Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Образовательная задача: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови, лимфы; познакомить обучающихся с функциями крови.
  • Воспитательная задача:Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание обучающихся.
  • Развивающая задача:Формировать умения: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Оборудование: презентация «Внутренняя среда организма» (приложение 2), диск «Биология»-8 класс, интерактивные и бумажные варианты тестов; дополнительный материал для учащихся по теме (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний учащихся

А)пятеро учащихся выполняют - интерактивный тест на компьютерах, составленный по программе «My Test».

Б) остальные учащиеся выполняют тест в тетрадях и производят взаимопроверку, выставляя оценку.

Вариант №1

  1. Скелет человека состоит из следующих отделов:
    А)скелет головы
    б)скелет туловища
    в) скуловой отдел
    г) пояса конечностей
    д) височный отдел
    е)скелет свободной конечности
  2. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:
    А) 12 позвонков
    б) 7позвонков
    в)5 позвонков
  3. Скелет свободной верхней конечности образуют:
    А)плечевая кость
    б)ребра
    в) кости предплечья
    г) ключица
    д) кости кисти
    е) бедренная кость
  4. Пояс верхней конечности образован:
    А)плечевой костью
    б) лопаткой
    в) бедренной костью
    г) ключицой.
  5. Мозговой отдел образован:
    А)носовой костью
    б) лобной костью
    в) скуловой костью
    г) теменной костью
    д) височная кость
    е) затылочная кость
  6. Позвонок имеет:
    А) тело
    б) грудину
    в) дугу позвонка
    г) позвоночное отверстие

Вариант №2

  1. Поперечно - полосатая мышечная ткань образует:
    А) скелетные мышцы
    б) стенки полостей тела
    в) стенки органов пищеварения
  2. Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательного аппарата?
    А) да
    б)нет
  3. Из чего состоит скелетная мышца?
    А) поперечно-полосатых мышечных волокон
    б) гадкомышечных клеток
  4. Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека?
    А) портняжная
    б) четырёхглавая мышца бедра
  5. Работа мышц осуществляется по принципу:
    А) блока
    б) рычага
  6. Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей:
    А) статическую
    б) динамическую

Вариант №3

  1. Шейный отдел позвоночника состоит из:
    А) 12 позвонков
    б) 7позвонков
    в) 5 позвонков
  2. Какая часть черепа крупнее:
    А) мозговой отдел
    б) лицевой отдел
  3. Скелет свободной нижней конечности образован:
    А) лопаткой
    б) бедренной костью
    в) теменной костью
    г) берцовой костью
    д) тазовой костью
    е) костями стопы.
  4. Грудной отдел позвоночника образован:
    А) 12 позвонков
    б) 7позвонков
    в) 5 позвонков
  5. Лицевой отдел образован:
    А) носовой костью
    б)лобной костью
    в) скуловой костью
    г) нижнечелюстной костью
    д) височной костью
    е) верхнечелюстной костью.
  6. Скелет туловища образован:
    А) позвоночником
    б) тазовыми костями
    в) грудной клеткой
    д) ключицей
    е) лопаткой

Вариант №4

  1. У человека более:
    А) 250 мышц
    6) 450 мышц
    в) 600 мышц
  2. Мышцы пояса верхних конечностей обеспечивают движения конечности:
    А) в локтевом суставе
    б) в плечевом суставе
  3. Какие мышцы головы вплетаются в кожу:
    А) жевательные
    б) мимические
  4. Динамическая работа совершается при:
    А) поднятии тяжести, ходьбе
    б) удерживании груза, стоянии
  5. Работой мышц управляет:
    А) нервная система
    б) гуморальная система
  6. Какое минимальное число мышц участвует в движениях в любом суставе:
    А) одна
    б) две
    в) четыре

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. В какой среде теперь существуют клетки? На этот вопрос мы должны сегодня ответить на вопрос?

1. Вопросы классу:

А) Что такое ткань?

Б) Где находится межклеточное вещество?

В) Какую функцию она выполняет?

Обобщение ответов учащихся учителем: подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности. Лишь верхний слой ороговевших, по существу мертвых, клеток кожи граничит с воздухом и защищает жидкую внутреннюю среду от высыхания и других изменений.

2. Запись темы урока и домашнего задания. Слайд №1

3. Задание классу: найдите в учебнике, из чего состоит внутренняя среда организма, какие жидкости её составляют?

Слайд №2 (запись в тетради)

(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды).

4. Составление таблицы: «Внутренняя среда организма». Учащиеся заполняют самостоятельно по учебнику и дополнительной литературе.

Слайд №3, №4 (при самопроверке)

Внутренняя среда

Тканевая жидкость

Лимфа

Кровь

Состав

Вода, органические и неорганические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток.

Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки(тромбоциты)

Место нахождение

Промежутки между клетками всех тканей

Лимфатическая система

Сердце и кровеносные сосуды

Функции

- Дыхание клеток;
- питание клеток;
- очищение от продуктов распада клеток.

Защита организма от болезнетворных микроорганизмов

Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная регуляция.

5. Для закрепления знаний учащихся по таблице: просмотр анимации- диск «Биология» 8 класс – глава №3 «Кровь. Кровообращение»; *14 «Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав» в дополнительных материалах –анимация «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека»

6. Слайд №5 «Состав тканевой жидкость»

7. Слайд №6 «Кровь»

8. Слайд №7 «Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма», запись в тетради понятия «гомеостаз»

Гомеостазподдержание постоянства внутренней среды организма.

(Достигается постоянство внутренней среды благодаря нервной и эндокринной системами, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены).

9. Учащиеся формулируют выводы по уроку.

Обобщение ответов учащихся учителем. Слайд №8

  • Внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.
  • Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать
  • Постоянство внутренней среды обеспечивается за счёт процессов саморегуляции.

III. Рефлексия

  1. Какие новые термины вы узнали?
  2. На каком этапе урока возникли трудности?
  3. Какие есть вопросы по пройденной теме?

Проверка знаний проводится дифференцированно.

А) сильные ученики работают за компьютерами, составляют интерактивные тесты по программе «My Test».

Б)ученики слабоуспевающие работают с вопросами в конце текста

В) остальные учащиеся отвечают на вопросы теста

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.