I. Цель урока: изучить с учащимися процесс развития США в 19 веке.
Выявить причины способствующие развитию США, и причины, тормозящий этот процесс. Сделать вывод о итогах развития США в 19 в и предположения о возможном дальнейшем развитии этой страны.
II. Для проведения этого урока: а) привлечь предшествующие знания учащихся б) привлечь учащихся к самостоятельному поиску материалов по истории США. (Компьютер, библиотека, дополнительная литература).
Ход урока
I. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Сегодня на уроке рассмотрим причины, которые способствовали развитию США и причины, которые тормозили этот процесс. На основании старых фотографий вспомним предшествующий этап развития США.
«О чем могут рассказать старые фотографии?»
На этом этапе урока учащиеся, предварительно самостоятельно разделившиеся на группы, на основании самостоятельно добытых знаний, информации учителя и копий старых фотографий освещают следующие вопросы:
- Возникновение колоний.(рисунок 1: Мэйфлауер) (рисунок 2: Основание Нового Плимута) (рисунок 3 : Форт Джеймс), (Рисунок 4: Два мира)
Рисунок 1. Мэйфлауер
Рисунок 2. Основание Нового Плимута
Рисунок 3. Форт Джеймс
Рисунок 4. Два мира
- Управление и зависимость от метрополии.
- Причины конфликта с Англией. (рисунок 5: Бостонское побоище), (рисунок 6: Бостон)
Рисунок 5. Бостонское побоище
Рисунок 6. Бостон
- Война за независимость и её итог. (рисунок 7: Принятие Декларации), (Рисунок 8: Провозглашение независимости), (Рисунок 9: Джордж Вашинктон), (Рисунок 10: Томас Джефферсон), (Рисунок 11: Бенджамин Франклин)
Рисунок 7. Принятие Декларации
Рисунок 8. Провозглашение независимости
Рисунок 9. Джордж Вашинктон
Рисунок 10. Томас Джефферсон
Рисунок 11. Бенджамин Франклин
На основании повторенного материала учащимся предлагается сделать вывод о развитии США в 17-18 вв. и предположение о возможном дальнейшем развитии США.
II. Изучение новой темы.
На этом этапе урока учитель рассказывает о США в 19 в. Объяснение учителя сопровождается наглядными материалами: старыми фотографиями, картой и сообщениями учащихся. Учащиеся самостоятельно выбирают вопросы своего сообщения, самостоятельно находят материал, не привлекая материалы учебника.
Учитель: 1. Победа в войне с Англией и создание независимого государства создали условия для развития процесса модернизации в США, к концу 19 в.США превратились в мировую державу. Первая задача, которую решили США-это увеличение своей территории. После окончания войны за независимость территория страны простерлась от Атлантики до Миссисипи, а в середине 19 века она расширилась уже до Тихого океана. В 1803 г. США купили у Франции Луизиану, хотя даже не представляли её границ. От Испании добились уступки Флориды, в 1845 году захватили Техас, и в результате войны с Мексикой 1846- 48г. г. присоединили Новую Мексику и Калифорнию. Усиленно отбирались земли у индейцев. В результате граница США стала проходить по побережью Тихого океана. (Рисунок 12: Путь на Запад), (Рисунок 13: Путь к океану), (Рисунок 14: Войны с индейцами).
Рисунок 12. Путь на Запад
Рисунок 13. Путь к океану
Рисунок 14. Войны с индейцами
2. Эмигранты прибывая в США, двигались на Запад, стремясь получить там землю. В соответствие с законом 1841г. переселенец мог. оформить землю, если на ней стоит дом. (Рисунок 15: Хижина это земля). Для этого строили лёгкие хижины и перетаскивали их с участка на участок. (Рисунок 16: Америка встречает эмигрантов), (Рисунок 17: Первый день в Америке), (Рисунок 18: Страна свободы). Запад был природно богат, кроме всего в Калифорнии обнаружили золото. Образовались новые штаты - Небраска и Дакота, а в 1867 США купили у России Аляску.
