Сценарий литературно–географического вечера "Родина. Родная земля. Родной край"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Сделана попытка выбрать лучшее из наследия, познакомиться с поэтами, уделившие особое внимание теме о природе. В основу построения сценария положен последовательный принцип: стихи расположены друг за другом с учётом географического положения объектов регионов России.

Цель проведения этого вечера: заинтересовать учащихся чтением литературы о природе родной стране.

Практика работы показывает, что материал учебников 8-го класса по географии не всегда привлекает учащихся для изучения. Иногда приходиться находит другие формы закрепления материала. Например, литературно-географический вечер. Это одно из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, заинтересованности и активизации деятельности учеников. На таком мероприятии у школьников развивается воображение и мышление, учащиеся приобщаются в творческую деятельность и обобщение, стимулируется познавательная активность. Метод является косвенным, ученик не ощущает себя объектом воздействия, он становится полноценным участником познавательной деятельности.

Подготовка и проведение вечера включает несколько этапов:

I этап – подготовительный:

  1. Установление цели.
  2. Выбор сценарного материала, систематизация.
  3. Подготовка.

II этап – проведение вечера:

III этап – анализ: закрепление материала, ранее усвоенного учащимися.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. “География. Природа России”. И.И.Баринова. 8 класс.:учеб – М.:Дрофа, 2005.
  2. “География России. Природа и население.” Под ред.А.И.Алексеева. 8 класс, – М.: Дрофа 2005.
  3. “История России с древнейших времён до конца XVII века.” 10 класс. А.Н.Сахаров, – М.: Просвещение,1999.
  4. “Природопользование” 10-11 класс.В.В.Николина. – М.: Просвещение.1995.
  5. “Очей очарованье…” Л.Г.Андреев. Хабаровское книжное издательство.1976.
  6. “Единство братства”. В.Г.Балицкий. Бурятское книжное издательство.Улан-Удэ.1982.

Ход мероприятия

ОТ АВТОРА. Надеюсь, что повторение в обобщённом виде не повредит тому, кто стремится к духовному совершенству. Новое восприятие усвоенных знаний идёт человеку на пользу. Лично мне повторение крайне необходимо для закрепления знаний.

Звучит фрагмент из песни М. Дунаевского “ Широка страна моя родная..” к к/ф “ Волга-Волга”.

ВЕДУЩИЙ (1). Культурный человек должен знать особенности природы своей Родины. Наша огромная страна удивительно богата и разнообразна природой.

О многих природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходной степени, употребляя эпитеты “ самый, самая, самое”. Величие и красота природы России вдохновляли и вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание поистине выдающихся произведений. Посмотрите на эпиграф нашего вечера:

“СКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ: НЕ НАСЛАЖДАЙСЯ ПРИРОДОЙ – ВСЁ РАВНО, ЧТО СКАЗАТЬ ЕМУ: УМЕРЩВЛЯЙ СВОЮ ПЛОТЬ.”
Д.Писарев.

Природа! Как это просто. И как сложно сделать самый малый шаг в её глубину. Она, казалось бы, иной раз чудится, что идёт тебе навстречу. А в действительности она таится, она не подпускает к себе, противится твоему стремительно познать её тайны.

ВЕДУЩИЙ (2). Сегодня мы будем говорить о раздолье России, о красоте её полей, рек и лесов и об отношении людей к природе. Есть такая форма отношения людей к природе – интимное отношение. Она основана на любви к природе, своей Родине. Не случайно у слов “природа” и “” Родина” один корень – род.

Человек часто одухотворяет природу, приписывая ей свои переживания.

ЧТЕЦ (1).

Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

ВЕДУЩИЙ (1). Природа и поэзия выступают в некоем гармоническом единстве. В поэзии, дружной с природой, заключена огромная сила эмоционального воздействия на сердца людей. Нередко встречаются произведения, где наряду с картинками природы, даются поистине художественные исследования природы.

ВЕДУЩИЙ (2). Для знатоков природы есть ветер, ветерок, ветерочек, ветрище. Для знатоков литературы есть оттенки, отражающие это явление.

