Обобщающий урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык


Предлагаемый урок русского языка в 6 классе «Имя числительное» является завершающим в теме (10 часов), построен на местном краеведческом материале и предполагает обучающую работу с толковыми словарями.

Целью урока является:

  • обобщение, закрепление и приведение в систему знаний, умений, навыков по теме «Имя числительное»;
  • работа над употреблением числительных в устной и письменной речи;
  • развитие познавательного интереса к своему родному городу.

Оборудование: толковые словари Даля В.А., Ожегова С.И., современный толковый словарь русского языка, толковый словарь школьника.

Ход урока

I. Определение цели и задач урока.

1. Вступительное слово учителя: «Мы закончили изучение темы «Имя числительное». И сегодня на уроке вы должны вспомнить, повторить всё, что узнали об этой части речи, поработать над употреблением числительных в речи. На этом уроке каждый узнает что-то новое для себя о нашем городе».

2. Запись числа и темы урока.

 

 

 

Запись на доске и в тетрадях.

3. Беседа с классом по вопросам:

 

 

 

 

  • Для какого стиля речи наиболее характерно употребление имен числительных?

 

 

 

Научный, официально-деловой.

  • Терминология каких наук не может обойтись без числительных?

 

 

 

Математика, физика, химия, биология, география, история.

  • Можем ли мы в повседневной жизни обойтись без употребления числительных?

 

 

 

Нет (привести примеры).

II. Проверка домашнего задания.

Зачитать две работы: рассказ на тему «Дом, в котором я живу».

(Обратить внимание на роль числительных).

III. Обобщение темы на основе местного краеведческого материала.

Мы начали экскурсию по городу, и начали ее с ваших родных мест.

 

 

 

Из словаря С.И.Ожегова:

  • А что такое экскурсия?

 

 

 

Экскурсия – коллективная поездка куда-либо или посещение чего-либо с определенной целью.

  • Как называют людей, которым что-то показывают?

 

 

 

Экскурсант – участник экскурсии.

  • Как называют человека, который проводит экскурсию?

 

 

 

Экскурсовод – руководитель экскурсии.

1. Работа с толковым словарём: найти ответы в толковых словарях и записать в тетрадь.

2. Сегодня мы все побываем в роли экскурсоводов и экскурсантов:

Задание 1. (На доске иллюстрация с изображением гостиницы Гальяни, приложение 1)

Зачитать текст:

«Тверь – один из древнейших русских городов. Первое упоминание о нем содержится в рукописях 1208 года.

Наш город имеет богатую историю. В XIX веке Тверь слыла одним из самых примечательных губернских городов России. Отстроенная после пожара в 1763 год, она отличалась красивой архитектурой.

Десятки славных имен, составляющих гордость русской культуры, связаны с древней тверской землей. И первое место по праву занимает имя А.С.Пушкина.

Примерно 30 раз на почтовых лошадях он въезжал на тверские улицы и останавливался на ночлег в гостинице итальянца Гальяни. В Твери Пушкин часто навещал известного поэта-декабриста, участника войны 1812 года Ф.Н.Глинку и писателя И.И.Лажечникова, который прожил в Твери 26 лет.

Тверь помнит счастливые встречи с А.С.Пушкиным».

Учитель: Вы обратили внимание на большое количество числительных в тексте. Вспомните и расскажите всё о числительном как части речи.

  • Выпишите количественные и порядковые числительные.
  • У доски индивидуальное задание – просклонять числительные 1208 год, 26 лет.
  • Проверка работы класса. (Зачитать количественные и порядковые числительные).
  • Проверка работы у доски.
  • Вопрос: в чем отличие в склонении составных количественных и порядковых числительных?

Задание 2. На доске иллюстрации построек старого города и церквей (приложение 2, приложение 3, приложение 4).

Прочитать текст:

«Старая Тверь была провинциальным купеческим городом. В ней насчитывалось 80 лавок, в которых шла бойкая торговля. Но главным украшением города являлись церкви и монастыри. К 1917 году в Твери и Тверской губернии было 75 церквей и 120 мужских и женских монастырей.

  • Что такое «лавка»?

 

 

 

Из словаря Ожегова С.И.: Лавка – небольшое торговое помещение.

  • На какую орфограмму подобраны числительные?

 

 

 

(Ь на конце и в середине слова).

  • Вспомнить правило правописания Ь на конце и в середине числительных.
  • Выписать словосочетания с числительными, обозначив данную орфограмму, устно проговорив, объясняя.

Учитель: Мы совершили маленькое путешествие в историю Твери. Сейчас мы попадаем в современную Тверь и едем со скоростью 50 км/час.

  • А какая максимальная скорость движения транспорта в городе?

 

 

 

60 км/час

  • С какой скоростью может двигаться автобус на трассе?

 

 

 

70–80 км/час

Один ученик у доски записывает все названные числительные.

Учитель: Посмотрите на эти числительные. Почему мы на них обратили внимание?

  • Какой вопрос по орфографии можно задать классу? (Правило склонения целых числительных от 50 до 80).
  • К каким еще числительным применимо данное правило?
  • Любое из этих числительных поставить в родительном и творительном падежах (один человек у доски).

Задание 3.Чтение текста (приложение 5, приложение 6, приложение 7).

Ныне Тверь – крупный областной центр. Территория его простирается на 17 тысяч гектаров. Город расположен на берегах 3 рек: Волги, Тверцы, Тьмаки. Водная поверхность занимает 1/10 часть всей площади. Тверь – первый речной порт в верховьях Волги. Ежегодно тверские речники перевозят до 1,5 миллионов тонн грузов.

  • В каком стиле написан текст?

 

 

 

Научный

  • На каком предмете в школе вы можете встретить подобный текст?

 

 

 

География

  • Какие числительные вы увидели здесь?

 

 

 

Дробные

  • Что вы знаете о дробных числительных?
  • К какому разряду относится числительное 1,5? (Целые числительные).
  • Какие две формы оно имеет?
  • Составьте и запишите словосочетания с этим числительным в любом падеже.
  • Какие числительные вы еще знаете? (Собирательные).
  • Что они обозначают?

Задание 4. Иллюстрация Путевого дворца (приложение 8).

Зачитать текст.

На площади Революции находится Путевой дворец, воздвигнутый в 1764–1775 годах по проекту русского зодчего Михаила Федоровича Казакова и частично перестроенный в 1809 году великим К.И.Росси.

В обЕих частях здания размещаются экспонаты краеведческого музея и картинной галереи. В обОих музеях всегда многолюдно.

Зодчий – словарное слово записать в тетрадь и дать его толкование.

 

 

 

Из словаря Ожегова С.И. Зодчий – строитель, архитектор

  • Чем интересны числительные «оба», «обе»?
  • Выписать их в нужной форме.

Учитель: Наша небольшая экскурсия подходит к концу. На доске написаны предложения о нашем городе:

  1. Ажурный трёхпролётный мост через Волгу соединяет Заволжский район с Центральным.
  2. За последние годы в Твери удвоилось количество городского транспорта.
  3. Десятки славных имён связаны с Тверской землей.

Мы должны с их помощью вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение.

  • Какие слова имеют числовое значение?
  • Какие это части речи?

IV. Итог урока. Вывод. Домашнее задание. Оценки.