Обобщающий урок по теме "Технология обработки текстовой информации"

Разделы: Информатика


Тема урока: «Составление электронного документа. Дополнительные возможности текстовых редакторов» 

Проект «Журналист» 

Краткая аннотация урока:

Класс, профиль: 9 класс, математический
Тема: Технология обработки текстовой информации
Тема урока: «Составление электронного документа. Дополнительные возможности текстовых редакторов»
Тип урока: обобщающий
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний о дополнительных возможностях текстовых редакторов, о правовых вопросах при работе с информацией и назначения Интернета
Формы организации работы детей: дискуссия, Интернет-урок, проектная работа
Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, проблемный урок, метод проектов.
Технические условия: компьютерный класс; подключение к Интернет; ПО: Windows XP, Office 2003, Windows Movie Maker; Internet; Adobe PhotoShop CS; программы пакета MS Office,
Используемое оборудование: компьютерный класс; проектор; web-страница (http://sch867.edusite.ru/urokG/index.htm) со списком ЦОРов; на доске: тема и цели урока, домашнее задание

План проведения урока:

  1. Организационный момент
  2. Домашнее задание
  3. Постановка задачи урока. Обсуждения проблематики, связанных с правовыми аспектами работы с информацией и современными возможностями компьютерных и программных технологий
  4. Верстка печатного издания
  5. Пресс-конференция с презентацией
  6. Подведение итогов. Анализ результатов. Рефлексия учащихся 

Ход урока: 

1. Организационная часть. (3 минут)

Приветствие. Сообщение целей и задач урока.

Вступительное слово учителя: На предыдущих уроках мы ознакомились с программами редактирования текстовой информации – редакторы MS Office Word и Publisher.

2. Домашнее задание. Повторение. (7 минут)

3. Постановка задачи урока. Обсуждения проблематики, связанных с правовыми аспектами работы с информацией и современными возможностями компьютерных и программных технологий (10 минут)

Ресурсы Единой коллекции ЦОР:

Сегодня мы обобщим полученные знания, для этого мы проведем не обычный урок, а урок - дискуссию.Результатом дискуссии будет газета.

А дискуссия у нас будет на достаточно оригинальную тему – «Правовые аспекты при работе с Интернетом».

Ребята, а что такое Интернет? Для чего он нам нужен? Что можем мы найти «там» для личных нужд? для домашних работ? для саморазвития? для личной выгоды?

Ученики: делятся своим личным опытом в работе с Интернетом. Перечисляют возможные проблемы, в том числе о возможности выхода из строя компьютера и программ.

Согласно статье 273 УК «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» Интернет является основным ресурсом распространения такого рода программ. Вы с этим согласны?

Ученики: перечисляют виды вредоносных программ, дискуссируют на тему согласия или нет, основываясь на технические аспекты и человеческие факторы, с примерами из СМИ

(хакерство, вирусы, терроризм, Интернет-атака, мошенничество…)

Какие причины этому могут быть?

Ученики: перечисляют с примерами: преступные цели, с нарушением правовых аспектов относительно вредоносных программ; пренебрежение авторскими правами; и нарушение понятия защиты информации.

Согласно закону о правовой охране программ для ЭВМ в Интернете практически можно говорить о шатком положении авторских прав. Что же является законным? Как поступать в случае, если необходима информация для личного использования и для, например, финансовой выгоды? Как быть с использованием и скачиванием программ?

Ученики: дискутируют о том когда можно использовать чей –то материал, в каком виде нужно проинформировать автора и как грамотно прописывать список «используемого материала»; дискуссия на каком уровне в нашей стране распространение программ и т.п.

У нас есть еще закон – закон об информатизации и защите информации, в котором идет речь об гарантии неприкосновенности личной информации, а также об ответственности за объемы и качество информационных потоков. Согласны ли вы с тем что сегодня нет гарантии в получении достоверной информации в Интернете, а также объемы информации иногда вредят здоровью человека?

