Цели:
- развивать интерес к чтению;
- расширять читательский кругозор;
- развивать речь и обогащать словарный запас детей;
- создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;
- развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу, воспитывать внимательное отношение к своим друзьям.
Оборудование: магнитная азбука, карточки с заданиями, презентация, библиотечка сказок.
Ход урока
І. Орг. момент.
II. Сообщение целей урока.
- Сегодня каждый из Вас может блеснуть знаниями, активной работой на уроке. Будьте настоящими друзьями, работая в команде! Сегодня мы узнаем звёздочек, которые будут сиять своими знаниями, умениями, навыками по литературному чтению на школьном небосклоне средней школы №1 п. Игрим. За каждый правильный и аргументированный ответ, команды будут поощряться “звёздами”.
- Прочтите пословицу “Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово”. Как вы понимаете её значение.
(Нужно быть внимательными к своим товарищам, не обижать их недобрыми словами).
- Давайте повторим правила работы в группах:
- Умей выслушать каждого.
- Уважай собеседника.
- Приди к единому мнению.
- Добивайся успеха.
- Ребята, попробуйте отгадать, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … сказка
- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О сказках)
- Сегодня, ребята, нам предстоит с вами приоткрыть дверь в прекрасный мир сказки.
- Попробуйте произнести это слово с разной интонацией.
1. Изобразите восторг, радость.
2. Произнесите это слово с грустью.
3. Изобразите удивление.
- Молодцы! У вас очень хорошо получилось.
- А теперь попробуйте своими словами сказать, что такое сказка? (После ответов, детям даётся определение).
- Сказка – это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь. (Ученик читает вслух, учитель по ходу комментирует).
1 задание
- Посмотрите, к нам в гости сегодня пришел домовичок и принес свой волшебный сундучок со сказками. Ребята, дело в том, что с сундучком что-то случилось и он не открывается. Давайте поможем Кузе открыть сундучок. Для этого мы должны правильно назвать сказки, так как буквы в их названиях перепутались:
1 ком. (На магнитной доске) “Шаам и двеемьд” (“Маша и медведь”).
2 ком. “Ивакс – Каруб” (“Сивка – Бурка”).
3 ком. “Вочмокайдю” (“Дюймовочка”).
- Это и будут названия ваших команд!
- Молодцы, справились с заданием, теперь я попробую сказать волшебные слова:
Сундучок! Сундучок!
Позолоченный бочок!
Расписная крышка!
Медная задвижка!
1, 2, 3, свой замочек отопри!
- Ой, смотрите, получилось! Теперь мы с вами сможем узнать многое о сказках. Приготовились!
2 задание
- Выберите, какая фигура нам сегодня понадобится. Ведь мы будем говорить о сказках.
- Конечно, все вы слушали сказки, когда были маленькие. Вам их рассказывали мамы, бабушки. Теперь вы можете читать сказки сами.
- А сейчас вам предстоит узнать, какие сказки бывают. (Учитель показывает на карточки с вопросами).
- Послушайте и отгадайте, из какой сказки этот отрывок:
- Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу. (Муха – цокотуха)
- Кто узнал, что это за сказка? (“Муха Цокотуха”, а написал её К. Чуковский).
- Кто является главными героями этой сказки? (Животные)
- Значит, сказки, герои которых, животные, это сказки … о животных.
(О животных – герои в них – животные, и с ними происходят чудеса: превращения и очеловечивания). – каким цветом закрасим круг?
- “ А еще меня уверяли, но уж этому – то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых маленьких животных. Ну, например, сделаться крысой или …” (“Кот в сапогах”, Шарль Перро)
- Что происходит в этой сказке, кто ее узнал?
- Сказки, в которых происходят чудеса, превращения, волшебство – это … волшебные сказки. (Волшебные – выдуманные, с разными фантастическими событиями).
какой цвет соответствует этой теме?
-Так какие бывают сказки?
3 задание
- А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки, которые мы с вами уже читали, и проведём игру “Перемешанные события”.
- Каждой группе даются деформированные предложения. Надо их восстановить, а затем внимательно и выразительно прочитать.
- Завтра Новый год! Завтра елка! Игрушки будут готовы, а вот елки нет.
- Пошел еж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шел в поле – на свою капусту поглядеть.
Долго шли Снеговик и Бобик и наконец
пришли в огромный дремучий лес …
А утром снеговик стоял на прежнем месте, только у
него в руках вместо письма была елка. (В. Сутеев
“Елка”)
- С тобой вперегонки? – говорит заяц. – Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь?
На семьдесят четвертый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю.
(Братья Гримм, немецкая сказка “Заяц и еж”)
- Жили – были муж да жена. Детей у них было всего двое – дочка Малашечка, да сынок Ивашечка.
Подруги заманили ее в лес с ребенком – она села и стала брату веночки плести.
Прилетели гуси, осмотрели яблоню – нет никого! Полетали еще туда, сюда да с тем к Бабе – Яге и вернулись.
(Русская народная сказка “Привередница”)
- Каждая группа выразительно зачитывает получившийся отрывок из сказки, а другие группы должны угадать название сказки.
- Посмотрите внимательно, ребята, на угаданные сказки и их авторов.
- Назовите, у какой сказки есть автор?
- Вот такие сказки называются авторские или литературные.
- А у каких сказок нет автора? А кто же их написал? (Народ).
Кроме сказок, которые сочинили писатели, существуют и другие, и их неизмеримо больше – это народные сказки, созданные неизвестными сказочниками и передаваемые от поколения к поколению, из уст в уста.
4 задание
- Сказки схожи между собой, потому, что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
- Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время …
Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что телевизор передает изображение на далекое расстояние и т.д. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.
Нет, волшебные русские сказки не лгали,
Про Кощееву смерть, про ковер – самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет.
- Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их соотнести:
Ковер – самолет |
Телевизор |
Чудо – зеркальце |
Водолаз в скафандре |
Клубок, указывающий путь |
Самолет |
Садко с гуслями на дне морском |
Компас |
5 задание
- А теперь давайте проверим, как вы были внимательны, проведем.
“Литературное домино”
Быль |
Сказка, былина, песня, загадка, пословица и другие произведения, написанные народом. |
Сказка |
Скребицкий, Бианки, Пришвин, Чарушин. |
Фольклор |
Дрожжин, Есенин, Пушкин. |
Произведения этих писателей о природе |
Это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь. |
Писатели - сказочники |
Рассказ о том, что было действительно в жизни и прошло. |
Русские поэты |
В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро, Андерсен. |
ІІІ. Итог урока
- Итак, ребята, что же интересного, удивительного, познавательного мы узнаём, попадая в мир сказок? (Учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость).
- Что нового вы сегодня узнали?
- Ну и закончить наше мероприятие хочется такими словами: “Сказка злого человека делает добрым, скупого – щедрее, скучного – веселее и глупого – умнее”.
- А теперь подведем итоги, посчитайте свои звездочки.