ЧТЕЦ (2).

Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

ВЕДУЩИЙ (2). А.Твардовский любил природу с детских простодушием и с напряжённым вниманием следил за её явлениями, ведь она ему всегда была близка по духу .

ЧТЕЦ (2).

За тысячу вёрст от родимого дома.
Вдруг ветер повеет знакомо – знакомо.
А. Твардовский.

ВЕДУЩИЙ (2). Поэт писал не вообще о ветре, а о ветре родных ему смоленских мест, деревни Загорье, станция Починок.

Путешествуя сегодня по регионам нашей страны, вы услышите, как поэзия осваивает природу. Каждый человек по – своему видит природу, ищет наиболее близкий его сердцу уголок природы.

ВЕДУЩИЙ (1). Итак, мы отправляемся в путь, по просторам нашей Родины.

Наш вечер – это поэтическая летопись, это стихотворная галерея.

ЧТЕЦ (3).

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, Мать-Земля…
Ф. Тютчев

ВЕДУЩИЙ(1). Мы выбрали лучшее наследие поэтов, уделившие особое внимание пейзажу нашей Родины – “от финских хладных скал до пламенной Колхиды”, от Полесья до берегов Тихого океана.

ВЕДУЩИЙ (2). Авторы стихов, жившие и живущие в этих регионах, может и не известны многим, но пусть авторский текст, всё же, даже частично, облетит территорию России. Любой отрывок из обширных стихов или поэм имеют внутреннюю цельность и законченность…

Звучит фонограмма из песни “Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…”

ЧТЕЦ (1). И. Никитин “РУСЬ”.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась…
И поля цветут, и леса шумят,
И лежат в земле груды золота….

ВЕДУЩИЙ (1). Нижегородский край, земля наша родная, для нас роднее теперь её нет. Мы здесь живём, мы здесь работаем и учимся, мы здесь строим планы. А вокруг нас природа, необыкновенная…

ЧТЕЦ (2). Б. Корнилов. “Нижегородская Губерния. Семёновские леса”.

Сосновый шум и смех осиновый
Зовёт из гула голосов
В Нижегородскую губернию
И в синь Семёновских лесов.

ВЕДУЩИЙ (2). Великая Русская равнина, занимает огромную территорию на востоке Европы. На просторах её развёртывалась история нашего Отечества. Спокойная, величавая, ровная, покрытая густым зелёным ковром смешанных лесов. Иногда появляются холмы, увалы, овраги. Мягкие, скромные краски летом и сплошная белая пелена зимой успокаивают мысль и навевают глубокие раздумья…

ЧТЕЦ (3). А. Передреев “РАВНИНА.

И, на равнину, тихо выйдя,
В сиянье лунного огня,
Со всех сторон, меня не видя,
Деревья смотрят на меня…

ВЕДУЩИЙ (2). По Великой Русской равнине, стремительно течёт многоводная река Волга. В древности называли её Ра, что означает радость, река бога Солнца. Мы гордимся волжскими просторами, притоками. Волга дарила и дарит людям вдохновение для песен и стихов.

Звучит песня в исполнении Л. Зыкиной “ Издалека долго, течёт река Волга…”

ЧТЕЦ (1) Н. Некрасов “НА ВОЛГЕ”.

О Волга!…Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки…

ВЕДУЩИЙ (1). Россия – страна великих речных систем. Русский историк В. Ключевский, отмечая особую роль рек в жизни народа Руси, указывал, что реки приносили русскому человеку только добро. Исстари считалось, что на Руси человек жил с рекой душа в душу. Она приучала к порядку и общежитию, воспитывала предприимчивость.

ЧТЕЦ (2). П. Васильев. “ИРТЫШ.

Река просторной родины моей…
Просторная, иди под непогодой.
Теки, Иртыш, выплёскивай язей –
Князь рыб и птиц, беглец зеленоводный.

Светла твоя подводная гроза.
Быстры волны шатучие качели,
И в глубине раскрытые глаза,
У плавуна, как звёзды, порыжели.