Рисунок 15. Хижина это земля
Рисунок 16. Америка встречает эмигрантов
Рисунок 17. Первый день в Америке
Рисунок 18. Страна свободы
3. Условия для развития промышленности и промышленного переворота в США были благоприятные. США использовали европейские достижения НТР, поток эмигрантов давал квалифицированных рабочих и специалистов, но конкуренция английских товаров и уход рабочих на Запад тормозил этот процесс. Стране необходимо было решать проблему в транспорте. США покрыты сетью рек и озёр. Американцы использовали это и активно строили каналы. Уже к 1840г. протяжённость каналов составляло около 5 тысяч км. Активно использовали паровую машину Эванса. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грей Уэстерн» пересекли Атлантику. Со второй четверти 19 в. США активно строят ж/д. (Рисунок 19: Железнодорожная лихорадка)
Рисунок 19. Железнодорожная лихорадка
Промышленный переворот коснулся и сельского хозяйства, ведь большая часть американцев в середине 19 в. были фермерами. Некоторые применяли труд батраков, некоторые стали использовать технику. Настоящую революцию в с/х произвело изобретение механической жатки Сайрусом Маккормиком. В результате развития с/х из быта фермеров исчезли самодельные орудия, одежда, предметы обихода. Развитие с/х способствовало развитию промышленности.
4. (Рисунок 20: Рабство) Промышленная революция почти не коснулась юга. В южных штатах процветало плантаторское хозяйство, основанное на применении труда рабов. Эксплуатация рабов приложили огромные доходы. Товар этот пользовался огромным спросом, и несмотря на закон 1809 г. , рабов ввозили контрабандно. Положение рабов было ужасно. Негров покупали и перепродавали, разрушали семьи, за проступки и неповиновение применялись страшные наказания и истязания тем более, что набирал силу расизм. На беспощадную эксплуатацию негры-рабы отвечали восстаниями, бегством на Север или в Канаду.
Рисунок 20. Рабство
Выступление учащейся: Восстание Ната Тэрнера
Учитель: Борьбу негров поддерживали и белые американцы. Эпоха просвещения наложила свой отпечаток на большинство граждан США. С 30-х годов 19 века в США развернулось массовое движение аболиционистов. Одним из них был Джон Браун.
Выступление учащейся: Джон Браун. (Рисунок 21)
Рисунок 21
Учитель: В 1854 г. в США образовалась республиканская партия- союз буржуазии и фермеров. Республиканцы требовали запретить рабство на Западе и раздавать западные земли бесплатно. В 1860 году президентом США от партии республиканцев стал Авраам Линкольн. (Рисунок 22: Авраам Линкольн)
Рисунок 22. Авраам Линкольн
Сообщение учащегося: Авраам Линкольн.
Учитель: Президент противник рабства вызывал острое недовольство плантаторов. Одиннадцать рабовладельческих штатов подняли мятеж и образовали конфедерацию со столицей в городе Ричмонд. (Рисунок 23: Война Севера и Юга), (Рисунок 24: Прокламация об освобождении рабов) Этот раскол страны вызвал гражданскую войну, длившуюся 4 года. В 1862 году правительство Линкольна ввело налоги на богачей и приняло закон о конфискации имущества мятежников. 20 мая был принят закон по которому гражданин США мог получить на Западе 160 акров земли. Через 5 лет участок становился собственностью.1 января 1863 года был принят закон об отмене рабства без всякого выкупа. В апреле 1865 года армия конфедератов прекратила сопротивление. Закончилась гражданская война победой Севера. Единство страны было сохранено, демократия, справедливость, человечность одержали победу. А через 5 дней 14 апреля 1865 г. сторонником рабства Бутом был убит А.Линкольн. В феврале 1865 г. была принята поправка к Конституции, запрещавшая рабство навсегда.
