Тип урока:проверка знаний и объяснение нового материала.
Цели урока: дать представление о различных системах счислений, созданных человечеством за историю своего развития; научить классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные; научить определять алфавит и основание у позиционных систем счислений, записывать их в свернутой и развернутой формах; способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке, используя мультимедийные средства обучения.
Методы обучения:беседа, обсуждение, контроль, проблема, рассказ, пример.
Средства:персональный компьютер, проектор, бланки для ответов (Приложениe 1), ПО: презентации «Тест» (Приложение 2) и «К уроку» (Приложение 3).
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Проверка домашнего задания (7 мин).
- Актуализация. (5 мин).
- Объяснение нового материала (15 мин).
- Закрепление (12 мин)
- Домашнее задание (2 мин).
- Итоги урока (3 мин).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Поздороваться с классом.
- Отметить отсутствующих.
- Проверить готовность класса к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
У вас было домашнее задание: повторить основные команды редактирования и форматирования ТП Word. Давайте проверим, как вы освоили эту тему, насколько хорошо вы запомнили последовательности команд для редактирования или форматирования фрагментов текста.
Тест состоит из пяти заданий — пяти слайдов компьютерной презентации «Тест» (Приложение 2). Есть задания с выбором одного правильного ответа, установки соответствий, а также есть задания, где необходимо правильно расставить последовательность команд. Все ваши ответы запишите в специальные бланки (Приложение 1), которые я вам раздал. На каждый вопрос отводится ровно одна минута. Удачи!
В бланках не забудьте записать свою фамилию, имя. Бланки передавайте с последних парт на первые.
III. Актуализация.
Вопросы для обсуждения и поддержания беседы.
Как вы думаете, для чего нужны числа?
Что вы знаете об истории возникновения чисел?
Какие числа мы с вами используем? Какие еще знаете?
Сколько цифр используется в 10-й системе счисления?
Почему назвали эту систему 10-й?
Почему именно 10?
Что было бы, если бы за основу взяли бы 5 пальцев?
А внутри компьютера, какая система счисления используется?
IV. Объяснение нового материала.
- Запишите в тетрадях тему «Системы счисления (СС)».
- Рассмотрим два числа: 444 и XXX. Что они означают? Каково значение каждой цифры в каждом числе? Зависит ли значение цифры от того, где она стоит в числе?
- Вывод: в 10-ой СС значение цифры зависит от его позиции в числе, а в Римской СС — не зависит.
- Посмотрите на экран (демонстрация презентации «К уроку», 2 слайд; Приложение 3). Нарисуйте в тетрадях схему.
- Рассказ о классификации СС.
- Рассказ о Римской СС (обозначения, правило записи чисел, история; Приложение 4)
- Позиционные СС (основание, алфавит). Заполнение таблицы (демонстрация презентации «К уроку», 3 слайд; Приложение 3).
- Свернутая и развернутая формы записи числа. Рассмотрим два примера (демонстрация презентации «К уроку», 4-5 слайды; Приложение 3). Учащиеся записывают примеры в свои тетради.
V. Закрепление.
- Решение задач около доски (демонстрация презентации «К уроку», 6-7 слайды; Приложение 3).
- Умножение или деление числа на величину основания СС. Вывод.
- Перечисление чисел в 10-ой, 8-ой, 2-ой и 16-ой СС. Вывод.
VI. Домашнее задание.
- п. 4.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович), читать, ответить на вопросы, выучить определение СС;
- № 4.1, 4.2, 4.3 (II), 4.5;
- Найти информацию о СС (при помощи энциклопедий или Интернета).
(Объяснить суть домашнего задания.)
VII. Итоги урока.
Что нового узнали для себя на уроке, и что вам уже было знакомо? Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС? Какие моменты вам были не понятны?
Сообщить оценки за проверочный тест и за работу около доски.
Приложение 4 Вы можете получить у автора статьи.