ВЕДУЩИЙ (2). Моря и горы, сады и леса, цветы и камни – всё это не только прямо и косвенно изображается в слове, но и соотносится с жизнью души человеческой, с её радостями, печалями, скорбями, надеждами, отчаянием и мечтой…

ЧТЕЦ (3). М Лермонтов “РОДИНА”.

Люблю Отчизну я, но странною любовью.
Но я люблю – за то, не знаю сам, –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…

ВЕДУЩАЯ (1). Географическое положение нашей страны сопоставимы с географией русской души. Широк русский человек, широк как русская земля. Территория России расположена не только в Европейской части материка, но и в Азиатской. Ещё М.Ломоносов говорил, что могущество России Сибирью прирастать будет.

ЧТЕЦ (1). А. Твардовский “ЕЩЁ О СИБИРИ…

Сибирь не любит насаждений –
Не зря в народе говорят.
Порой пятна лиственной тени
На сто дворов не встретят взгляд…
Она о многом говорит.
О том, как деды в диком крае
За трудным пашенным добром
Ходили в бой, отодвигая
Тайгу огнём м топором…

ЧТЕЦ (2). В. Саянов. “О ТАЙГЕ

Тайга бежит по белым склонам вдоль
Последних побережий.
Где по заливам высыхает соль
И где во мхах таится след медвежий…

ЧТЕЦ (3). П. Комаров “КЕДР”

На вершине горного хребта
Он стоял ветрам наперекор.
Где орлица смелая – и та
Редко пролетала из-за гор…
Среди мглы – тяжёлой и густой –
Старый кедр метался до утра.
И на нём, как панцирь золотой,
Вековая треснула кора…

ВЕДУЩИЙ (2). Есть в Сибири чудо света, жемчужина России.

Байкал – уникальное явление нашей планеты, “чудо природы” во всех отношениях.

Он включён в Список Всемирного культурного наследия в 1966 году ЮНЕСКО.

ЧТЕЦ (1). М. Скуратов. “О БАЙКАЛЕ”.

Седой Байкал в сыром осеннем дыме
Несёт валы, как дань, к моим ногам.
А вдалеке, где чайки пеной плещут
И где туман сгрудился в облака,
Заныл култук, и волны дико хлещут
В гранитные отвесные бока…
(култук – южный байкальский ветер)

ВЕДУЩИЙ (1). И вот, пройдя 10 тысяч вёрст с запада на восток, мы, наконец-то, оказались на краю России…Дальний Восток. Край контрастов, так бытует мнение учёных, одна шестая часть России. Здесь полярный круг, за которым обитают белые медведи (звучит отрывок из песни к к/ф “ Кавказская пленница”… – “Где-то на белом свете…”) по льдинам Северного Ледовитого океана.

ЧТЕЦ (1). П. Комаров. “ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС”.

Мохнатый ельник, свежий след лося.
Глухарь токует, за ветвями кроясь…
Вам нет границы, русские леса
Из края в край шумит Зелёный пояс…

И это будет делом наших рук…
Придёт пора – мы одолеем вьюгу.
Сады перешагнут Полярный круг.
И лиственница выберется к югу…

ВЕДУЩИЙ (2). Не только пояс холода, а ещё и южная широта Средиземноморья, с Уссурийским краем, где сквозь увитые лианами чащи пробирается уссурийский тигр.

ЧТЕЦ (2). П. Комаров. “ПРИАМУРЬЕ”.

Край далёкий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, – это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты…

Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье моё !

ЧТЕЦ (2). П. Комаров. “НА КРАЮ РОССИИ”.

Азиатской волной Амура,
Криком зверя во мгле ночной,
Потайною тропой манчъчжура
Ты пугал меня, край лесной.

На чукотском берегу
Где туманы плывут с утра.
Над скалами поднял Беринг
Государственный флаг Петра.

Землеходцы пришли босые,
Топором прорубая путь…
Всё здесь русское, всё здесь наше –
От Москвы до конца земли…