Учитель: Сегодня на урок понадобятся ручки, карандаши, линейка тетрадь, учебник и дневник.
И работать мы с вами будем по плану:
- Поработаем по учебнику на стр. 137
- Затем порешаем физическую задачу, С/К
- Будет у нас тест, К/У
- Решим кроссворд, В/К
- И рефлексия, то есть подведем итог урока.
И я надеюсь, что, реализуя этот план, мы все с вами получим положительные оценки.
ДЗ выберите сами.
- Что мы изучаем в школе, все используется в жизни.
- Какая тема была на прошлом уроке?
- Производная.
- Как вы думаете, где используется производная? (история, биология и тд)
Правильно, молодцы, вы сами мне назвали тему сегодняшнего урока (открыть тему, закрытую бумагой). Объявите тему:
Производная в физике и технике.
У вас на столах лежат модули (Приложение 1), по которым сегодня будем работать. Придвиньте их и давайте прочитаем цель сегодняшнего занятия:
Ученик читает.
Цель: найти применение производной в физике и технике.
На столах у вас машины, катните их соседу, и обратно.
И проблема, которую мы будем решать, это
Ученик читает.
Проблема: Доказать, что движение машины связано с производной.
УЭ–1 |
Цель: Определить физический смысл производной, ввести понятие второй производной, выяснить ее физический смысл.
Задание № 1. Используя учебник на стр. 137, найти: а) определение скорости, формулу записать в тетрадь. (v=∆x/∆t) б) ответить на вопрос: к чему стремится по определению производной данное отношение ? Записать формулу в тетрадь. (→x`(t)) в) сравнить ответ а) и ответ б), сделать вывод. Формулу записать в тетрадь. (x`(t)=v) |
Зачитать определение механического смысла производной (несколько раз) Производная от координаты по времени есть скорость. |
|
|
Задание № 2. Используя учебник на стр. 137, найти ответ на вопрос: Чему равна производная от скорости по времени? Записать в тетрадь формулу. (v`(t)=a)
Задание № 3. Сравним первые три формулы, ответить на вопрос: Каким равенством связаны координата по времени с ускорением? Запишите формулу. () |
Зачитать понятие второй производной (несколько раз) Производная от скорости по времени есть ускорение. Посмотрите внимательно на эти формулы, они пригодятся при решении физической задачи. Работу по учебнику закончили, приступаем к решению физической задачи. Следующий Учебный Элемент. Цель: ученик читает. |
|
УЭ–2 |
Цель: Применение найденных формул на практике.
Задача. (С/К)Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: и. В какой момент времени t0 скорости их равны, т. е. . Что дано, что найти, какие формулы будем использовать. Прикрепить на доску записанное дано. Дать решать 4 минуты, проверить по рядам, вывесить решение. После проверки поставьте С/К. Поставить оценку по критериям: Если ответы и решение совпадают, то «5», Если решение правильно, но в ответе арифметическая ошибка, то «4», Если две ошибки, то «3» Если три ошибки и более, давайте «2» не ставить, все же вы старались, решали, поставьте «3» |
Вопрос: Что может двигаться вместо точек?
Машина, человек, птица и тд. Катните машинки, давайте пройдем навстречу друг другу, замрите! Как вы думаете, вы двигаетесь? Да. Все в движении постоянно. ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ. Раз есть движение, значит, есть … (скорость – говорят ученики), с которой мы двигаемся, и … (ускорение). А найти мы их можем с помощью … (производной) Приложение 4 (у автора) Летит пуля, снаряд, удар клюшкой о шайбу, мчится поезд, ременная передача в тракторах, машинах Везде есть движение, есть закон, по которому двигается тело, скорость и ускорение. Итог: Какую проблему ставили? К чему пришли? И движение, и автомобиль связаны с производной. |
|
УЭ–3 |
Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме. |
Физкультминутка | |
УЭ–4 |
Цель: |
Оценки общие посчитайте
Рефлексия: Цели урока достигли? Нашли, где применяется производная Оценки получили? Пятерок сколько: поднимите руки, Четверок? Троек? |
|
У –5 |
ДЗ:
Самим составить задачу на применение производной в физике и технике |