костью
д) височной костью
е) верхнечелюстной костью. - Скелет туловища образован:
А) позвоночником
б) тазовыми костями
в) грудной клеткой
д) ключицей
е) лопаткой
Вариант №4
- У человека более:
А) 250 мышц
6) 450 мышц
в) 600 мышц - Мышцы пояса верхних конечностей обеспечивают движения конечности:
А) в локтевом суставе
б) в плечевом суставе - Какие мышцы головы вплетаются в кожу:
А) жевательные
б) мимические - Динамическая работа совершается при:
А) поднятии тяжести, ходьбе
б) удерживании груза, стоянии - Работой мышц управляет:
А) нервная система
б) гуморальная система - Какое минимальное число мышц участвует в движениях в любом суставе:
А) одна
б) две
в) четыре
II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. В какой среде теперь существуют клетки? На этот вопрос мы должны сегодня ответить на вопрос?
1. Вопросы классу:
А) Что такое ткань?
Б) Где находится межклеточное вещество?
В) Какую функцию она выполняет?
Обобщение ответов учащихся учителем: подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности. Лишь верхний слой ороговевших, по существу мертвых, клеток кожи граничит с воздухом и защищает жидкую внутреннюю среду от высыхания и других изменений.
2. Запись темы урока и домашнего задания. Слайд №1
3. Задание классу: найдите в учебнике, из чего состоит внутренняя среда организма, какие жидкости её составляют?
Слайд №2 (запись в тетради)
(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды).
4. Составление таблицы: «Внутренняя среда организма». Учащиеся заполняют самостоятельно по учебнику и дополнительной литературе.
Слайд №3, №4 (при самопроверке)
Внутренняя среда |
Тканевая жидкость |
Лимфа |
Кровь |
Состав |
Вода, органические и неорганические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток. |
Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты. |
Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки(тромбоциты) |
Место нахождение |
Промежутки между клетками всех тканей |
Лимфатическая система |
Сердце и кровеносные сосуды |
Функции |
- Дыхание клеток; |
Защита организма от болезнетворных микроорганизмов |
Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная регуляция. |
5. Для закрепления знаний учащихся по таблице: просмотр анимации- диск «Биология» 8 класс – глава №3 «Кровь. Кровообращение»; *14 «Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав» в дополнительных материалах –анимация «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека»
6. Слайд №5 «Состав тканевой жидкость»
7. Слайд №6 «Кровь»
8. Слайд №7 «Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма», запись в тетради понятия «гомеостаз»
Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма.
(Достигается постоянство внутренней среды благодаря нервной и эндокринной системами, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены).
9. Учащиеся формулируют выводы по уроку.
Обобщение ответов учащихся учителем. Слайд №8
- Внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.
- Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать
- Постоянство внутренней среды обеспечивается за счёт процессов саморегуляции.
III. Рефлексия
- Какие новые термины вы узнали?
- На каком этапе урока возникли трудности?
- Какие есть вопросы по пройденной теме?
Проверка знаний проводится дифференцированно.
А) сильные ученики работают за компьютерами, составляют интерактивные тесты по программе «My Test».
Б)ученики слабоуспевающие работают с вопросами в конце текста
В) остальные учащиеся отвечают на вопросы теста
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.