Интегрированный урок (окружающий мир + рисование) по теме "В гости к зиме"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

Организация класса.

Изучение нового материала.

Сообщение темы урока.

- У нас сегодня в гостях этот замечательный снеговик. (на доске снеговик с конвертом в руках). У него в руках конверт, а в нём загадки, отгадав которые мы узнаем тему урока. (дети по одному выходят, достают загадки и читают)

На всех садится,
Никого не боится. (снежинка)

Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно всё сошло. (снег)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (лёд)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (метель)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

- Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе.

Беседа по картинам.

- Какое сейчас время года? Месяц?

Назовите зимние месяцы.

- Многие художники в своём творчестве обращались к теме зимы. Вот несколько репродукций известных художников. (взять любые известные репродукции с изображением зимы)

- Обратите внимание, какой цвет преобладает в каждой картине? Почему?

Какие краски использует художник, чтобы изобразить небо.

- Яркий цвет неба, чувство солнца в картине говорят нам о морозном дне, хрустящем снежке, о хорошем настроении.

- Тяжелые, мрачные тучи создают настроение тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или просто густого снегопада.

- Какие ещё особенности зимней природы запечатлели художники?

Беседа о зимних явлениях природы.

- Какое явление природы бывает только зимой? Послушайте загадку..

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много - много звездочек -
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло. (снегопад)

(звучит музыка П.И.Чайковского из цикла "Времена года" или просто красивая мелодия)

- (на фоне музыки) Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой!

Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

- Кто из вас знает, как образуются снежинки?

- Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.

Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.

- А почему хрустит снег под ногами?

- Это ломаются лучики и звездочки у снежинок.

- Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга)

Физминутка.

(Под музыку снежинок)

Рисование морозного узора на стекле.

- Есть ещё одно замечательное, удивительное зимнее явление. Отгадайте загадку:

Вырос лес - белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (морозный узор)

- Как вы думаете, как образуется морозный узор на окне?

- Рисунок образуется из маленьких капелек замерзшей воды, а рисовать морозу помогают частички пыли и царапинки на стекле, невидимые глазу.

- Кто наблюдал это явление?

- вот сейчас вы проявите свою фантазию, побудете некоторое время Морозами. Узор, как правило, растительный, т.е. с изображением листьев, деревьев, покрытых инеем и т.д.

(объяснение и показ способа выцарапывание на восковой бумаге)

- Наступила ночь, и Мороз принялся за работу. (звучит музыка)

По окончании показ работ.

Беседа о жизни животных зимой.

- А сейчас мы поговорим с вами о том, как живут зимой дикие животные.

(чтение стихов детьми по очереди)

Под березкой на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.

Белка спряталась в дупло -
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.

- Как животные приспосабливаются к холодным, заснеженным зимам?

- Какие птицы не улетают в теплые страны? Чем они здесь питаются? Как укрываются от вьюг и морозов?

- Корма на деревьях в течение зимы становится всё меньше и меньше, трудно выживать пичугам. Что мы должны делать, чтобы им помочь?

(ученик читает стих. "Покормите птиц зимой" А.Яшина или другое подобное стих-е)

- К чему призывает поэт?

Письма африканскому другу.

- Если для животных зима - это тяжёлое испытание, то что зима для людей и, в частности, для вас, детей? (катание на санках, лыжах, коньках,:, зима -это Новый год)

- Но не везде Новый год встречают со снегом и вокруг ёлки. Есть страны, где никогда не было снега, и они не знают, что такое зима по-русски. Вы писали письма незнакомым друзьям из Африки и объясняли, что такое зима у нас, в России.

Лучшие из них мы сегодня услышим. (зачитываются письма детей)

Итог урока.

- Итак, что такое зима? (учитель бросает мяч ученикам по очереди с этим вопросом, дети бросают обратно, отвечая на вопрос)

Зима - это мороз, снег, узоры на стекле, игры в снежки:.

- Молодцы! Работали очень хорошо, активно. Нарисовали замечательные узоры на окне. Урок окончен.