Тренинг развития жизненных целей

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: способствовать успешному взаимодействию участников в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.

Задачи:

  • социальная самоидентификация;
  • знакомство с различными социальными ролями;
  • обучение конкретным социальным навыкам;
  • формирование навыков общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

I. Вводная часть (разминка)

  1. Упражнение «Прогноз погоды»
    Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «Плохая погода» или «Штормовое предупреждение», а может быть для вас солнце светит уже во всю». (Участники выполняют задание).

    - А теперь, каждый расскажите о том, что изображено на вашем рисунке?
    - Что вы чувствовали в момент выполнения задания?

  2. Упражнение «Меняющаяся комната»
    «Давайте сейчас все будем медленно ходить по комнате…

    А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в «Фонтане». А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…».

II. Основная часть

Человек живет не один, а совместно с другими людьми. Человеку трудно жить одному, даже Робинзон пользовался изделиями других людей – ружьем, ножом и был рад встрече с Пятницей. Существуют разные уровни, разные дисциплины, выстраиваемых отношений с людьми. Есть «Я», вокруг меня находится самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум. Следующая сфера взаимодействия – это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги, одноклассники, учителя, те люди, взаимодействие с которыми для меня достаточно значительно.

Следующий уровень – это те люди, которые не оказывают особого внимания на мою судьбу, обычно мы не знаем их лично. Это продавец в магазине, врач и др. Самые дальний уровень – это те люди, о существовании которых мы редко задумываемся, например, одинокий старый рыбак с берегов Австралии.

Сейчас вы должны будете нарисовать рисунок «Я и мой мир вокруг меня».

Целью является изображение и осознание участником значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться. Взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».

«Обсуждение». Расскажите, что – нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что наименее. Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из окружения обращен ты? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Мы говорим о наших близких. Естественно, мы к ним испытываем чувство нежности. Если кто-то очень нежен с нами и мы нежны, то может быть и зависимость от этого человека. Если нежность мало проявляется с данным человеком, то мы выступаем холодными, отстраненными. Нежность может проявляться в разных отношениях. В отношениях дружеских (суровая мужская дружба, крепкое рукопожатие, женская дружба, с нежными прикосновениями друг к другу), нежность к родным (братьям, сестрам, близким нам взрослым), нежность в понятии «материнства».

  1. Упражнения «Мать и дитя».
    Это упражнение вызывает чувство глубокого контакта с другим человеком, затрагивает что-то очень глубокое, что очень крупно выражается словами.
    Участники делятся на 2 группы. Одна группа – «дети», они садятся в круг на корточки обхватывают колени руками и пригибают голову. Они как бы эмитируют «Утробную позу» младенца. Вторая группа – «Матери». Они садятся сзади «детей» на колени, обнимают их сзади. «Матери» начинают тихонько покачивать своих «детей», стараясь почувствовать, какой ритм и какая интуитивность покачивания наиболее комфортны и естественны для их пары.
    Через небольшой промежуток времени «матери», двигаясь по кругу, меняют «детей», и все повторяется. Потом «дети» и «матери» меняются ролями.

    Обсуждение: что ты чувствовал, когда был «ребенком», «матерью»? С кем чувствовал себя наиболее комфортно? Испытывал ли ты чувство нежности к кому-то из детей», из «матерей»?

  2. Упражнение «Волшебные краски»
    Участникам тренинга предлагается выполнить общий портрет внутреннего состояния нашей группы. Берется: муки 2 г., соли – 1 ч.л., растительное масло 1ч.л., клей ПВА 1 ч.л., вода для коррекции густоты. Участники выбирают по желанию цвет и выполняется общая картина из «волшебной краски». Каждому участнику предлагается сделать несколько движений, перемешивая краски на картоне.

III. Заключительная часть

  1. Упражнение «Розы и чертополох»
    Даются два эти предмета одному из участников. И он может подойти к любому из стоящих в круге и сказать: «Я даю тебе эту розу зато, что ты …И даю тебе этот чертополох, что ты… «роза за то качество, которое ты принимаешь в человеке, оно тебе нравится, а чертополох за то качество, которое ты не принимаешь, над которым, как тебе кажется, ему нужно поработать». Участник, получивший розу и чертополох, «дарит» их другому члену группы и т.д.

  2. Упражнение «Спасибо за приятное задание»
    Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеское чувство и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!», оба остаются в центре, по - прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает и говорит: «Спасибо за приятное задание!»

Таким образом, группа в центре группы постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединяется последний участник, замкните круг и завершите крепким троекратным пожатием рук.

IV. Рефлексия

  1. Изменилось ли что-то за время нашего занятия?
  2. Узнали ли вы что-нибудь о себе, о своих одноклассниках?
  3. Что понравилось?
  4. Что показалось трудным?