Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель:
- повторить основные понятия и термины, совершенствовать развитие математического языка, проверить усвоение вопросов теории, выявить то, что не усвоено с целью последующей корректировки;
- установить межпредметные связи;
- воспитать внимание, устойчивый интерес к изучению математики, ответственность и серьезное отношение к занятиям;
- активизировать работы учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру;
- привить любовь к Родине, к родному краю.
Оборудование: Карточки, магнитная доска с магнитными держателями, миллиметровая бумага, карта Башкортостана обтянутая пленкой с нанесённой на ней координатной плоскостью (см. рис. 1), сигнальные карточки, плакаты, координатные плоскости, заранее приготовленные учениками дома (2 большие, 2 маленькие).
Плакат: «Повторение – мать учения».
Девиз: «Чем больше я работаю, Тем больше я учусь.» (М. Фарадей)
Ход урока
1. Организационный момент.
На сегодняшнем уроке мы должны повторить темы: «Сравнение чисел», «Модуль числа», «Параллельные и перпендикулярные прямые», «Координатная плоскость».
2. Актуализация знаний, ответить на вопросы и выполнить задания устно (карточки).
Учитель: Чему равны модули положительных, отрицательных чисел и «О»?
Обучающийся формулирует правило
Учитель: Найдем модули следующих чисел. Работаем с сигнальными карточками (на парте для каждого обучающегося карточка в форме гантели (можно любой) окрашенная с одной стороны зеленым цветом с другой стороны красным) Если вы согласны с ответом, то показываете зеленую сторону карточки, если нет – красную.
|81|; |-3,2|; |-70|; |а|, при а > 0, при а < 0. (карточки)
Учитель: Сформируйте правило сравнения двух отрицательных чисел.
Обучающийся формулирует правило
(сигнальные карточки).
Назовите знак сравнения, который надо поставить вместо звёздочки.
-2*-4; -0,8*-0,6; -1*-10. (карточки)
Учитель: Сформируйте правило сравнения чисел с разными знаками.
Обучающийся формулирует правило
Сравните числа (сигнальные карточки).
5 *-50; -9,5* 0; 1 *-1; -3 2*5 3; 0 *-0,1 (карточки)
Учитель: Какие прямые называются параллельными?
Ответ обучаемого
Учитель: Какие прямые называются перпендикулярными? (сигнальные карточки убрать)
Ответ обучаемого
Учитель: Определите на глаз, какие прямые
- параллельные,
- перпендикулярные.
(рисунки на доске)
Повторим тему «Координатная плоскость
Учитель: Как найти координаты точки на плоскости?
Учитель: В какой последовательности записываются эти координаты? Учитель: Как строится на координатной плоскости точка?
Учитель: Какой знак имеют координаты точки расположенной в I, II, III или IV четверти?
3. Определение координат точек.
1. Работа с магнитной доской (используется набор магнитных букв латинского алфавита) На магнитной доске буквы. Определите координаты указанных точек.
2. Работа с картой.
Перед вами карта Башкортостана. Поэт Мустай Карим написал прекрасные слова о ней в стихотворении «О березовом листе»:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листа,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
* * *
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесённым ветерком, –
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищён твоею широтой!
Живём мы с вами в Республике Башкортостан (см. рис.1), в Бирском р-не, в п. Березовка. На карте это примерно здесь (работа с картой). На ней относительно г. Бирска построена система координат. А сейчас мы совершим экскурсию по крупным населённым пунктам Башкортостана. Назовите координаты этих городов. (Можно использовать карту России, другого государства, страны, республики,…)
- Первый город, куда мы отправимся – это Уфа, – наша столица с населением около 1200 тыс. человек.
- Стерлитамак
Здесь находятся крупные заводы: «Каустик», «Сода» этот город с 1919 г. по 1922 г. был нашей столицей. - Нефтекамск – завод автосамосвалов, завод изготовления искусственной кожи «Искож». Это город нефтяников.
- Туймазы. В этом городе развито машиностроение.
- Отправимся в город Белорецк – в город металлургии.
- В Мелеузе развита химическая промышленность.
(Данные на 1997 г.)
Рисунок 1 – Карта Республики Башкортостан.
Плакат численности населения (вывешивается на доску)
Октябрьск | 110,7 тыс. ч. |
Салават | 156,2 тыс. ч. |
Белебей | 57,7 тыс. ч. |
Бирск | 38,6 тыс. ч. |
Благовещенск | 30,0 тыс. ч. |
Баймак | 17,4 тыс. ч. |
Сибай | 55,5 тыс. ч. |
Учалы | 37,5 тыс. ч. |
Агидель | 20,2 тыс. ч. |
Дюртюли | 30,0 тыс. ч. |
Выполнить диаграмму (любую) на заготовленных листах с указанным масштабом.
4. Построение точек по координатам.
Учитель: Ребята мы с вами научились строить квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, окружность. А сейчас познакомимся с новыми геометрическими фигурами. Построим по указанным координатам параллелограмм и дельтоид. К доске идут два ученика.
(Плакат с координатами)
А(-7;3) В(0;3) С(2;-2) D(-5;-2) – параллелограмм
Е(3;3) F(6;6) M(9;3) N(6;-4) – дельтоид
Остальные выполняют на маленьких прямоугольных системах координат (заготовленных дома) разными карандашами эти геометрические фигуры (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Геометрические фигуры: параллелограмм, дельтоид.
