Цель:
- Обучающая – практическим способом получить закон сообщающихся сосудов для однородной и неоднородной жидкости, применение закона в технике.
- Воспитательная – способствовать развитию культуры умственного труда, развитие чувства прекрасного.
- Развивающая – создать условия для развития исследовательских навыков; навыков общения и совместной деятельности.
На партах развернуты непромокаемые салфетки, на которых расположены корпус от шприца, стеклянная трубочка, резиновая трубка, лабораторный стакан (или мензурка) с водой.
У. Добрый день, ребята! Я сегодня перед вами выступаю в роли представителя туристической фирмы «На семи ветрах». Нам предстоит совершить виртуальное водное путешествие в Санкт-Петербург. Для этого проследуем по рекам Знаний, Умений и Навыков.
(1 слайд – реки) смотри Приложение 1. (Рисунок 1)
(2 слайд – чайник, фонтан, шлюз) Рисунок 2
Задание 1. Рассмотрите внимательно рисунок и объясните – по какому принципу я объединила данные объекты. (Все они связаны с водой)
Задание 2. Подумайте, на какое минимальное количество частей можно разделить эти объекты. (Две части)
Задание 3. Разделите мысленно эти объекты на 2 части. …. А теперь сравните с тем, как это выполнила я.
(3 слайд –деление чайника по носику)
Вопрос. Можно ли посчитать эти части отдельными сосудами? (нет) А если у носика герметично закрыть часть со стороны ситечка? (Да)
Вопрос. Как можно поступить дальше, чтобы эти 2 отдельных сосуда были соединены? (склеить)
Вопрос На что будет похожа склеенная часть, если место склеивания сильно растянуть?
(3 слайд – соединение между частями чайника) Рисунок 3
(На трубочку похоже)
У. Получается, что сосуды между собой сообщаются. Образуйте слово: «Сосуды какие?» (Сообщающиеся)
У. Сформулируйте тему урока. (Сообщающиеся сосуды)
(3 слайд – над объектами появляется надпись: «Сообщающиеся сосуды»)
У. На теплоходах разносят чай. Вам тоже принесут чай, но одним достанется чайник под №1, а кому-то под №2. Вопрос Кому достанется больше чая.
(4 слайд – чайники с разноуровневыми носиками) Рисунок 4
(В чайник №1 войдет воды больше, т.к. носик расположен выше, а из №2 вода будет выливаться через носик)
Вопрос Почему вода из №2 выливается через носик, а не поднимается выше в резервуар чайника? (Не может (возможно, дети совсем будут затрудняться с ответом или объяснять на бытовом уровне))
У. Как тогда сформулировать цель урока, если опираться на тему урока –
1) сообщающиеся сосуды,
2)поведение жидкости различное в разных чайниках,
3) с урока должны выносить научную терминологию.
(Объяснить поведение жидкости в сообщающихся сосудах с научной точки зрения)
У. Продолжительность урока ограничена, поэтому я предлагаю ответить всего лишь на 2 вопроса: Что? Как? (Вопросы записаны заранее на доске) Что – это объект исследования. Как – это то, что можно с ним выполнять.
Итак, что является объектом исследования сегодня на уроке? (Сообщающиеся сосуды)
У. На первый вопрос вы уже ответили. Остался №2. Все опыты по физике выполняют с помощью лабораторных моделей – это объекты, отражающие наиболее важные функции реального объекта. Как должна выглядеть модель сообщающихся сосудов? (Два, сосуда, которые между собой соединяются)
У. Перед вами расположена салфетка с некоторым набором предметов. Объясните, как с помощью предложенного набора получить сообщающиеся сосуды? (Соединить корпус от шприца и стеклянную трубочку при помощи резиновой трубки)
Задание. Соберите модель сообщающихся сосудов. Осторожно со стеклянными трубочками.
Вопрос. Как поступить дальше, чтобы исследовать поведение жидкости в сосудах? (Налить в широкий сосуд жидкость)
Результат: Сначала жидкость в сосудах двигалась, и уровень был различным. Как только жидкость остановилась, уровень жидкости в обоих сосудах стал одинаковым.
Вопрос: Как поступить с сосудами, чтобы смоделировать чайник №2 и №1? (сначала держать стеклянную трубочку и корпус от шприца на одном уровне, а потом один из них поднять выше или опустить.)
У. Проделайте описанный вами опыт.
