Интегрированный элективный курс "Роль веществ в организме человека"

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Программа интегрированного элективного курса «Роль веществ в организме человека» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса, на базовом уровне с ориентацией на естественно – научный профиль в общеобразовательных учреждениях, стоящих перед проблемой выбора профиля. Программа курса включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах курса биологии.

Курс ориентирован на интеграцию знаний по химии и биологии. Интеграция данного курса позволит учащимся лучше понять особенности живого организма, оценить их, приобрести знания необходимые современному человеку.

Содержание курса по выбору состоит из разнообразных видов деятельности учащихся: активного слушания лекции, выполнение практических работ и экскурсии.

Основной целью курса является: профориентация учащихся, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения в старших классах. Развить интерес к изучению предметов: химии, биологии, разделов медицины.

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся о роли веществ в организме человека и тем самым показать взаимосвязь химии и биологии;
  • выявить интересы, склонности, способности учащихся;
  • создать условия для получения ими практического опыта в различных сферах деятельности;
  • создать условия для развития познавательных интересов; 

Основное содержание учебного материала.

Введение (1 ч) Ознакомление с содержанием курса «Роль веществ в организме человека».

Раздел 2. Микроэлементы - 3 часа

Занятие 1. Йод. История открытия йода. Содержание йода в тканях, щитовидке. Недостаток йода. Йодированная соль и йодказеин. Значение и роль йода. Йодная профилактика -1 час.

Практическая работа - Экстракция йода - 1

Занятие 2. Цинк и медь. Содержание цинка в эндокринных железах, а также в мужских половых железах. Пути поступления цинка, значение цинка и меди в организме человека - 1 час.

Раздел 3 Макроэлементы - 3 часа

Занятие 3. Кальций, фосфор и натрий Содержание кальция, фосфора и натрия в организмах. Фосфор составная часть костной ткани. Функция и роль фосфора в организме человека 1 час.

Занятие 4. Железо и магний Участие железа в образовании биологически активных соединений – гемоглобина. Содержание железы в тканях глазного

хрусталика, роговицы, печени, селезенки - 1 час.

Практическая работа - Изучение свойства железы и его соединений - 1 час.

Раздел 4 Молекулярный состав организма - 2 часа

Занятие 5. Вода в организме человека. Химические и физические свойства воды. Вода в организме человека и животных. Содержание воды в тканях и органах человека. Функции воды. Жажда 1 час.

Практическая работа -Устранение жесткости воды -1 час.

Раздел 5. Биологически активные соединения - 2 часа

Занятие 6. Витамины как основа жизни. Классификация и номенклатура витаминов. История открытия витаминов. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции - 1 час.

Практическая работа - Обнаружение витаминов - 1 час.

Итоговая контрольная работа - 1 час.

Экскурсия -1час.

Требования к результатам обучения 

В результате изучение интегрированного элективного курса «Роль веществ в организме человека» учащиеся должны:

Знать:

  • значение микроэлементов для живого организма;
  • значение макроэлементов для живого организма;
  • значение воды и витаминов в организме человека;
  • иметь представление о витаминах.

Уметь:

  • используя теоретические знания, осуществлять практические работы;
  • давать аргументированную оценку новой информации в области естественных наук;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект.

В таблице 1 представлен тематический план элективного курса.

Таблица 1

 

Тематический план интегрированного элективного курса «Роль веществ в организме человека »

 № Раздел Тема.  Количество часов
1 Введение Введение 1
2 Микроэлементы Йод 2
    Цинк и медь 1
3 Макроэлементы Кальций, фосфор и натрий 1
    Железо и магний 2
4 Молекулярный состав организма Вода в организме человека 2
5 Биологически активные соединения Витамины как основа жизни. 2
    Экскурсия. 1
6 Итоговая контрольная работа   1
  Итого.   13

Рекомендуемая литература:

  1. Афонькин С.Ю. Анатомия человека –СПб.:БКК, 2007.
  2. Верзейм Д. Окслейд К. Химия школьный иллюстрированный справочник. - М.: Росмэн, 1995.
  3. Рябинина И.В. Происхождение жизни. СПб.: «БКК», 2007.
  4. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.: Олма – пресс, 2004.
  5. Никитин Д.П. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1986.
  6. Верзейм Д. Окслейд К. Химия школьный иллюстрированный справочник. - М.: Росмэн, 1995.