Предлагаемый урок русского языка в 6 классе «Имя числительное» является завершающим в теме (10 часов), построен на местном краеведческом материале и предполагает обучающую работу с толковыми словарями.
Целью урока является:
- обобщение, закрепление и приведение в систему знаний, умений, навыков по теме «Имя числительное»;
- работа над употреблением числительных в устной и письменной речи;
- развитие познавательного интереса к своему родному городу.
Оборудование: толковые словари Даля В.А., Ожегова С.И., современный толковый словарь русского языка, толковый словарь школьника.
Ход урока
I. Определение цели и задач урока.
1. Вступительное слово учителя: «Мы закончили изучение темы «Имя числительное». И сегодня на уроке вы должны вспомнить, повторить всё, что узнали об этой части речи, поработать над употреблением числительных в речи. На этом уроке каждый узнает что-то новое для себя о нашем городе».
2. Запись числа и темы урока. |
|
|
|
Запись на доске и в тетрадях. |
3. Беседа с классом по вопросам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Научный, официально-деловой. |
|
|
|
|
Математика, физика, химия, биология, география, история. |
|
|
|
|
Нет (привести примеры). |
II. Проверка домашнего задания.
Зачитать две работы: рассказ на тему «Дом, в котором я живу».
(Обратить внимание на роль числительных).
III. Обобщение темы на основе местного краеведческого материала.
Мы начали экскурсию по городу, и начали ее с ваших родных мест. |
|
|
|
Из словаря С.И.Ожегова: |
|
|
|
|
Экскурсия – коллективная поездка куда-либо или посещение чего-либо с определенной целью. |
|
|
|
|
Экскурсант – участник экскурсии. |
|
|
|
|
Экскурсовод – руководитель экскурсии. |
1. Работа с толковым словарём: найти ответы в толковых словарях и записать в тетрадь.
2. Сегодня мы все побываем в роли экскурсоводов и экскурсантов:
Задание 1. (На доске иллюстрация с изображением гостиницы Гальяни, приложение 1)
Зачитать текст:
«Тверь – один из древнейших русских городов. Первое упоминание о нем содержится в рукописях 1208 года.
Наш город имеет богатую историю. В XIX веке Тверь слыла одним из самых примечательных губернских городов России. Отстроенная после пожара в 1763 год, она отличалась красивой архитектурой.
Десятки славных имен, составляющих гордость русской культуры, связаны с древней тверской землей. И первое место по праву занимает имя А.С.Пушкина.
Примерно 30 раз на почтовых лошадях он въезжал на тверские улицы и останавливался на ночлег в гостинице итальянца Гальяни. В Твери Пушкин часто навещал известного поэта-декабриста, участника войны 1812 года Ф.Н.Глинку и писателя И.И.Лажечникова, который прожил в Твери 26 лет.
Тверь помнит счастливые встречи с А.С.Пушкиным».
Учитель: Вы обратили внимание на большое количество числительных в тексте. Вспомните и расскажите всё о числительном как части речи.
- Выпишите количественные и порядковые числительные.
- У доски индивидуальное задание – просклонять числительные 1208 год, 26 лет.
- Проверка работы класса. (Зачитать количественные и порядковые числительные).
- Проверка работы у доски.
- Вопрос: в чем отличие в склонении составных количественных и порядковых числительных?
Задание 2. На доске иллюстрации построек старого города и церквей (приложение 2, приложение 3, приложение 4).
Прочитать текст:
«Старая Тверь была провинциальным купеческим городом. В ней насчитывалось 80 лавок, в которых шла бойкая торговля. Но главным украшением города являлись церкви и монастыри. К 1917 году в Твери и Тверской губернии было 75 церквей и 120 мужских и женских монастырей.
|
|
|
|
Из словаря Ожегова С.И.: Лавка – небольшое торговое помещение. |
|
|
|
|
(Ь на конце и в середине слова). |
- Вспомнить правило правописания Ь на конце и в середине числительных.
- Выписать словосочетания с числительными, обозначив данную орфограмму, устно проговорив, объясняя.
Учитель: Мы совершили маленькое путешествие в историю Твери. Сейчас мы попадаем в современную Тверь и едем со скоростью 50 км/час.
|
|
|
|
60 км/час |
|
|
|
|
70–80 км/час |
Один ученик у доски записывает все названные числительные.
Учитель: Посмотрите на эти числительные. Почему мы на них обратили внимание?
- Какой вопрос по орфографии можно задать классу? (Правило склонения целых числительных от 50 до 80).
- К каким еще числительным применимо данное правило?
- Любое из этих числительных поставить в родительном и творительном падежах (один человек у доски).
Задание 3.Чтение текста (приложение 5, приложение 6, приложение 7).
Ныне Тверь – крупный областной центр. Территория его простирается на 17 тысяч гектаров. Город расположен на берегах 3 рек: Волги, Тверцы, Тьмаки. Водная поверхность занимает 1/10 часть всей площади. Тверь – первый речной порт в верховьях Волги. Ежегодно тверские речники перевозят до 1,5 миллионов тонн грузов.
|
|
|
|
Научный |
|
|
|
|
География |
|
|
|
|
Дробные |
- Что вы знаете о дробных числительных?
- К какому разряду относится числительное 1,5? (Целые числительные).
- Какие две формы оно имеет?
- Составьте и запишите словосочетания с этим числительным в любом падеже.
- Какие числительные вы еще знаете? (Собирательные).
- Что они обозначают?
Задание 4. Иллюстрация Путевого дворца (приложение 8).
Зачитать текст.
На площади Революции находится Путевой дворец, воздвигнутый в 1764–1775 годах по проекту русского зодчего Михаила Федоровича Казакова и частично перестроенный в 1809 году великим К.И.Росси.
В обЕих частях здания размещаются экспонаты краеведческого музея и картинной галереи. В обОих музеях всегда многолюдно.
Зодчий – словарное слово записать в тетрадь и дать его толкование. |
|
|
|
Из словаря Ожегова С.И. Зодчий – строитель, архитектор |
- Чем интересны числительные «оба», «обе»?
- Выписать их в нужной форме.
Учитель: Наша небольшая экскурсия подходит к концу. На доске написаны предложения о нашем городе:
- Ажурный трёхпролётный мост через Волгу соединяет Заволжский район с Центральным.
- За последние годы в Твери удвоилось количество городского транспорта.
- Десятки славных имён связаны с Тверской землей.
Мы должны с их помощью вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение.
- Какие слова имеют числовое значение?
- Какие это части речи?
IV. Итог урока. Вывод. Домашнее задание. Оценки.