Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе практической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г.
Задачи:
- Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества;
- Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся в сюжетном рассказе о событиях 14 декабря ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению причин противоречивых действий декабристов;
- Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности;
Оборудование:
- Буганов В.И. История России, конец 17-19 век: учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-ое изд.- М.: Просвещение, 2002 – 147с.;
- CD-диск «Восстание декабристов»;
- Исторический текст для работы с пометками;
- Карточка с таблицей «Знаю – Узнал»;
- Карточка 4 «Незаконченные предложения»;
- Литературный стенд «Декабристы».
Тип урока: изучение нового материала
Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Важнейшие даты: 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади.
Основные понятия: восстание, диктатор.
Персоналии: С.П.Трубецкой; К.Ф.Рылеев; П.Г.Каховский; бр. Бестужевы; А.И.Якубович; Николай I и др.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день ребята, уважаемые гости.
Нам предстоит вспомнить одну из самых интересных, удивительных тем в курсе истории России 19 века « Восстание декабристов», которую мы изучали в 8 классе.
Сегодня на уроке вы прослушаете небольшую вводную лекцию, увидим интересный демонстрационный материал.
Вам предстоит выполнить самостоятельную работу с целью углубленного изучения темы, а также применить полученные знания в выполнении контрольных заданий.
Поэтому я прошу вас внимательно меня слушать, стараться запомнить ключевые моменты, чтобы мы вместе с вами ответили на вопросы, волнующие всех и хорошо выполнили задания.
Желаю удачи!
– Тема урока: «Один день на Сенатской площади – и целая жизнь» (слайд 1 – Приложение 1).
– 181 год назад, 14 декабря 1825 года, была сделана отважная, отчаянная попытка изменить ход российской истории.
– Почему образованные, обеспеченные, молодые офицеры вышли на Сенатскую площадь?
– Итак, начинаем работать.
II. Изучение нового материала
– 14 декабря 1825 года раннее утро сменилось пасмурным днём, в этот день должна была происходить присяга новому императору Николаю I (слайд 2). Этим решили воспользоваться офицеры – члены Северного и Южного обществ.
Накануне восстания на бурном собрании на квартире Рылеева был утверждён окончательный план действий. Диктатором был выбран полковник князь Трубецкой С.П. (слайд 3).
Командование войсками при взятии Зимнего дворца поручено было капитану Якубовичу А. И. Захватить, Петропавловскую крепость поручено полковнику Булатову А. М., пушки которой держали под прицелом весь центр города. Третий полк должен был выйти к Сенату и помешать сенаторам, присягать новому монарху, заставить их подписать Манифест к русскому народу, объявляющий об отмене самодержавия и крепостного права, введении льгот солдатам и свободы слова, ликвидация военных поселений (лист 5).
Документ из «Манифеста к русскому народу» Приложение 3.
План занятия Зимнего и Сената сорвался. Не явился на площадь руководитель восстания Трубецкой. Выбрали нового диктатора – Оболенского, но действовать было уже поздно. Сенаторы присягнули царю, и здание Сената опустело.
Только около 11 часов дня, на Сенатскую площадь 30 офицеров - декабристов смогли вывести 3тысячи солдат, построенные вокруг памятника Петру I, по принципу «каре» (слайд 4-5).
Остальная часть гарнизона присягнула Николаю. Генерал – губернатор Петербурга М.А. Милорадович пытался уговорить восставших, но Каховский выстрелом из пистолета убил его (слайд 6).
Лишь в сумерках, в 5 часу, Николай решился применить против мятежного каре артиллерию. Расчёт декабристов на то, что свои не будут стрелять в своих не подтвердился.
Среди причин поражения декабристов главной называют ту, которую А. И. Герцен определил так: «на площади не хватало народа», «для народа, но без народа».
Северное и Южное общество вели пропаганду только в армии. Они пытались повести народ, к справедливому общественному устройству не спрашивая желания народа.
Третьего января 1826 г. восставший Черниговский полк на юге был разбит. А руководитель Муравьёв – Апостол арестован.
13 июля 1826 года 5 декабристов – казнены (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский) (слайд 7).
Свыше 100 лучших образованнейших людей России были сосланы на 20 – 30 –летнюю каторгу в Сибирь, отправлены солдатами на Кавказ.
Постоянно напоминали стране об осуждённых жёны и сёстры декабристов, особенно те, что отправились за ними в ссылку. М. Н. Волконская, А. Г. Муравьёва, Е. П. Нарышкина (слайд 8). Одоевский написал стихи, посвящённые Волконской.