Результат: Жидкость остановилась на одинаковом уровне.
(слайд 5 – вывод: в сообщающихся сосудах жидкость устанавливается на одном уровне) Рисунок 5
У. Сейчас у вас одинаковые сосуды. А изменится ли уровень жидкости, если взять сосуды разного диаметра и формы? (нет, иногда отвечают - да)
У. Давайте проверим на опыте, только у меня 1 лабораторный сосуд с различными формами сосудов, поэтому демонстрацию выполнит кто-нибудь один у доски. (Демонстрируют опыт)
Результат: уровень жидкости одинаков (линейку приложить для полной демонстрации)
У. Какие слова нужно добавить в имеющийся вывод, чтобы отразить полученный результат? (Добавить слова – сосуды разного диаметра и формы)
(слайд 6 – вывод: в сообщающихся сосудах различной формы и диаметра жидкость устанавливается на одном уровне) Рисунок 6
У. Так как жидкость находится в покое, то давление на нижнюю точку в жидкости в сосудах будет одинаковым, т. е. левое и правое колено сосуда создает одинаковое давление, поэтому жидкость устанавливается на одном уровне. От чего еще зависит давление покоящейся жидкости? (От плотности жидкости)
У. Как проделать дальнейший опыт, чтобы учесть плотность жидкости. (Заменить одну жидкость на другую. Долить к имеющейся жидкости другую)
У. Проделайте сначала первый опыт, а потом – второй. (Выполняют опыт с маслом)
Результат:
В 1 случае ничего не изменилось – уровень остался одинаковым.
Во 2 случае – уровень жидкости отличается. Выше расположено масло, как жидкость, имеющая малую плотность по сравнению с водой.
У. Что еще нужно добавить в имеющийся вывод? (В сообщающихся сосудах разной формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. В сосудах с различной жидкостью уровень отличается: выше располагается жидкость с меньшей плотностью, т.е. ее столб жидкости больше.)
(слайд 7 – вывод: в сообщающихся сосудах разной формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. В сосудах с различной жидкостью уровень отличается: выше располагается жидкость с меньшей плотностью, т.е. ее столб жидкости больше.) Рисунок 7
У. Мы с вами путешествуем по рекам, водохранилищам, а они имеют разный уровень. Как теплоход преодолеет разность в уровнях жидкости? (при помощи шлюзов)
У. Предлагаю вам самим поработать с магнитной доской и, как капитан и управляющий работой шлюзов, проплыть через преграду. (У доски 2 учащихся на магнитной доске демонстрируют работу шлюзов)
(слайд 8 – демонстрация реальной работы шлюзов) Рисунок 8
(слайд 9 – чайник, шлюз, фонтан.) Рисунок 9
У. Чайник понятен в роли сообщающихся сосудов, шлюзы тоже, а как фонтан поделить так, чтобы он стал сообщающимся сосудом? (Где-нибудь далеко и высоко поставить большой резервуар с водой. Высоко, чтобы получался напор воды)
У. Смоделируйте фонтан. А я вам покажу модель фонтана, выполненную одной из моих предыдущих учениц. (Дети выполняют работу с сообщающимися сосудами, располагая их выше или ниже)
У. Домашнее задание. Я предлагаю вам пофантазировать и дома создать еще более красивые фонтаны. А сейчас полюбуйтесь виртуальным видом фонтанов в Санкт – Петербурге и Швейцарии.
(слайд 10 – виды фонтанов, детская мелодия фонтанов) Рисунок 10
(слайд 11 – Вопросы для рефлексии: Рисунок 11
- На уроке я узнал новое…
- Сегодня я понял, как…
- Мне было трудно….
- Мне было легко…
У. Ребята, на память об уроке я хочу вручить вам пригласительные билеты в Санкт-Петербург. А внутри билета вы найдете краткий конспект урока по теме «Сообщающиеся сосуды». Спасибо за урок.
К уроку:
- Наборы на парту: непромокаемая салфетка, стеклянная трубка, корпус от шприца, резиновая трубочка, стакан с водой (или мензурка), стакан с маслом.
- Учителю – модель сообщающихся сосудов, модель для фонтана, масло, магнитную доску с оформленным видом шлюзов и кораблик.
- «Пригласительные билеты» с отпечатанным конспектом.
- Медиапроектор, компьютер, колонки, экран.
Презентация – Приложение 1, иллюстрации – Приложение 2.