Цели урока:
- Обобщить знания детей о взаимосвязях в природе, о значении растений и животных в жизни человека.
- Развивать познавательную активность ребят, учить наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю.
Оборудование:
- Учебник, тетрадь.
- Карточки-схемы на доске.
- Карточки к игре «Магазин», кроссворд для ребят.
- Картина «Лес весной».
- Плакат на доске «Лес! Лес! Лес!».
- Карточки слов к уроку: ботаника, зоология, заказник, заповедник.
- Выставка книг о природе.
- Сочинения детей «Март».
- Плакаты детей по охране природы.
- Пластинка «Голоса птиц».
- Иллюстрации, картинки лекарственных трав.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята!
- Сегодня последний урок четверти. Обобщим те знания, которые получили на уроках по теме «Жизнь растений и животных». Это огромная тема, которую вы будете изучать в следующих классах. Мы берём лишь её часть.
II. Учитель «Послушайте, о каком месяце говорится в загадке?»
Дует тёплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает?
– Верно, март
– Этот месяц ещё называют утром года. Почему? (ответы детей).
– Ребята, вы писали сочинение «Март». Послушаем одно из них, (читает ученик).
– Вы услышали в сочинении о весенних изменениях в неживой природе.
А что относится к неживой природе?
Открывается запись на доске после ответов детей.
(солнце, воздух, вода, полезные ископаемые, почва).
III. Живая природа. Фронтальная работа.
- Что относится к живой природе?
Открывается запись на доске после ответов детей
(растения, животные, грибы, бактерии, вирусы). - Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и животных.
Открывается схема на доске - Какую роль играют растения в природе?
- Какую роль играют животные в природе?
- А есть ли связь в природе между растениями и животными?
Дети: Растения дают кислород, дом, пищу животным. А животные опыляют растения, разносят семена, удобряют, рыхлят почву.
Вывод…
Связь…
- Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Растения проснулись, стали набухать почки, сокодвижение, цветение ольхи, первые цветы).
- У какого дерева раньше других начинается сокодвижение? (У берёзы)
- Какое дерево зацветает самым первым в наших краях? (Ива)
- Какие раннецветущие растения вы знаете? (Мать-и-мачеха, медуница, ветреница, первоцвет).
- Как меняется жизнь животных с приходом весны? (Появляются насекомые, возвращаются птицы, просыпаются многие животные, происходит линька, появляются детёныши).
- Какие насекомые появляются первыми? (Мухи, божьи коровки, бабочки, муравьи).
- Какие птицы прилетают первыми?
- Какие животные просыпаются весной?
А почему происходят эти изменения в природе?
ВЫВОД! Изменения в неживой природе→изменения в живой природе. СВЯЗЬ!
III. Работа в парах.
Кроссворд «Весна».
По горизонтали:
- Дерево, которое зацветает раньше других. (Ива)
- Состояние реки, когда вода заливает большие территории. (Половодье)
- Перелётная птица. (Скворец)
- Изменение густоты и окраски у животных. (Линька)
По вертикали:
- Зимующая птица. (Ворона)
IV. Физкультминутка. Элемент дыхательной гимнастики.
V. Природа и человек.
- Ребята, мы живём в лесной зоне. Какое значение для человека имеют растения леса?
- Сколько видов лекарственных трав растёт в нашем районе? (33 вида).
- Короткий рассказ о крапиве, подорожнике, мать-и-мачехе, пижме.
- Какое значение имеют для человека культурные растения?
- Как называется наука, которая изучает растения?
- Какое значение имеют для человека домашние животные?
- Какое значение имеют для человека дикие животные?
VI. Игра «В магазине», (в парах)
Взять из конверта цветную карточку.
Каждый ученик покупает свои продукты (выбирая карточки с нужными ему продуктами).
Проверка!
- Какие овощи купили?
- Какие фрукты купили?
- Что лишнее? Почему?
Также – вариант №2 (покупка мясных и молочных продуктов).
VII. Работа с пластинкой «Голоса птиц»
- – Весной к нам возвращаются с юга птицы. Кроме пользы, они доставляют нам радость своим пением.
Послушаем пластинку с их весенними голосами и представим себе уголок природы, где они могут петь. - Слушают.
- Какую картину представили себе? (Ответы детей)
- Исследовательская работа: «Заселим рощу» Картина рощи.
а) Каких птиц можно встретить и услышать в роще?
б) Каких насекомых?
в) Какие растения можем здесь встретить?
г) Какие животные могут жить в роще?
На картину помещаем рисунки птиц, насекомых, растений.
VIII. Охрана природы.
- Почему многие виды растений и животных становятся редкими или совсем исчезают? (Ответы детей).
- А кто в природе самый главный и красивый? (Ответы детей) Вывод: Все хороши по-своему и нужны.
- Стихотворение Сергея Макотина «Жук» (Читает ученик).
- Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу? (Ответы детей).
- Заповедник Московской области. (Рассказ 2-х подготовленных учеников о «Приокско-Террасном заповеднике», показ слайдов).
- А как мы должны вести себя в природе, чтобы вдруг не остаться одним на земле. (Показ и защита плакатов).
Пример плаката:
XIX. Итог урока. Вывод!
Всё в природе связано между собой и требует уважения.
Читаем хором плакат «Лес! Русский лес!».
X. Домашнее задание.
- Во время каникул наблюдать за изменениями в природе.
- Читать книги о природе.
- Сделать скворечники с родителями.