«И узникам, с улыбкой утешенья,
Любовь и мир душевный принесли..»
– Ребята, а вы не помните, как называется фильм, посвящённый жёнам декабристов? («Звезда пленительного счастья»)
I этап «Вызов»
Декабристы… Люди, которые возглавили в эпоху самодержавия движения против царизма.
– Ребята, кто такие декабристы?
(Молодые офицеры, дворянского происхождения, смелые не побоялись выступить против самодержавия, думали о благе народа….) (2 человека по 1 минуте).
– Сейчас вы будете работать самостоятельно. Перед вами таблица (лист 1), но мы будем заполнять, только первую колонку. Запишите, пожалуйста, всё, что вы знаете о декабристах. При заполнении можете сокращать слова. Вторую колонку вы будете заполнять позже – (2 человека по 3 минуты).
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
II этап «Чтение с пометками»
(учащимся раздаются индивидуальные распечатки текста)
– Ребята в течение 5 мин. Вы работаете самостоятельно с текстом (лист 2), в котором делаете пометки. V- знаю; + - это для меня новое, ? – хочу узнать.
– Следующее задание вновь будет связано со второй и третьей частями нашей таблицы. С опорой на текст вы их заполняете. Вам даётся для этой работы 3 минуты.
– Достаточно.
– Ребята, что нового вы узнали о декабристах (спросить 2 человека по 1 минуте).
III этап «Осмысление»
игра «Реставрация»
14 дек. 1825г. – вос. дек. на С. пл.
Д. б. происх. прис. имп. Н I.
- Дек. хот. заст. Сен. подпис. «Ман. к рус. нар.»
- Вос. потер. пораж. Рук. не приш. на С. пл.
- Гл. прич. пораж. Герцен назв. «На пл. не хват. нар.»
- Прав. Н I наз. дек. «мят.» и «бунт.».
Но дек. б. пол. – пол. трезвомыс., они вид., к чему вед. стр. самодер
– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки (лист 3), это наш опорный текст для игры «Реставрация».
– Те, кто восстановит текст, расширит его, сделает более литературным – получит 5.
– А те, кто только восстановит – 4.
– Если просто расшифровать первое предложение, то получится «14 декабря 1825 года – восстание декабристов на Сенатской площади». Но нам нужно попытаться увеличить текст. Эту мысль можно сформулировать следующим образом «14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов на Сенатской площади». У каждого может получиться свой вариант. Ответ записывайте на карточке. Для этой работы даётся 5 минут (прослушать ответы двух учащихся и выбрать их в ассистенты, которые будут помогать проверять карточки)
III. Закрепление
IV этап «Рефлексия»
(используется методика незаконченного предложения)
Используя метод незаконченного предложения (лист 4), вы в парах обменяетесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке и закончить предложения. Вам даётся для этой работы – 2 минуты (спросить 3 человека – 2 минуты).
Каждому ученику подготовлена индивидуальная карточка
Карточка
- Сегодня на уроке мне удалось ……………………………
- Самым интересным для меня на уроке было…………..
- Для России декабристы……………………………………
Дать слово ассистентам – анализ работы и оценки.
– Ребята, во имя чего декабристы пожертвовали своими жизнями?
Вывод: Поговорив с возвратившимися из ссылки декабристами, государственный деятель П. А. Вяземский записал: «У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15». Молодые, обеспеченные, образованные - 14 декабря поставили на карту своё положение и жизнь, и проиграли схватку с Зимним дворцом, но выиграли нравственное сражение. До конца своей жизни основная часть декабристов не изменила своих убеждений. А Николай I осудив их, впоследствии стал проводить политику, намеченную декабристами. Восстание оказало влияние на формирование и развитие революционного движения в России (слайд 9).
Домашнее задание
Учебник В.И. Буганов – П.Н. Зырянов, § 59, вопросы 3-6, индивидуальное задание из графы «хочу узнать».
– Ребята, я благодарю вас за работу на уроке.
Литература для учителя:
- Серов Б.Н., Лескинен М.В.. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIXвека (10 класс);
- Бурдей Г.Д. История России XIX;
Литература для учащихся:
- Школьная энциклопедия. История России 18-19 век: М.: «ОЛМА- Пресс Образования», 2003.;
- Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни.// В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.;
- www.wikipedia.ru