5. Выполнение разноуровневых заданий
(подготовка к дифференцированной контрольной работе)
Учитель раздает лист с трехуровневыми заданиями. Все задания решаются у доски обучающимися. Если класс сильный, то выполняют самостоятельно, ответы сверяются или подбираются дифференцированные задания, чтобы обучающийся самостоятельно выбирал уровень, с заданиями которого они могут справиться.
1 уровень сложности
1. Найдите на получившемся рисунке параллельные отрезки. Назовите отрезки перпендикулярные оси ординат. Укажите координаты точек пересечения с осями координат.
2 уровень сложности
2. На этом же рисунке постройте точки А(-4;1), В(3;1), С(3;-3) – вершины прямоугольника АВСD. Найдите координаты четвертой вершины прямоугольника и вычислите его периметр и площадь, если единичный отрезок равен 0,5 см. (D(-4;-3), Р=11см, S=7см²).
3 уровень сложности
3. Постройте диагонали прямоугольника и найдите координаты точки О, пересечения диагоналей, если сместить прямоугольник на 1 клетку вправо и 1 клетку вниз. Чему равно произведение координат точек D и О? (О(1,5;-2), 12,-3)
4. Даны точки А(-а;-b), В(2а;-b), С(2а;2b), где а≠0, b≠0. Найдите координаты точек пересечения сторон треугольника АВС с осями координат. ((0;0), (2а;0), (0;-b))
5. Игра дешифровщик (каждому ученику раздается конверт с указанием координат точек)
Учитель: К нам в школу для 6 класса пришло зашифрованное письмо. Давайте его расшифруем. У вас на руках карточки с указанием координат точек. Возьмите большую систему координат (заготовленную дома), стройте эти точки на ней и сразу же последовательно их соединяйте, т. е. соедините, друг за другом, как они записаны. Угадайте, кто получится.
Задание к игре.
A(0;8), В(2;5), C(2;l l), D(6;10), E(4; 9), F(4;5), K(3;0), L(2;0), M(l;-7), N(2;-8),
О(0;-8), Р(0; 0), R(-l; l), S(-3; ), T(-2; 3), U(-3; 3), V(-4; 6)
В это время учитель расставляет на магнитной доске, вырезанные из картона или плотной бумаги макеты: «танков» и «ракет» для игры «Поражение цели».
6. Расшифрованное письмо
Итак, получился страус «математический» (см.рис.3).
Что вы знаете о страусе? Оказывается в отряде страусообразных три подотряда:
- Африканские страусы.
- Американские страусы или их называют Нанду.
- Австралийские – Казуары и Эму.
У африканских страусов 2 пальца на ноге, у прочих – 3.
Страус самая крупная птица (приложения А-Г). Достигает высоты 2,5 м, его масса около 100 кг, развивает скорость до 50 км/ч, в особых случаях до 70 км/ч.
Рисунок 3 – «Страус».
7. Игра «Поражение цели»
Учитель: Поиграем в игру «Поражение цели».
I ряд «наводчики» уничтожают «ракеты»
II ряд «стрелки» уничтожают «танки»
Все работают с сигнальными карточками. Каждый поочерёдно встаёт и называет координаты указанной мной фигурки. Тот, кто согласен с этими координатами, то поднимает зелёную карточку, а кто нет - красную. Если хотя бы один член команды не согласен с координатами «наводчика», то фигурка остаётся на доске. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».
8. Чтение закодированного слова
(вывешивается рисунок с изображением точек на координатной плоскости)
Учитель: На доске новая прямоугольная система координат. На ней указаны точки, а снизу, на карточке, записаны координаты этих точек. Прочитайте слово по этим координатам в той последовательности, в какой они указаны (см.рис.4).
Рисунок 4 – Расшифруй слово.
9. Итог урока
Целью нашего урока было повторение основных понятий по указанным темам.
10. Домашнее задание
- Определите координаты точек на рисунках. Индивидуальное задание для каждого (материала по этой теме печатается много, привожу рис.5 и рис.6)
- Прямые АВ и ВС перпендикулярны. Из точки В проведен луч ВD так, что угол АВС составляет 9/14 угла DВС. Найдите угол АВС, если он – острый.(50°)
- Все повторить и разобрать классную работу
Рисунок 5 – «Верблюд».
Рисунок 6 – «Осел».
Список используемой литературы
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокова, С.И.Шварцбурд «Математика 6кл.». Москва «Мнемозина» 2001.
- А.И. Ершова, В.В. Голобородько «Математика 6» (Дидактические материалы преднозначенные для организации дифференцированной работы учащихся)
- В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» Москва «Просвещение», 1990.
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 2000.
- Хисматов М.Ф.,Сухов В.П.География Башкортостана. Учебник для 9 класса.- Уфа: Китап, 2000.
- Энциклопедия для детей. Биология. Том 2. Москва «Аванта+»,М.Аксенова, С.Исмаилова, 1994.
- Журналы «Математика в школе».
- Газеты «Математика» Издательский дом «Первое сентября».
- Приложение А – Нанду.
- Приложение Б – Африканскийстраус.
- Приложение В – Эму.
- Приложение Г – Казуар.