План–конспект урока информатики в 8-м классе по теме "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Тип урока:проверка знаний и объяснение нового материала.

Цели урока: дать представление о различных системах счислений, созданных человечеством за историю своего развития; научить классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные; научить определять алфавит и основание у позиционных систем счислений, записывать их в свернутой и развернутой формах; способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке, используя мультимедийные средства обучения.

Методы обучения:беседа, обсуждение, контроль, проблема, рассказ, пример.

Средства:персональный компьютер, проектор, бланки для ответов (Приложениe 1), ПО: презентации «Тест» (Приложение 2) и «К уроку» (Приложение 3).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Проверка домашнего задания (7 мин).
  3. Актуализация. (5 мин).
  4. Объяснение нового материала (15 мин).
  5. Закрепление (12 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин).
  7. Итоги урока (3 мин).

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Поздороваться с классом.
  • Отметить отсутствующих.
  • Проверить готовность класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

У вас было домашнее задание: повторить основные команды редактирования и форматирования ТП Word. Давайте проверим, как вы освоили эту тему, насколько хорошо вы запомнили последовательности команд для редактирования или форматирования фрагментов текста.

Тест состоит из пяти заданий — пяти слайдов компьютерной презентации «Тест» (Приложение 2). Есть задания с выбором одного правильного ответа, установки соответствий, а также есть задания, где необходимо правильно расставить последовательность команд. Все ваши ответы запишите в специальные бланки (Приложение 1), которые я вам раздал. На каждый вопрос отводится ровно одна минута. Удачи!

В бланках не забудьте записать свою фамилию, имя. Бланки передавайте с последних парт на первые.

III. Актуализация.

Вопросы для обсуждения и поддержания беседы.

Как вы думаете, для чего нужны числа?

Что вы знаете об истории возникновения чисел?

Какие числа мы с вами используем? Какие еще знаете?

Сколько цифр используется в 10-й системе счисления?

Почему назвали эту систему 10-й?

Почему именно 10?

Что было бы, если бы за основу взяли бы 5 пальцев?

А внутри компьютера, какая система счисления используется?

IV. Объяснение нового материала.

  1. Запишите в тетрадях тему «Системы счисления (СС)».
  2. Рассмотрим два числа: 444 и XXX. Что они означают? Каково значение каждой цифры в каждом числе? Зависит ли значение цифры от того, где она стоит в числе?
  3. Вывод: в 10-ой СС значение цифры зависит от его позиции в числе, а в Римской СС — не зависит.
  4. Посмотрите на экран (демонстрация презентации «К уроку», 2 слайд; Приложение 3). Нарисуйте в тетрадях схему.

  1. Рассказ о классификации СС.
  2. Рассказ о Римской СС (обозначения, правило записи чисел, история; Приложение 4)
  3. Позиционные СС (основание, алфавит). Заполнение таблицы (демонстрация презентации «К уроку», 3 слайд; Приложение 3).

  1. Свернутая и развернутая формы записи числа. Рассмотрим два примера (демонстрация презентации «К уроку», 4-5 слайды; Приложение 3). Учащиеся записывают примеры в свои тетради.

   

V. Закрепление.

  1. Решение задач около доски (демонстрация презентации «К уроку», 6-7 слайды; Приложение 3).

   

  1. Умножение или деление числа на величину основания СС. Вывод.
  2. Перечисление чисел в 10-ой, 8-ой, 2-ой и 16-ой СС. Вывод.

VI. Домашнее задание.

  1. п. 4.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович), читать, ответить на вопросы, выучить определение СС;
  2. № 4.1, 4.2, 4.3 (II), 4.5;
  3. Найти информацию о СС (при помощи энциклопедий или Интернета).

(Объяснить суть домашнего задания.)

VII. Итоги урока.

Что нового узнали для себя на уроке, и что вам уже было знакомо? Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС? Какие моменты вам были не понятны?

Сообщить оценки за проверочный тест и за работу около доски.

Приложение 4 Вы можете получить у автора статьи.