Цели урока:
Дидактические:
- Научить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру- силуэт
- Способствовать грамотному использованию практических навыков при пользовании компьютером
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках тем «Автофигуры в текстовых редакторах», «геометрические фигуры», «силуэт», закрепление и контроль знаний, умений и навыков учащихся по этим темам
- Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся
- Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей
- Освоение учащимися практических способов размещения фигур в пространстве, сочетание одних с другими, перемещению фигур, изменение их размеров в программе текстового редактора Word
Развивающие:
- Развитие геометрического воображения, сенсорных умений, изопространственных представлений, способностей аналитического восприятия
- Развитие игрового замысла, умение реализовывать игровую задачу
- Развитие образного и логического мышления, смекалки и сообразительности, художественного вкуса
Воспитательные:
- Помочь учащимся осознать ценность и актуальность современных средств обучения
- Активизировать познавательную и творческую активность учащихся
- Воспитывать навыки самостоятельной работы на компьютере
Оборудование: компьютеры, классная доска, раздаточные карточки, рисунки с силуэтами
Тип урока: интегрированный
Требования к знаниям и умениям:
- учащиеся должны знать понятие силуэта, названия основных геометрических фигур
- уметь пользоваться основными и дополнительными возможностями Word, вносить необходимые изменения в документы Word
- уметь открывать программу Word, сохранять свои документы и закрывать программу.
Ход урока
1. Экспозиция
(1 мин.) (сообщение темы урока, его плана и цели)
Учитель Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его рисуя силуэты из геометрических фигуре не на бумаге, а на компьютере.
2. Повторение ранее изученного.
Учитель Какие геометрические фигуры Вы знаете?
Ученики перечисляют круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.
Учителями раздаются карточки различных вариантов, по 2 каждому ученику, и по 1 экземпляру учитель показывает сам, задавая вопросы классу
Учитель Посмотрите на рисунок на зеленой карточке. Из каких геометрических фигур он состоит? Сколько в нем кругов? Сколько используется овалов, треугольников? Из чего можно составить дым этого паровозика? Чем окружность отличается от овала? Как называется фигура, соединяющая паровоз и вагон?(ромб)
Ученики отвечают на все вопросы, таким образом разбираются разные рисунки-варианты.
Учитель А вот варианты посложнее(показывает рисунки), например
Учитель с учениками по каждому рисунку разбирает основные моменты – какие фигуры используется, обращается внимание на разницу в геометрических размерах, на отличие квадрата от прямоугольника, показывает где трапеция и т.д.
Учитель ИТ В каких программах такие простые геометрические фигуры можно «найти», нарисовать на компьютере?
Ученики в графическом редакторе Paint, текстовом редакторе Word и др.
Учитель Посмотрите на рисунок фигуры человека. Из чего она состоит? (овалы). Сколько их здесь? (16). Эти 16 овалов являются моделью не только такого (на карточке) человечка, но и нас с Вами.
Учитель ИЗО Кто может сказать, что означает слово «силуэт»? Это слово из какого языка к нам пришло?
Ученики отвечают, что был такой человек, француз, с фамилией Силуэт (фран.), говорят что означает и где используются силуэты.
Учитель показывает силуэты на рисунках, поясняя как они делаются и где используются (театр, живопись и т.д.)
3. Проработка материала темы урока
Учитель ИТ показывает образец фигуры – силуэта зайца, нарисованного на доске и говорит:
«Посмотрите внимательно на этого зайчика и скажите, из каких геометрических фигур он составлен?»
Ученики Голова- это квадрат, ухо – четырехугольник, туловище – из двух больших треугольников, лапы – из треугольников
Учитель «А где прямые углы в этих фигурах, где острые? Покажите»
Ученик выходит к доске и показывает прямые и острые углы.
Учитель А теперь давайте попробуем воссоздать фигуру по образу – кто скажет, из каких геометрических фигур состоит этот силуэт сидящего человека?
Пояснение: воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. Это требует комбинаторных способностей.
Ученики называют фигуры, ученики выходят к доске и мелом на доске показывает расположение фигур в этом силуэте. Вместе с классом делается сравнение у кого сколько простых геометрических фигур получилось.
Учитель ИЗО Посмотрите на доску. Какие фигуры вы видите?
Ученики Окружности (круги)
Учитель ИТ Правильно. Какая основная величина у этой фигуры? Чем они отличаются?
Ученики Отличаются размером, основная характеристика – радиус (диаметр)
Учитель Давайте представим, кто или что может получиться из этих кругов если мы в воображение дорисуем сами эту картинку, закончим это изображение, имеющее в своей структуре круглую форму.
Учащиеся предлагают свои варианты, например, снеговик, кукла, часы и др. Три человека вызываются к доске и дорисовывают эти окружности (слоненок, матрешка и др.)
4. Физкультурная пауза
физкультпауза для улучшения мозгового кровообращения
исходное положение –сидя, 1-2 наклонить голову назад, 3-4 наклонить голову вперед, 5-6 наклонить голову влево, 7-8 наклонить голову вправо
физкультпауза для снятия общего напряжения
исходное положение – сидя, 1-2 посмотреть на соседа слева, 3-4 посмотреть на соседа справа
физкультпауза для снятия напряжения с глаз
закрыть глаза, «нарисовать» вытянутой левой рукой окружность, затем вытянутой правой рукой треугольник, а после – одновременно двумя руками разные фигуры.
5. Проработка материала темы урока (продолжение)
Учитель ИТ Где мы с вами можем найти похожие фигуры в программе Word?
Ученики В меню «рисование» → автофигуры → основные фигуры
Учитель Ребята, вам задание: попробуйте нарисовать человечка на экране монитора, используя только стандартные автофигуры.
Ученики выполняют задание на компьютере, учитель в это время напоминает, что для изменения размера фигуры необходимо нажатием мышки потянуть за любую из меток (по горизонтали, по вертикали или угловые для пропорционального изменения). Для перемещения фигуры надо выделить ее мышкой и, удерживая мышку в нажатом состоянии, переместить объект.
Тем учащимся, которые справляются с заданием быстрее остальных, учитель ИТ предлагает раскрасить созданную фигурку. Напоминает, что это делается с помощью нажатия на правую клавишу мыши → формат объекта → цвета и линии.
Например, у ребят может получаться фигуры такого типа
Пояснение Учителя ИТ и ИЗО ведут работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами (индивидуально подходя к каждому ученику в процессе работы им за компьютером) активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.
6. Организационно-связующий этап
(итог и домашнее задание)
Учитель в конце урока Давайте посмотрим на рисунки все вместе, у кого как получилось задание. Устроим «конкурс красоты» среди наших человечков!
Ученики вместе с учителями проходят вдоль мониторов и смотрят у кого как получилось, отмечает удачные и оригинальные рисунки. Молодцы, у вас очень хорошо получилось!
Учитель Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.