Коллегиальность, принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности (Энциклопедический словарь).
Управление методической деятельностью в образовательном учреждении осуществляется Методическим советом школы (ШМС), в состав которого входят заместитель руководителя образовательного учреждения (методист), руководители методических объединений, образовательных модулей, творческих, проблемных, рефлексивных групп.
На Методическом совете происходит рефлексия деятельности руководителей данных структур, выясняются проблемы и трудности в деятельности групп и за счет этого перепроектируется их деятельность, оформляются информационные материалы, при необходимости вносятся изменения в реализуемую модель методической деятельности школы. Кроме того, Методический совет осуществляет анализ состояния методической работы в образовательном учреждении, выявление соответствия содержания методической деятельности проблемам учебно-воспитательного процесса, программирование методической деятельности в образовательном учреждении, экспертную оценку нововведений, информационное и методическое обеспечение результатов работы
Предназначение ШМС (по М. М. Поташнику)
Управление методической работой в ОУ (принятие решений по вопросам содержания и организации методической деятельности)
Содержание деятельности ШМС (по М. М. Поташнику)
- Анализ состояния методической работы в ОУ.
- Выявление соответствия содержания методической работы проблемам учебно-воспитательного процесса.
- Планирование методической работы в ОУ.
- Экспертная оценка нововведений.
- Коррекция плана методической работы в ОУ.
- Информационное и методическое обеспечение результатов работы.
Ключевой фигурой в организации методической деятельности в образовательном учреждении является заместитель руководителя образовательного учреждения (методист).
В его обязанности входит:
- подготовка команды для организации составления индивидуальных образовательных программ;
- организация мест для составления индивидуальных образовательных программ (организация рефлексивного процесса);
- организация выявления и оформления образовательного ресурса;
- координация работы структур;
- организация информационного пространства (табло или карты учета, информирование коллектива);
- подготовка и проведение Методического совета и рефлексивно-аналитических семинаров с руководителями методических объединений, структур по составлению индивидуальных образовательных программ, образовательных модулей, творческих и проблемных групп.
Исходя из вышеизложенного, на 2008-2009 учебный год был составлен данный план работы ШМС ОУ:
Заседание 1. 21.10.08
- Рассмотрение и утверждение плана работы ШМС на 2008-2009 учебный год.
- Рассмотрение и обсуждение методических рекомендаций «Актуальные задачи современной модели образования» в аспекте работы методических служб.
- Рассмотрение и утверждение планов работы ТГ, плана работы тьюторской команды. Рассмотрение и утверждение плана работы, положения клуба «АУ».
- Подготовка к педсовету по теме: «Интерактивные формы и методы работы в урочной деятельности».
Заседание 2. 20.01.09
- Обмен опытом по работе с ИОП школьного методического объединения учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, членов творческих групп «Гражданско-правовое образование школьников», «КУЗ».
- Обсуждение по теме: «Реализация профильного обучения обучающихся через применение блочно-модульной технологии». Подготовка к проведению педсовета по данной теме.
Заседание 3. 21.04.09
Рассмотрение и обсуждении вопроса «Об итогах работы по методической теме школы»:
- отчет руководителей ШМО, ТГ о методической работе, работе по ИОП;
- представление работы по ИОП (в виде мультимедийной презентации, беседы ит.п.) молодыми специалистами
- обсуждение вопросов, касающихся планирования методической работы на 2009-2010 учебный год
Предназначение структур методической деятельности и содержание их работы (по М. М. Поташнику)
Название структуры |
Предназначение |
Содержание деятельности |
Методическое объединение |
Обсуждение частно-методических вопросов |
Разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения детей по тем или иным темам. |
Предметные или цикловые кафедры |
Научно-исследовательская работа по профилю. |
Создание новых и модернизация существующих программ, методик. Разработка рекомендаций для педагогического коллектива, учащихся, родителей. |
Творческие группы |
Взаимное творчество. Обучение равных. |
Взаимообучение учителей, результатом которого является новый продукт для каждого (приемы, методы, методики и т.д.) |
Проблемные группы |
Изучение проблем и поиск путей решения той или иной проблемы учебно-воспитательного процесса. |
Понимание проблемы, разработка вариантов ее решения, организация опытно-экспериментальной работы по апробации найденных решений проблем, рефлексия деятельности по апробации найденных решений. Результатом работы является получение нового продукта: модернизированная или новая программа, организационный механизм, разработки уроков, пособий, дидактического материала, приемов, методов. |
Проектные команды |
Реализация проекта, направленного на решение конкретной проблемы. |
Анализ ситуации, выделение и оформление проблемы, оформление проектной идеи, поиск ресурса необходимого для реализации проекта, реализация проектной идеи, рефлексия деятельности по реализации проекта. |
Творческие лаборатории |
Апробация новых технологий обучения. |
Изучение новой технологии. Разработка программ эксперимента. Проектирование и проведение учебных занятий с использованием новых технологий. Рефлексия деятельности по применению новых технологий, выявление проблем и проектирование путей их решения. Обобщение и оформление результатов эксперимента и методических рекомендаций по внедрению новой технологии. |
Методический Совет |
Управление методической работой в ОУ (принятие решений по вопросам содержания и организации методической деятельности) |
Анализ состояния методической работы в ОУ. Выявление соответствия содержания методической работы проблемам учебно-воспитательного процесса. Планирование методической работы в ОУ. Экспертная оценка нововведений. Коррекция плана методической работы в ОУ. Информационное и методическое обеспечение результатов работы. |
Использованная литература:
- Ильина Н.Ф. Организация методической деятельности в образовательном учреждении. - г. Красноярск, 2007
- Катыщук С.М., Горностаев А.О. Переустройство муниципальной методической службы // Научно-методический журнал Методист. – 2007. - №6. – С. 21-24