Ученики: говорят о том что объемы информации в Интернете не лимитируются и не подвергаются цензуре, дискутируют о том что нужны ли вообще лимит и цензура в Интернете.

У нас с вами развернулась нешуточная дискуссия – практически «слушание дела об Интернете». Давайте попробуем дискутировать предметно – предлагаю разбиться на две команды и рассмотреть Интернет с двух сторон: «Интернет – это лазейка для правонарушителей и перегрузка пользователей информационными атаками» и «Интернет – современное СМИ и служба помощи человеку».

Ресурсы Единой коллекции ЦОР:

Каждой рабочей группе нужно будет подготовить статьи, провести опрос, сверстать газету, подготовить выступление - "защита". Как вы думаете, в какой форме можно представить информацию, собранную по данному вопросу и в каком редакторе лучше подготовить презентацию?

Учащиеся: В текстовом редакторе MS Word. Презентация - в форме слайдов презентации, сопровождающих доклад; рассказывают преимущества и возможности редакторов для тех или иных целей.

Для достижения итога своей работы, вы должны мобилизовать все свои знания и умения, приобретенные на предыдущих уроках. Ваша задача - предварительно проанализировать собранную информацию, выделить в ней главное. Газеты заработает очки (учащиеся на предоставленной web-страничке могут ознакомиться с критериями оценивания работ своей и оппонентов). Учитывается содержание, дизайн презентации, а также, на сколько рационально использовалось данное программное обеспечение. В качестве экспертов выступают сами ученики и учитель. Желаю вам успехов!

Учитель на доске прописывает и еще раз вкратце проговаривает план работы:

  1. разделиться на команды
  2. провести редакционное собрание (распределить обязанности, обговорить план работы)
  3. верстка печатного издания
  4. пресс-конференция с презентацией
  5. подведение итогов

4. Верстка печатного издания (50 минут)

Ресурсы Единой коллекции ЦОР:

  • (в начале работы можно ознакомиться со статьей «О компьютерных профессиях (N 120734)».( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/25a92fd1-ca80-4c8a-a13e-542aad4f563c/1998_09_074_inf.djvu))

Верстка печатного издания проводится в основной части урока. Каждое издательство выпускает свою печатную продукцию с использованием современных компьютерных технологий, изученных на предыдущих уроках, в том числе web-страница с полезными ссылками и планом урока, подготовленной учителем к уроку.

В течении 2-х уроков члены рабочей группы совещаются, делятся своими мнениями, изучает литературу, делает опрос учеников и старшего поколения, обрабатывают и готовят его к публикации, готовятся к выступлению, настраивают к показу презентацию. Учитывается выступление, содержание, дизайн издания, а также, на сколько рационально использовалось данное программное обеспечение.

Ученики во время урока работают в web-страницей созданной преподавателем. На этой страничке представлена тема урока, форма урока, проблематика вопроса. На страничке представлены ссылки на полезные и интересные сайты.

В каждой команде есть распределение обязанностей:

Задачи главного редактора: провести организационное собрание (распределить обязанности, выбор дизайна публикации), проконсультировать участников рабочей группы во время работы, организовать обсуждение защиты своей презентации; главный редактор имеет решающий голос при определении тематики и содержания статей на редакционном совете.

Задачи журналистов: собрать материал по данной теме (поиск в Интернете), провести опрос по самостоятельно выбранным вопросам (по теме), вводят текст статей, оформляют и распечатывают их, продемонстрировать капитану готовый материал; имеют совещательный голос на редакционном совете.

Задачи художника: оформителя: подбирает иллюстрации или самостоятельно выполняет рисунки на компьютере для оформления статей; имеют совещательный голос на редакционном совете.

