Ход урока
Организация класса.
Изучение нового материала.
Сообщение темы урока.
- У нас сегодня в гостях этот замечательный снеговик. (на доске снеговик с конвертом в руках). У него в руках конверт, а в нём загадки, отгадав которые мы узнаем тему урока. (дети по одному выходят, достают загадки и читают)
На всех садится,
Никого не боится. (снежинка)Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно всё сошло. (снег)Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (лёд)Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (метель)Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
- Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе.
Беседа по картинам.
- Какое сейчас время года? Месяц?
Назовите зимние месяцы.
- Многие художники в своём творчестве обращались к теме зимы. Вот несколько репродукций известных художников. (взять любые известные репродукции с изображением зимы)
- Обратите внимание, какой цвет преобладает в каждой картине? Почему?
Какие краски использует художник, чтобы изобразить небо.
- Яркий цвет неба, чувство солнца в картине говорят нам о морозном дне, хрустящем снежке, о хорошем настроении.
- Тяжелые, мрачные тучи создают настроение тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или просто густого снегопада.
- Какие ещё особенности зимней природы запечатлели художники?
Беседа о зимних явлениях природы.
- Какое явление природы бывает только зимой? Послушайте загадку..
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много - много звездочек -
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло. (снегопад)
(звучит музыка П.И.Чайковского из цикла "Времена года" или просто красивая мелодия)
- (на фоне музыки) Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой!
Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
- Кто из вас знает, как образуются снежинки?
- Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.
Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.
- А почему хрустит снег под ногами?
- Это ломаются лучики и звездочки у снежинок.
- Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга)
Физминутка.
(Под музыку снежинок)
Рисование морозного узора на стекле.
- Есть ещё одно замечательное, удивительное зимнее явление. Отгадайте загадку:
Вырос лес - белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (морозный узор)
- Как вы думаете, как образуется морозный узор на окне?
- Рисунок образуется из маленьких капелек замерзшей воды, а рисовать морозу помогают частички пыли и царапинки на стекле, невидимые глазу.
- Кто наблюдал это явление?
- вот сейчас вы проявите свою фантазию, побудете некоторое время Морозами. Узор, как правило, растительный, т.е. с изображением листьев, деревьев, покрытых инеем и т.д.
(объяснение и показ способа выцарапывание на восковой бумаге)
- Наступила ночь, и Мороз принялся за работу. (звучит музыка)
По окончании показ работ.
Беседа о жизни животных зимой.
- А сейчас мы поговорим с вами о том, как живут зимой дикие животные.
(чтение стихов детьми по очереди)
Под березкой на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.Белка спряталась в дупло -
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
- Как животные приспосабливаются к холодным, заснеженным зимам?
- Какие птицы не улетают в теплые страны? Чем они здесь питаются? Как укрываются от вьюг и морозов?
- Корма на деревьях в течение зимы становится всё меньше и меньше, трудно выживать пичугам. Что мы должны делать, чтобы им помочь?
(ученик читает стих. "Покормите птиц зимой" А.Яшина или другое подобное стих-е)
- К чему призывает поэт?
Письма африканскому другу.
- Если для животных зима - это тяжёлое испытание, то что зима для людей и, в частности, для вас, детей? (катание на санках, лыжах, коньках,:, зима -это Новый год)
- Но не везде Новый год встречают со снегом и вокруг ёлки. Есть страны, где никогда не было снега, и они не знают, что такое зима по-русски. Вы писали письма незнакомым друзьям из Африки и объясняли, что такое зима у нас, в России.
Лучшие из них мы сегодня услышим. (зачитываются письма детей)
Итог урока.
- Итак, что такое зима? (учитель бросает мяч ученикам по очереди с этим вопросом, дети бросают обратно, отвечая на вопрос)
Зима - это мороз, снег, узоры на стекле, игры в снежки:.
- Молодцы! Работали очень хорошо, активно. Нарисовали замечательные узоры на окне. Урок окончен.