Рисунок 23. Война Севера и Юга
Рисунок 24. Прокламация об освобождении рабов
Но бывшие рабы не получили земли, у них не было равных прав с белыми. Возникшие организации террора, Ку-клукс-клан делали жизнь черных американцев полной ужаса и безнадежности.
Итак, ребята, вы прослушали тему урока, рассмотрели старые фотографии и документы. Давайте на основании изученного сделаем выводы по пройденному материалу.
Учащиеся должны сделать следующие выводы:
- США стали огромной державой, самой сильной на американском континенте.
- В результате бурного развития с/х, транспорта, промышленности и благодаря использованию достижений НТР в США произошел промышленный переворот.
- В результате гражданской войны США сохранили единое государство, было уничтожено рабство.
- В ходе гражданской войны произошла буржуазная революция, что дало еще больше возможностей для развития США
- В США сложились условия для превращения их в мировую державу.
III. В качестве завершающего этапа урока проведем небольшое тестирование.
Вариант №1
1. «Земельная лихорадка»- это
а) землетрясение
б) эрозия почвы
в) захваты земельных участков переселенцами.
2. Промышленный переворот в США тормозился из-за
а) сопротивления индейцев
б) отсутствия природных богатств
в) ухода квалифицированной рабочей силы на Запад
3. Самое крупное восстание рабов возглавил:
а) Том Сойер
б) Нат Тэрнер
в) Мартин Лютер Кинг
4. Прозвище «честный Эйб» имел:
а) Авраам Линкольн
б) Авраам Руссо
в) Джемс Кук
5. Гражданская война в США закончилась:
а) в апреле 1865 г.
б) в сентябре 1945 г. в) в июне 1863 г.
Вариант № 2
1. Человеком у которого нет хозяина называли
а) освобожденного раба
б) свободолюбивого индейца
в) фермера в США
2. Аболиционистами называли
а) художников
б) религиозных деятелей
в) сторонников отмены рабства
3. Что нужно было иметь гражданину США, чтобы получить в собственность 160 акров земли
а) свидетельство о гражданстве
б) иметь 10 долларов
в) иметь семью.
4. В 1854 году в США была создана:
а) республиканская партия
б) Ку-клукс-клан
в) закон о гомстедах.
5. Авраам Линкольн был убит:
а) Брутом
б) братом
в) Бутом
IV Подведем итоги:
Мы изучили США в 19 веке. Выяснили ключевые моменты развития США в данную эпоху, сделали выводы о развитии страны, выдвинули предположение о будущем США. Задачи нашего урока выполнены.
V. Домашнее задание
§ 24 работа в тетрадях задания 1-10
Самоанализ урока в 8-м классе учителя МОУ СОШ с. ТЕРНОВКА ДЬЯКОВА С.В.
При проведении урока по теме: «США в19 в. : модернизация, отмена рабства, сохранение республики.»ставилась следующая цель: изучить историю развития США в 19 в. и выявить причины, тормозящие данный исторический процесс. Учащиеся должны сделать вывод о итогах развития США в 19в. предположение о возможном дальнейшем развитии этой страны При проведении урока учащиеся проявляли достаточные знания предшествующего материала по истории США. Проявили умения самостоятельного поиска и использования внепрограммного материала по истории США. Учащиеся черпали знания из дополнительной литературы, использовали компьютер. В процессе урока проявили упорядоченные знания, чётко представляли возможные факторы на историческое развитие США, правильно ориентировались в хронологии и знании карты.
Учитель использовал на уроке различные приёмы изучения учебного материала, способствующие наиболее чёткому восприятию учебного материала, такие как : групповая работа, анализ работы группы, индивидуальные сообщения, работа с компьютерными материалами, тестирование, рассказ с использованием карты и наглядных пособий.
В процессе урока были некоторые недостатки. Из-за плотности и насыщенности учебного материала учитель не вынес на классную доску некоторые исторические термины, а озвучил их и закрепил в тестовом задании.
В целом задача и цель поставленная учителем перед классом была полностью выполнена.