Пояснительная записка.
Программа интегрированного элективного курса «Роль веществ в организме человека» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса, на базовом уровне с ориентацией на естественно – научный профиль в общеобразовательных учреждениях, стоящих перед проблемой выбора профиля. Программа курса включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах курса биологии.
Курс ориентирован на интеграцию знаний по химии и биологии. Интеграция данного курса позволит учащимся лучше понять особенности живого организма, оценить их, приобрести знания необходимые современному человеку.
Содержание курса по выбору состоит из разнообразных видов деятельности учащихся: активного слушания лекции, выполнение практических работ и экскурсии.
Основной целью курса является: профориентация учащихся, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения в старших классах. Развить интерес к изучению предметов: химии, биологии, разделов медицины.
Задачи курса:
- расширить знания учащихся о роли веществ в организме человека и тем самым показать взаимосвязь химии и биологии;
- выявить интересы, склонности, способности учащихся;
- создать условия для получения ими практического опыта в различных сферах деятельности;
- создать условия для развития познавательных интересов;
Основное содержание учебного материала.
Введение (1 ч) Ознакомление с содержанием курса «Роль веществ в организме человека».
Раздел 2. Микроэлементы - 3 часа
Занятие 1. Йод. История открытия йода. Содержание йода в тканях, щитовидке. Недостаток йода. Йодированная соль и йодказеин. Значение и роль йода. Йодная профилактика -1 час.
Практическая работа - Экстракция йода - 1
Занятие 2. Цинк и медь. Содержание цинка в эндокринных железах, а также в мужских половых железах. Пути поступления цинка, значение цинка и меди в организме человека - 1 час.
Раздел 3 Макроэлементы - 3 часа
Занятие 3. Кальций, фосфор и натрий Содержание кальция, фосфора и натрия в организмах. Фосфор составная часть костной ткани. Функция и роль фосфора в организме человека 1 час.
Занятие 4. Железо и магний Участие железа в образовании биологически активных соединений – гемоглобина. Содержание железы в тканях глазного
хрусталика, роговицы, печени, селезенки - 1 час.
Практическая работа - Изучение свойства железы и его соединений - 1 час.
Раздел 4 Молекулярный состав организма - 2 часа
Занятие 5. Вода в организме человека. Химические и физические свойства воды. Вода в организме человека и животных. Содержание воды в тканях и органах человека. Функции воды. Жажда 1 час.
Практическая работа -Устранение жесткости воды -1 час.
Раздел 5. Биологически активные соединения - 2 часа
Занятие 6. Витамины как основа жизни. Классификация и номенклатура витаминов. История открытия витаминов. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции - 1 час.
Практическая работа - Обнаружение витаминов - 1 час.
Итоговая контрольная работа - 1 час.
Экскурсия -1час.
Требования к результатам обучения
В результате изучение интегрированного элективного курса «Роль веществ в организме человека» учащиеся должны:
Знать:
- значение микроэлементов для живого организма;
- значение макроэлементов для живого организма;
- значение воды и витаминов в организме человека;
- иметь представление о витаминах.
Уметь:
- используя теоретические знания, осуществлять практические работы;
- давать аргументированную оценку новой информации в области естественных наук;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект.
В таблице 1 представлен тематический план элективного курса.
Таблица 1
Тематический план интегрированного элективного курса «Роль веществ в организме человека »
№ | Раздел | Тема. | Количество часов |
1 | Введение | Введение | 1 |
2 | Микроэлементы | Йод | 2 |
Цинк и медь | 1 | ||
3 | Макроэлементы | Кальций, фосфор и натрий | 1 |
Железо и магний | 2 | ||
4 | Молекулярный состав организма | Вода в организме человека | 2 |
5 | Биологически активные соединения | Витамины как основа жизни. | 2 |
Экскурсия. | 1 | ||
6 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Итого. | 13 |
Рекомендуемая литература:
- Афонькин С.Ю. Анатомия человека –СПб.:БКК, 2007.
- Верзейм Д. Окслейд К. Химия школьный иллюстрированный справочник. - М.: Росмэн, 1995.
- Рябинина И.В. Происхождение жизни. СПб.: «БКК», 2007.
- Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.: Олма – пресс, 2004.
- Никитин Д.П. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1986.
- Верзейм Д. Окслейд К. Химия школьный иллюстрированный справочник. - М.: Росмэн, 1995.