5. Пресс-конференция с презентацией (10 минут)

Редакторы каждого издательства представляют свои издания и рассказывают о проблемах, которые им приходилось решать в процессе создания. Отвечают на вопросы присутствующих. Они готовят свое выступление с помощью презентаций. Каждой команде нужно будет подготовить выступление - "защита".

6. Подведение итогов. Анализ результатов. Рефлексия учащихся (10 минут)

Оценка проектов по опросному листу (он составлен в редакторе MS Excel – для удобства подсчетов очков): суммарный бал рассчитывается как средний из самооценки, оценки команды-оппонентов и оценки учителя.

  max кол-во баллов Оценка оппонентов Самооценка Оценка учителя
Оптимальное кол-во страниц (min количество – 2 страницы) 10      
Использование дополнительных эффектов Word 10      
Использование эффектов публицистики в оформлении 10      
Вставка графиков и таблиц 5      
Выводы, обоснованные с научной точки зрения /основанные на данных 10      
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 5      
Графики 5      
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10      
Статьи представлены в логической последовательности 5      
Красивое оформление газеты 10      
Слаженность работы команды 10      
Выступление (презентация) работы 10      
Результирующий (средний) балл/оценка (по 5-ти бальной системе) из 100      

Рефлексия учащихся:

Сдается учащимися либо после урока, либо на следующий день, либо на электронную почту учителя.

  1. Что вы ожидали от работы над проектом? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?
  3. Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?
  4. Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время учебы. Как вы их преодолевали?
  5. Вы познакомились с работой своих оппонентов. Показалась ли она вам наиболее содержательной, значимой, оригинальной?

Ресурсы Интернета (дополнительный материал для статей):

  1. Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
    «Дополнительные возможности текстовых процессоров (N 119099)»
    «Кроссворд по теме: "Текстовая информация и компьютер" (N 119084)”
    «Что такое Интернет (N 119328)»
    «Информационные преступления и информационная безопасность (N 125862)»
    «ИКТ в современном мире (N 118942)»
    «Текстовые редакторы: назначение, классификация (N 118496)»
    «О компьютерных профессиях (N 120734)».
  2. http://www.fid.ru/lib/person.php - Статьи по теме: Интернет и Личность
  3. http://www.nethistory.ru/ - История Интернета в России (хронология, исторические беседы, книги и статьи)
  4. http://ru.arf.ru/ - История Интернета в России (хронология, свидетельства)
  5. http://www.fid.ru/projects/school/ - Проект «Интернет глазами школьника»
  6. http://www.fid.ru/museum/ - В Музее Истории Интернет
  7. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/33.htm - Информационное общество
  8. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/34.htm - Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и данных. Защита информации
  9. http://www.klyaksa.net/htm/rules.htm - Правила сайта www.klyaksa.net
  10. http://infdefence1383.narod.ru/ - сайт Информационная безопасность
  11. http://virusezz.narod.ru/ - сайт Компьютерные вирусы. Что это такое и как с этим бороться?
  12. http://www.info-guard.narod.ru/ - сайт Защита информации в компьютере
  13. Видеосюжеты (Новости НТВ):
    "Город Давида ждет гостей в Интернете" (http://news.ntv.ru/135452)
    "Опасности Всемирной паутины" (http://news.ntv.ru/133631)
    "Анонимности в Сети пришел конец" (http://news.ntv.ru/139820)
    "Блогера осудили за комментарий в ЖЖ" ( http://news.ntv.ru/135610)
    "Искушение тайной" (http://news.ntv.ru/itogi/133536)

Используемая литература:

  1. Образовательный стандарт
  2. Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д.Угринович
  3. Письмо департамента образования и науки от 13.08.2003 №2015 «О введении метода проектов в практику образовательных учреждений»
  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 класов. Углубленный курс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
  5. Н. Угринович Информатика и информационные технологии10-11 кл. Бином. Лаборатория знаний, Москва 2002 г.
  6. Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова Практикум по информатике и информационным технологиям. Лаборатория базовых знаний, Москва 2002 г.