Пояснительная записка
В современном обществе ведущими являются рыночные отношения. Большинство выпускников стремятся получить соответствующие специальности (экономисты, финансисты, юристы и т.п.). Биологические знания и экономическая прибыль в сознании учеников несовместимы, хотя многие знают о перспективных направлениях развития естественных наук (кибернетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия...).
Это подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе.
Представленный курс “В мире профессий” (предметно-ориентированный) рассчитан для учащихся 9-х классов в объеме 18 часов.
Цель курса:
- предполагает проведение входной диагностики для определения своих индивидуальных склонностей и потребностей в выборе профиля будущей специальности;
- помочь учащимся сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;
Задачи:
- познакомить со спецификой и сферой деятельности, соответствующей данным профессиям;
- показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;
- информировать о потребности региона в квалифицированных кадрах естественнонаучного профиля.
По окончании курсов учащиеся приобретают следующие знания:
- о личностно-профессиональных предпочтениях;
- о требованиях к базовым знаниям абитуриентов;
- о рейтинге специальностей в ВУЗах и среднеспециальных учебных заведениях на территории округа.
- о перспективных профессиях.
Умения:
- анализировать свою деятельность и делать соответствующие выводы;
- создавать проекты;
- участвовать в дискуссиях;
- отрабатывать навыки написания рефератов и публичного выступления.
Данная программа развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает экономическую выгоду многих профессий.
Формы организации и методы обучения учащихся:
|
|
По окончании курса ученик получает зачет. Согласно рейтинговой системе. Кол-во балов зависит от выполнения видов работ из предложенного перечня (реферат, проект, презентация и т.п.) с соблюдением требований и предоставления в срок.
Заключительное занятие - итоговая конференция с защитой работ учащихся.
Содержание
- Введение. 2ч
Значение естественнонаучных дисциплин в современном мире. Психология самопознания. Соотношение способностей и потребностей личности в построении жизненной стратегии (тестирование).
- Основное содержание. 14ч
- Экологическое направление. Экологическая защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Эколог в промышленности, медицине, социальной работе, таможенное дело и т.п.
- Сельское хозяйство. Агроном. Ветеринар. Зоотехник, Кинолог. Почвовед.
- Промышленное производство. Общая характеристика производств, процессов и технологии на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля.
- Медицина. Традиционная медицина. Косметология. Фитотерапия. Нетрадиционные методы лечения. Технические средства в медицине (проектирование и разработка). Маркетинг.
- Педагогика. Учитель биологии, географии, химии, педагог психолог, логопед.
- Наука. Перспективные направления развития естественных наук (кибернетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия...).
- Дизайн. История дизайна. Ландшафтный дизайн, растениеводство, почвоведение, цветочный дизайн. Декоративность растений, видовой состав нашей местности.
- Туризм. Экотуризм, заповедники, заказники, экологические тропы.
Личностные профессиональные предпочтения. Проблема выбора будущей профессии. Социальный, личностный, мотивационные компоненты выбора. Построение жизненной стратегии. Выбор профиля обучения в старших классах. Защита презентаций.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Для достижения поставленных целей курса, занятия целесообразно выстраивать по алгоритму:
- Общий обзор направления, историческая справка.
- Многообразие профессий в данном направлении.
- Познакомить со спецификой и сферой деятельности, соответствующей данным профессиям.
- Информировать о требованиях к базовым знаниям абитуриентов, рейтинге специальностей в ВУЗах и среднеспециальных учебных заведениях и перспективных профессиях.
- Данные профессии в современных экономических условиях (возможно как дополнительная специальность или бизнес).
- Практическая часть.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Часы | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | Введение. Значение естественнонаучных дисциплин в современных условиях. | 1 | 1 | 2 | Лекция Тестирование |
Диагностика учащихся |
2 | Экология. | 1 | 1 | Беседа | Сообщения у-ся | |
3 | Сельское хозяйство | 1 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Перечень услуг населению |
4 | Промышленное производство | 1 | 1 | Беседа | Лекция | |
5 | Медицина | 1 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Точечный массаж, рецепты фиточая и т.п. |
6 | Педагогика | 1 | 1 | 2 | Тренинг | |
7 | Наука | 1 | 1 | 2 | Семинар | Рефераты |
8 | Дизайн | 1 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Проект озеленения клумбы |
9 | Туризм | 1 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Экологическая экскурсия (разработка тропы или экологические экскурсии) |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |||
Итого: | 18 |